МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
20 Ноября 2022 года

Ewigkeitssonntag


Мф.25, 1-13
1. Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
2. Из них пять было мудрых и пять неразумных.
3. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
4. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
5. И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
6. Но в полночь раздался крик: «вот, жених идет, выходите навстречу ему».
7. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
8. Неразумные же сказали мудрым: «дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут».
9. А мудрые отвечали: «чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе».
10. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
11. после приходят и прочие девы, и говорят: «Господи! Господи! отвори нам».
12. Он же сказал им в ответ: «истинно говорю вам: не знаю вас».
13. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

Сегодня мы празднуем последнее воскресенье Церковного года, в немецкой традиции называемое «воскресеньем вечности». В соответствии с нашим обычаем, оно посвящается поминовению ближних, отошедших от мира сего. В Лютеранской Церкви поминовение означает воспоминание и благодарение. И не более того. Мы не совершаем просительных молитв за усопших, т.к. в этом нет необходимости. С физической смертью жизнь не отнимается, но только лишь изменяется. Человек переходит в иную грань бытия, в которой он целиком и полностью находится в руках Божиих. Бог же имеет абсолютное знание, и потому на Его суде человеческие аргументы не имеют значения. Мы можем одних канонизировать как святых, других клеймить как грешников, но всё это относительно, субъективно. Божий же Суд абсолютно объективен, и сия объективность совершенно не обязательно будет совпадать с нашими представлениями. Так что почитавшийся святым может оказаться негодяем, а тот, кого все презирали, как недостойного, истинным святым. Бог нелицеприятен, и Его видение несоизмеримо совершеннее и компетентнее нашего. Поэтому мы не возносим прошений об усопших, но, уповая на милость Божию, говорим: да будет воля Твоя! Мы ни о чём не просим. Мы вспоминаем и благодарим. Благодарим за жизнь, дарованную Богом нашим ближним, за благодать, которой они сподобились, живя на земле и за всё благое, что Бог совершил на земле их посредством. Сегодня – День поминовения усопших, сегодня - воскресенье вечности.

Впрочем, было бы ошибочно полагать, что в такой день должно размышлять исключительно об усопших. Стоит задуматься и о живущих, о нас с вами. Усопшие вошли в вечность, мы ещё нет. Наши почившие ближние могли жить благочестиво, могли жить в явном грехе, но, так или иначе, их земное существование завершилось, и его результаты не могут быть изменены. Для нас же изменения возможны, и от того, что мы посеем здесь, будет зависеть урожай, пожинаемый в мире ином. Если женщина во время беременности выпивает и употребляет наркотики, то ребёнок будет от рождения поражён тяжелейшими недугами, если вообще родится живым. Земная смерть есть рождение для вечности. Поэтому в грядущем мы будем пожинать плоды того, что посеяли здесь. Сегодня, здесь и сейчас мы готовим своё будущее. Именно об этом напоминает притча о десяти девах. «…подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Их них было пять мудрых и пять неразумных…».

Эта притча отнюдь не абстрактна. Согласно иудейскому обычаю, жених действительно являлся на брачный пир неожиданно, действительно мог придти даже ночью. Поэтому никто не знал, сколь долго продлится ожидание. Согласно тому же обычаю, опоздавшие на церемонию действительно не допускались. Бракосочетанию придавалось огромное значение, к нему готовились заранее. Тем печальнее положение неразумных дев, также готовившихся к участию в празднике, но из-за непредусмотрительности так и не попавших на него. Грустная притча, становящаяся ещё более грустной из-за своей актуальности. Согласно свидетельству Писания, Второе Пришествие совершится неожиданно, и, хотя многие признаки будут указывать на его приближение, тем не менее, никто не будет знать точно, когда именно оно состоится. Готовы ли мы к нему? В годы моего детства была популярна игра «Замри», при которой команда замереть поступает в самый неподходящий момент. И в каком бы ты ни был положении, ты должен замереть в полной неподвижности. Второе Пришествие похоже на эту игру в том отношении, что так же может застать нас в любой момент. И всё, сделать уже ничего нельзя. В каком же положении застанет нас Христос когда снова придёт в этот мир? Прискорбно сознавать, что христиане уже давно относятся ко Второму Пришествию, как к полуабстрактной идее. Годы идут, проходят столетия, а оно всё никак не совершится. Так какая разница, когда оно состоится, если мы его не увидим? А если так, то ни всё ли равно, что и как мы делаем? Нет, не всё равно. Потому что наша кончина будет также означать встречу с Богом. А возможность того, что завтрашний день, даже следующий час для кого-то из нас станет последним, вполне реальна. Особенно в данный период нашей истории.

