МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
16 Ноября 2025 года

Tag der Entschlafenen


Мф.13, 47-50
47 Еще: подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,
48 который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.
49 Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,
50 и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.

Сегодня, в последнее воскресенье Церковного года, мы совершаем поминовение ближних, предваривших нас в вечности. Обычай поминовения свойственен не только христианам и даже не только верующим – стопроцентные безбожники тоже вспоминают своих умерших. Однако, их поминовение носит совершенно иной характер, потому что целиком и полностью обращено назад. Мне приходилось бывать на такого рода событиях и, должен сказать, что они неизменно оставляли очень тягостное чувство, потому что не открывали никакой перспективы. Всё говоримое подчёркивало, что человек потерян безвозвратно. Наши поминовения до известной степени также обращены в прошлое, потому что мы вспоминаем время, когда ближний ещё был среди нас и мы пользовались возможностью общения с ним. Вполне естественно, что и печаль нам не чужда, потому что, пусть и временно, но общение стало невозможным. А ведь оно многое давало, оно было значимой частью повседневности. Но на этом сходство кончается, потому что, вспоминая прошлое, мы обращаемся в будущее. Ведь у нас есть обетование Христа о воскресении мёртвых и жизни будущего века. В христианской среде любят поговорить о подробностях посмертного бытия души, но всё это только разговоры, потому что доподлинно тут ничего не известно. Ведь Писание, хотя и констатирует наличие такого состояния, но не углубляется в детали. Почему? Потому что это состояние промежуточное. Оно – не более чем ступень к воскресению мёртвых и жизни будущего века. Соответственно, Слово Божие побуждает верных сосредоточиться не на второстепенном, а на главном – на радостной вести о воскресении и грядущем в силе и славе Царстве Божием. Почему сия весть радостная? Потому что, благодаря ей, мы знаем будущее. Не гадаем предположительно, но совершенно точно знаем. И сие будущее поистине блистательно. Это не подобие греческого царства мёртвых – унылого и безрадостного, населённого бесплотными тенями, но полноценное бытие в единстве души и нового, преображённого тела. Мы не предполагаем, а твёрдо знаем, что идём не в никуда, а в Царство нашего Бога и Отца. И этому нельзя не радоваться. Но сегодняшнее Евангелие говорит нам не только о воскресении мёртвых, но и о Божьем Суде. Что это такое? Что такое Суд Бога? Люди прошлых поколений полагали таковой подобием земного суда, в котором рассматриваются аргументы за и против, а их баланс определяет окончательную участь человека: спасение или проклятие. Этакая божественная бухгалтерия. Но на самом деле не может быть никакого баланса, потому что Слово Божие возвещает, что все мы грешники и все лишены славы Божьей. Поэтому, если ты рассчитываешь исключительно на себя, то Божьего Царства тебе не видать. Мы имеем шанс на вхождение в него лишь постольку, поскольку Христос, став заместительной жертвой, принимает на Себя наши грехи. Однако, дар прощения грехов и оправдания не действует автоматически, а свидетельство о крещении не есть билет первого класса в Господни обители. Христос даёт тебе возможность спасения, а далее вопрос в том, как ты этой возможностью воспользуешься. Ибо Последний Суд не есть подсчёт баланса добрых и злых дел, а исследование того, насколько ты готов к Царству, насколько совместим с ним; насколько ты совместим с Божественной сущностью, которая есть любовь. Именно об этом возвещает сегодняшнее Евангелие: «подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, 48 который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон». Кто оправдан, кто наследует Царство? Тот, кто, проникнувшись Божественной сущностью, жил в соответствии с нею, являя Вышнюю любовь ближним через своё служение им. Служение может быть самым различным, ибо зависит от конкретных обстоятельств, но сущность остаётся неизменной: нужда ближнего воспринимается, как своя собственная. Соответственно, возникает стремление сделать нечто конкретное, дабы положение ближнего изменилось к лучшему. И не потому, что ты непременно должен выполнить некий норматив добрых дел, а потому, что живущая в тебе Божественная искра просто не даёт жить иначе. Таким образом, служение Богу через ближнего становится естественным образом жизни, к которому даже не нужно себя понуждать – всё само идёт в правильном направлении. Что же до тех, для кого ближний ничего не значит, то у них совершенно иная ситуация. Потому что если ближний и его нужды для тебя ничто, то ты не во Христе, нет пребывания с Ним и в Нём, ибо нет любви. Как сказал Апостол Павел, «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы». Простое признание бытия Божия не является спасающей верой – такую веру имеют бесы, которые, как сказано в Писании, «веруют и трепещут». Почему такая вера не спасает? Потому что в этом случае Бог для тебя не более, чем абстракция, никак не отражающаяся в повседневности. Но если Бог для тебя абстракция, а не побудительная сила, если Он не фундамент бытия, то какое отношение ты имеешь к Его Царству и спасению? Презирающий ближнего, унижающий его, чинящий над ним насилие, может бывать в церкви хоть каждый день – он не наследует Царства, потому что не имеет Божьего духа, а, следовательно, несовместим с местом, где Бог есть всё во всём. Христианство – не обряды, а образ жизни. Если же жизни нет, то обряды бесполезны.

