МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
26 Ноября 2017 года

Поминовение усопших


Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведёт с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами.

Истекающий Церковный год стал для нашего прихода годом больших утрат. Отошли в вечность Инна Верба и Виталий Шишкин, а также наша старейшая прихожанка Ольга Стрикс, совсем немного не дожившая до своего столетия. Многие годы они были среди нас, разделяя с нами наши радости и горести, помогая нести крест выпавших нам испытаний. И вот теперь Господь призвал их – они оставили нас, чтобы уйти к Нему. Случается, что Бог отзывает человека от этого мира совершенно неожиданно, так что его исход становится потрясением для ближних, однако намного чаще бывает так, что человек на твоих глазах приближается к своему естественному концу просто в силу преклонного возраста, в котором возрастает сила болезней, в то время, как сила организма уменьшается. Ты видишь, как человек с каждым днём слабеет; понимаешь, что долго он явно не проживёт, но даже в этом случае известие о его кончине падает на тебя подобно дубине, обмотанной тряпьём – мягко, но оглушающе. Сначала испытываешь чувство растерянности, никак не можешь понять, что случилось, а потом наваливается такая тоска, что буквально хочется выть, потому что уход ближнего – вне зависимости от его возраста и обстоятельств кончины – это всегда катастрофа, это всегда утрата, которая не может быть восполнена ничем. Ведь любой из наших ближних уникален и неповторим. Поэтому никто не может занять его место. Горечь утраты - это рана, которая никогда не затянется, вне зависимости от количества последующих лет. Огонь скорби может поутихнуть, подёрнуться пеплом, но он не угасает и в любой момент в состоянии вспыхнуть с такой же силой, как и в первый день. И вот иногда, пребывая в тоске воспоминаний, невольно думаешь: а не является ли бытие как ушедших ближних, так и твоё, совершенно бессмысленным? Вот, человек жил, что-то делал, а теперь его нет, и дело его разрушилось. Когда я был настоятелем в Самаре, был такой случай. Умер кто-то из прихожан тамошнего прихода. И вот, следует вынос – с процессией, с преднесением креста – так что происходящее трудно не заметить. Рядом проходит оживлённая улица. И вот, идёт процессия, а на указанной улице продолжается обычная суета. Т.е. человек ушёл, а мир этого не только не заметил, но и не замечает. Более того: когда уйдёт последний человек, знавший умершего, самая память о нём будет предана забвению. Так зачем что-то желать, что-то делать, к чему-то стремиться, если от твоих желаний, намерений и деяний ничего не останется? Поистине, если бы мир ограничивался исключительно видимой реальностью, то вся деятельность, которой люди столь увлечённо занимаются, действительно была бы совершенно ни к чему. Все дерзания, все замыслы в этом случае никуда не ведут, потому что и бытие отдельного человека и человечества в целом лишены конечного смысла, цели. Куда все идут? В никуда. А если в никуда, то зачем что-то делать? Полная бессмысленность бытия и безысходность – вот что такое жизнь обычных людей, которых Павел определил, как не имеющих надежды. И когда такие люди вспоминают своих усопших ближних, то могут обратиться только к прошлому, ибо будущего у них нет. Вот почему так важны услышанные сегодня слова св.ап.Павла: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведёт с Ним. … потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде…». Поистине, весть о воскресении есть одна из важнейших составляющих христианского благовестия. Ведь она означает, что смерть – это отнюдь не конец, а только промежуточный этап, станция на пути, который ведёт в Божье Царство, в вечность. А если так, то всё меняется, потому что в этом случае в бытии и отдельного человека и человечества в целом есть смысл, есть предназначение, есть цель. Далее. Мы тоскуем по тем, с кем расстались, ибо расставание с ближним всегда грустно, но, благодаря Слову Божию, сия тоска лишается ощущения безысходности, потому что разлука не вечна, и в расставании сокрыта грядущая встреча. Ведь Бог Истинный есть Бог живых, и настанет день, когда мы встретимся для того, чтобы более не расставаться - день, в который мы воссоединимся и друг с другом, и с нашим Добрым Пастырем, о чём говорит нам апостол: «и так всегда с Господом будем». Сие есть величайшее обетование, укоренённое в величайшем и радостнейшем чуде - Воскресении Христа из мёртвых. Радостном потому, что в нём был явлен прообраз воскресения как ближних, так и нашего собственного.

Павел говорит нам ещё одну очень важную вещь: «Итак утешайте друг друга сими словами». Обетование дано нам не просто так, но для того, чтобы мы возвещали его, делились им, утешая страждущих, ибо люди остро нуждаются в этом утешении. В первую очередь, мы сами нуждаемся в нём, ибо мир пытается навязать нам свои воззрения, и очень трудно не поддаться его давлению. Поэтому мы должны постоянно напоминать друг другу о Воскресении Господнем и о Его обещании воскресить умерших в единстве с Ним верных, дабы ввести их в Божие Царство. Ободрившись же этой радостью, мы должны делиться ею с формально верующими и с неверующими, потому что у этих бедных людей впереди нет ничего: никакой перспективы, никакой надежды – только лишь бессмысленность распада, прах и тлен. Господь же через наше посредство может дать им радостную, блистательную перспективу, дабы они возрадовались ей, обрели иное видение мира и поверили Иисусу, Который открывает перед людьми врата вечности; Который говорит верующим в Него, что все, бывшие с Ним на земле, пребудут с Ним и в небесах. Всем нам нужно прежде всего веровать, верить, доверять. Доверять Иисусу Христу. И в этом доверии вспоминать наших почивших ближних, памятуя о том, что смерти нет; памятуя о том, что бытие не прекращается, но только лишь изменяется. А потом, в момент воскресения, оно изменится ещё раз для того, чтобы возвысить Божьих верных к новому бытию под новыми небесами и на новой земле, которым не будет конца! Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

19 Ноября 2017 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Г. Азиков)
20 Ноября 2016 - День поминовения усопших (Пастор  Д. Лотов)
13 Ноября 2016 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
22 Ноября 2015 - Последнее воскресенье Церковного года. Поминовение усопших (Пастор  Д. Лотов)
23 Ноября 2014 - Последнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
16 Ноября 2014 - Судный день. Проповедь на предпоследнее Воскресенье Церковного Года. (Пастор  Г. Азиков)
24 Ноября 2013 - День поминовения усопших (Пастор  Д. Лотов)
17 Ноября 2013 - Ожидая второе пришествие Спасителя и день Суда (Пастор  Г. Азиков)
20 Ноября 2011 - День поминовения усопших (Пастор  Д. Лотов)
15 Ноября 2009 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
23 Ноября 2008 - День поминовения усопших (Пастор  Д. Лотов)
16 Ноября 2008 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)