Неразумные девы заметили, что из-за недостатка масла пламя их светильников вот-вот погаснет. К сожалению, мы порою бываем ещё более неразумными, потому что вообще не обращаем внимания на уровень масла в своём светильнике. Господь долготерпит, но, рано или поздно Он придёт, не спрашивая, успели люди подготовится к Его приходу или нет. Он просто придёт. Столь же неожиданной будет и встреча с вечностью в момент кончины, которая не будет предупреждать о своей близости, а просто настанет. В этом случае наступает вполне закономерный финал, о котором говорит Господь: «Когда же пошли они покупать, пришёл жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились». Что же означает быть готовым к встрече? И мешает ли нам что-нибудь быть на месте разумных дев?

Мы уделяем слишком много внимания своим земным делам. В результате получается нечто вроде морского прибоя, когда на смены одной волне идёт другая. Мы решаем одно дело, другое, процесс продолжается беспрерывно, так что в его волнах захлёбываешься и тонешь. И если вдруг закрадываются сомнения в прочности собственного бытия, то именно эти дела мы стремимся привести в порядок. А так ли уж это нужно? Не лишайте работы сотрудников музеев, архивариусов, наследников и преемников – дайте им возможность заняться распутыванием незавершённых дел, дописыванием оборванных строк и произнесением недоговоренных слов. Не думайте, что если вы не выполните какую-то работу, то мир рухнет. Но вот если за грузом мирских дел не остаётся времени для дел веры, для построения ковчега спасения (что, собственно, и является смыслом земного бытия), то наша будущая жизнь действительно может оказаться разрушенной. А совершать дела веры означает быть с Богом, быть в единстве с Ним, в общении с Ним. Можно утром и вечером рассеянно твердить заученные молитвы, думая при этом о чём-то другом, но это не будет общением. Можно исполнять разнообразные, придуманные людьми обряды – но и это не будет общением. Быть в общении с Богом означает беседовать с Ним, как с любящим Отцом, открывать Ему самое сокровенное, преисполняться исходящим от Него светом, чтобы потом, выйдя в мир, творить волю Его. Пребывать в общении с Богом – это значит перед тем, как сделать тот или иной выбор, спросить: Отче, что посоветуешь мне Ты? А после спросить ещё: Отче, получилось ли у меня воспользоваться Твоим советом, сделал ли я именно то, чего Ты от меня хотел? Если жить так, то отшествие от мира сего, как бы неожиданно оно ни произошло, равно как и Второе Пришествие будет не страшным, но радостным событием, ибо, как говорит Слово Божие, совершенная любовь изгоняет страх – боящийся же несовершенен в любви.

«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня. Ни часа, в который придёт Сын Человеческий». Некоторые люди посвятили значительную часть своей жизни вычислению сроков Второго Пришествия, чтобы надлежащим образом к таковому приготовиться. Но в этом нет ни малейшей необходимости. Тот, кто верит Богу и общение с Ним ставит превыше всего; тот, кто не собирает земные сокровища, но ищет прежде всего Царствия Божия и правды его, тот готов всегда и, подобно разумным девам, может с радостью встретить Христа в любой момент бытия.

Господь грядёт. Грядёт и наше отшествие из этого мира. Для нас сие грядущее должно быть не источником страха, но источником радости. Мы идём не к страданиям и мучениям, но навстречу любящему нас Отцу, навстречу Небесному Иерусалиму, великому славному граду, отблеск которого уже сегодня наполняет наши души радостным предчувствием. Грядёт великий день всеобщего воскресения, в который все верные воссоединятся навсегда, и свет их душ сольётся со светом Вышнего престола. Будем же бодрствовать, и да пребудут наши светильники горящими, дабы в свой час ничто не помешало нам встретить Христа и войти в новое творение, под новые небеса и на новую землю, которым не будет конца! Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

22 Ноября 2020 - День поминовения усопших (Пастор  Д. Лотов)
24 Ноября 2019 - Последнее воскресение Церковного года – Поминовение усопших (Пастор  Д. Лотов)
25 Ноября 2018 - Последнее воскресенье Церковного года - День поминовения (Пастор  Д. Лотов)
26 Ноября 2017 - Поминовение усопших (Пастор  Д. Лотов)
20 Ноября 2016 - День поминовения усопших (Пастор  Д. Лотов)
23 Ноября 2014 - Последнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
24 Ноября 2013 - День поминовения усопших (Пастор  Д. Лотов)
20 Ноября 2011 - День поминовения усопших (Пастор  Д. Лотов)
23 Ноября 2008 - День поминовения усопших (Пастор  Д. Лотов)