МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
22 Ноября 2015 года

Последнее воскресенье Церковного года. Поминовение усопших


Мф.22, 23-33
В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его: Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмёт за себя жену его и восстановит семя брату своему; было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, даже до седьмого; после же всех умерла и жена; итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели её. Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. А о воскресении мёртвых не читали ли вы речённого вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мёртвых, но живых. И, слыша, народ дивился учению Его.

Во Христе возлюбленные! Все мы так или иначе принимали участие в погребении своих ближних и в поминальных трапезах. И то и другое безумно тяжело: душа трепещет от ужаса совершившегося, скорбь разлуки буквально пригибает к земле. Как и всякое другое чувство, эта скорбь требует выхода, и потому во время погребений, а наипаче поминовений произносятся речи. Хорошо, когда человек может сказать что-то действительно стоящее, и как ужасно, когда он начинает говорить расхожими выражениями типа «пусть земля ему будет пухом» или «теперь ему лучше». Но зачем говорить то, что не имеет никакого отношения к действительности? Умершему совершенно безразлична степень мягкости земли. И почему ему, собственно, должно быть лучше, если Слово Божие совершенно однозначно именует смерть злом? О, если бы люди, вспоминая своих предваривших их в вечности ближних, всегда придерживались утешающего и дарующего надежду Слова Божия! Но, увы – с этим как раз проблемы. И, вместо того, чтобы утешаться обетованиями Господа, люди мучают и угнетаю себя страшными историями типа рассказов о 40-дневных мытарствах. Да и о Царстве Божием порою говорят весьма странные вещи, ибо помышляют таковое не более чем улучшенным вариантом земного бытия. А господа священники говорят о посмертном бытии столь уверенно, как будто регулярно совершают экскурсии на ту сторону. Но никакая уверенность здесь неуместна, потому что, как сказал Господь, «царство Божие не пища и не питие, но мир и радость в Духе Святом». Царство Божие – это совершенно иная реальность, к которой нынешние понятия не применимы. Именно об этом свидетельствует услышанный сегодня в Евангелии от Матфея ответ Спасителя саддукеям. Таковые, не веруя в воскресение мёртвых, пытались поставить Господа в затруднительное положение. Но сама формулировка их вопроса о женщине и её многочисленных мужьях показывает, что они судили о Царстве Божием с позиций чисто земной реальности. Однако Иисус отвечает им предельно ясно: «заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах».

Всем нам хочется знать, что происходит с нашими ближними после их физической кончины. Всем нам хочется знать, что произойдёт с нами. Но достоверной информации нет, и мы спешим заполнить пустующее поле домыслами, которые своей нелепостью вполне могут поспорить с вопросом саддукеев. Но нет ничего более глупого, чем перенос земных отношений на будущую реальность. Ведь эта грядущая реальность представляет собою нечто совершенно иное. Настолько иное, что мы абсолютно не в состоянии её себе представить. Почему не в состоянии? Хотя бы потому, что в нашей жизни всё пропитано грехом, все наши отношения пронизаны им. Зачастую мы творим грех и зло по отношению к ближнему, не имея никакого заранее обдуманного намерения, даже не имея никакого желания причинять зло. Увы, первородный грех, каждодневно толкающий нас на противостояние Богу, живёт в каждом. Иисус освободил нас от его последствий, т.е. от осуждения, но сам по себе он не уничтожен и продолжает существовать. В этом мире даже великие праведники не свободны от него ибо, как говорит нам Св.Писание, все согрешили и все лишены славы Божией. А вот в Царстве Божием его нет. Если учесть, что все наши мысли, побуждения и деяния так или иначе замешаны на греховности, то как представить себе бытие, в которой этой греховности не существует?

Что же такое это новое бытие? Новые люди в новом творении. Преображённые люди. Люди, очищенные до состояния, в котором становится возможным полное единство с Богом. Павел в 1-ом Послании к Коринфянам хорошо сказал, что сейчас мы можем видеть это будущее только как сквозь тусклое стекло, гадательно – и не более того. Но если прекрасен даже отблеск грядущего Царства, то уже сейчас мы можем понять, что само оно – величайшее благо, самое лучшее, что может с нами случиться; самое лучшее, что только может быть! А если так, то не стоит пытаться представить себе непредставимое. Лучше задуматься о том, как туда попасть. А задуматься стоит. Ведь Иисус неоднократно предупреждал, что Царство Божие не для всех.

Когда мы говорим о Божьем суде, то полагаем его делом весьма отдалённого будущего. Но как Царство Божие, пусть ещё не в полноте, но уже присутствует среди нас, вернее сказать, внутри нас, точно также и суд Божий есть реальность уже сегодняшнего дня. Наше отношение к Иисусу Христу и есть наш суд, ибо написано: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён». Своими руками, здесь и сейчас мы творим своё будущее. А без веры, без единства с Богом не может быть создано ничего хорошего. И нет у нас иной надежды кроме Иисуса, с помощью Которого мы уже сегодня должны отрешаться от всего, что делает человека несовместимым с Божьим Царством.

Но если грядущее непредставимо и неизобразимо, то какой же будет наша встреча с теми, с кем расстались здесь? На этот вопрос в пределах данного мира ответ получить невозможно, и тот, кто говорит, что знает, тот лжец. Лишь в одном мы можем иметь твёрдую уверенность – встреча будет, потому что так говорит Господь. После воскресения из мёртвых наши личности сохранятся, как сохранилась личность Иисуса после Его воскресения. Ученики узнали Господа. Следовательно, и мы узнаем своих. Только отношения между нами будут уже иными – неизмеримо более совершенными, потому что всё наше существо, полностью очищенное от греховности, будет пронизано Божественной сущностью, ибо, как говорит нам Св.Писание, в грядущем Бог будет всё во всём. Главное только, чтобы мы и наши ближние оказались в одном месте. Поистине, было бы весьма прискорбно оказаться в разных. Поэтому так важно жить, имея в виду вечность; жить с помышлениями о будущем, дабы не утратить его, но войти в него и обрести великую радость пребывания в единстве с Богом и в единстве с ближними. В таком единстве, о котором здесь в силу пронизывающей нас греховности невозможно и помыслить. Когда же она будет устранена, мы сможем понимать и Бога, и друг друга – понимать настолько, что сможем стать истинным единым целым, сообществом святых, сообществом просветлённых душ в новых преображённых телах под новыми небесами, на новой земле, которым не будет конца. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 22.11.2015




Другие проповеди по этому же поводу:

15 Ноября 2020 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
24 Ноября 2019 - Последнее воскресение Церковного года – Поминовение усопших (Пастор  Д. Лотов)
17 Ноября 2019 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
18 Ноября 2018 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
26 Ноября 2017 - Поминовение усопших (Пастор  Д. Лотов)
19 Ноября 2017 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Г. Азиков)
13 Ноября 2016 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
16 Ноября 2014 - Судный день. Проповедь на предпоследнее Воскресенье Церковного Года. (Пастор  Г. Азиков)
17 Ноября 2013 - Ожидая второе пришествие Спасителя и день Суда (Пастор  Г. Азиков)
15 Ноября 2009 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
16 Ноября 2008 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)