Разумеется, единство со Христом не приходит само по себе, просто так. Ведь наша природа повреждена грехом. Поэтому к этому единству нужно стремиться, используя все возможные средства благодати, в т.ч. чтение и осмысление Слова, приобщение Св.Тайн и пребывание в общении верных. При этом нельзя, наподобие как ветхо, так и новозаветных начётчиков вцепляться в отдельные, выхваченные из Писания фразы. Нужно смотреть, к чему Господь призывает нас в целом, каковы Его принципиальные желания. Потому что это и будет та Его воля, которую мы должны стремиться исполнять, воспитывая в себе правильный взгляд на мир, на ближних и на их нужды. Это совсем не просто, потому что мир, т.е. сообщество вне Христа, построено на совершенно других основаниях. Поэтому абсолютно всё должно пропускаться через фильтр Божьего Слова. И то, что не соответствует ему, должно без сожаления отбрасываться, вне зависимости от источника.

Мы идём вослед за нашими почившими ближними. Идём не в неизвестность, ибо Господь ясно сказал, что ждёт верных во Царствии Своём. А раз Он что-то сказал, то так оно и есть. Поэтому, вспоминая почивших ближних, мы смотрим не столько назад, сколько вперёд, прозревая воскресение мёртвых и жизнь будущего века. Только нужно помнить, что воскресение не равносильно оправданию, ибо Христос говорит не только о грядущем оправдании, но и об осуждении. «Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, 50 и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов». Мы должны помнить о Божьем Суде. Помнить, чтобы не потерять правильного направления. А правильное направление только одно – полное доверие Христу. Доверие, претворённое в повседневность, в которой мы прозреваем в ближних лик Господень и служим им, дабы вместе с ними и со всеми избранными в свой час войти под новую небо и на новую землю, которым не будет конца. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

24 Ноября 2024 - Ewigkeissonntag (Пастор  Д. Лотов)
17 Ноября 2024 - Vorletzter Sonntag (Пастор  Д. Лотов)
10 Ноября 2024 - Drittletzter Sonntag (Пастор  Д. Лотов)
26 Ноября 2023 - Последнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
19 Ноября 2023 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
13 Ноября 2022 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
21 Ноября 2021 - Ewigkeitssonntag (Пастор  Д. Лотов)
14 Ноября 2021 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
15 Ноября 2020 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
24 Ноября 2019 - Последнее воскресение Церковного года – Поминовение усопших (Пастор  Д. Лотов)
17 Ноября 2019 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
18 Ноября 2018 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
26 Ноября 2017 - Поминовение усопших (Пастор  Д. Лотов)
19 Ноября 2017 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Г. Азиков)
13 Ноября 2016 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
22 Ноября 2015 - Последнее воскресенье Церковного года. Поминовение усопших (Пастор  Д. Лотов)
16 Ноября 2014 - Судный день. Проповедь на предпоследнее Воскресенье Церковного Года. (Пастор  Г. Азиков)
17 Ноября 2013 - Ожидая второе пришествие Спасителя и день Суда (Пастор  Г. Азиков)
15 Ноября 2009 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
16 Ноября 2008 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)