МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
17 Ноября 2019 года
Предпоследнее воскресенье Церковного года
Исх.34, 4-9
4. И вытесал Моисей две скрижали каменные, подобные прежним, и, встав рано поутру, взошел на гору Синай, как повелел ему Господь; и взял в руки свои две скрижали каменные.
5. И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы.
6. И прошел Господь пред лицом его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный,
7. сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода.
8. Моисей тотчас пал на землю и поклонился Богу
9. и сказал: если я приобрел благоволение в очах Твоих, Владыка, то да пойдет Владыка посреди нас; ибо народ сей жестоковыен; прости беззакония наши и грехи наши и сделай нас наследием Твоим.
И вытесал Моисей две скрижали каменные, подобные прежним, и, встав рано поутру, взошёл на гору Синай, как повелел ему Господь; и взял в руки свои две скрижали каменные. И сошёл Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. И прошёл Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвёртого рода. Моисей тотчас пал на землю и поклонился Богу и сказал: если я приобрёл благоволение в очах Твоих, Владыка, то да пойдёт Владыка посреди нас; ибо народ сей жестоковыен; прости беззакония наши и грехи наши и сделай нас наследием Твоим.
Когда совершился Исход, когда Египет остался позади, а войско фараона осталось на дне Чёрмного моря, когда сыны Израилевы наконец-то обрели свободу, настало время обустройства бытия на новых началах. И вот, наступает важнейший момент: народ доходит до горы Синай, располагается перед ней, а Моисей поднимается на вершину, где говорит с Богом и, в числе прочего, получает скрижали Завета, на которых начертаны 10 Заповедей. Именно они и должны были стать основой дальнейшей жизни избранного народа. С этими скрижалями пророк спускается с горы и что же видит? Что народ, на малое время оставшийся без духовного попечения, уже успел развратиться и впасть в самое примитивное идолопоклонство. Увидев сие, Моисей впал в столь сильный гнев, что разбил полученные от Бога скрижали. Вот почему в сегодняшнем чтении из Книги Исход сказано: «И вытесал Моисей две скрижали каменные, подобные прежним». Но вот ведь что удивительно: буквально только что люди своими глазами видели поразительные чудеса, предшествовавшие Исходу (10 казней) и совершившиеся во время самого Исхода. Случившееся, особенно расступившееся море, пропустившее израильтян и сомкнувшееся над войском фараона, могло потрясти любое воображение. Однако, то ли воображение сынов Израилевых оказалось очень крепким, то ли память очень короткой, но, стоило Моисею оставить их без присмотра, как они сделали себе ложного бога по своему усмотрению. Причём это даже не было изображение человека. Бык. Истинному Богу они предпочли крупный рогатый скот. Вполне естественно, что Моисей называет народ «жестковыйным». И вот, он вновь находится на вершине Синая, дабы говорить с Богом. Какой контраст – за ним тяжко согрешивший народ, перед ним святость Бога. «И сошёл Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы». Что можно сделать, оказавшись в такой ситуации? Только одно – то самое, что и делает Моисей: пасть перед Богом и молить Его о милосердии: «прости беззакония наши и грехи наши и сделай нас наследием Твоим». С тех пор прошло много веков, возникли и рассыпались в прах великие империи, на место старого избранного народа пришёл новый… А проблемы остались те же самые.
Моисей говорит о жестковыйности, об упёртости сознания людей. Как только что было сказано, народ впал во грех идолопоклонства, несмотря на всё то, что совершил перед ним Господь. Но разве сейчас что-то изменилось? Христос явил Свою Божественную сущность, совершил величайшие чудеса, о которых мы получили надёжнейшее свидетельство, но, тем не менее то и дело отпадаем от Него и ходим вослед иным богам. Нет, мы не падаем ниц перед истуканами, но хождение вослед иных богов совершается всякий раз, когда кто-то или что-то поставляется впереди Истинного Бога – всякий раз, когда делается выбор не в пользу Божьего пути. Мы исповедуем Христа на словах, но сколь часто наши дела свидетельствуют о совершенно ином исповедании! И вот, получается, что всё как было, так и осталось - с одной стороны святость Бога, а с другой – наша греховность. Причём и Господня святость, и наша греховность ничуть не уменьшились, поэтому мы предстаём пред лицо Господне столь же негодными, столь же дрянными, как и народ Ветхого Завета. Лютер в своей предсмертной записке сказал: «Мы – нищие, это воистину так». У нас нет никаких заслуг, у нас действительно ничего нет. Поэтому мы не можем отстаивать перед Богом какие-то права или чего-то требовать. Единственное, что мы можем, так это умолять о милосердии, причём теми же словами, что и Моисей: «прости беззакония наши и грехи наши и сделай нас наследием Твоим».
В услышанном нами сегодня повествовании из Книги Исход есть один интересный момент: народ, собравшийся у подножия Синая, отнюдь не умоляет Бога о прощении. Просит Моисей. Причём просьбы такого рода звучали с его стороны не единожды. Был даже случай, когда Бог до того разгневался на народ, что хотел вообще истребить его и лишь по молитве Моисея не стал этого делать. Но кто такой Моисей? Безгрешное существо? Ничуть. Просто он оказался менее жестковыйным, и потому, в отличие от большинства своего народа, пребывал в единстве с Богом. И вот, Господь слышит его прошения и по таковым отвращает от народа Свой гнев. Не об этом ли сказал апостол Иаков? - «Много может усиленная молитва праведника» Напоминаю вам ещё один случай: Господь по прошению Авраама был готов помиловать Содом. И кто знает, не по молитве ли праведников Всевышний долготерпит и не приходит судить мир, давая возможность как можно большему числу людей спастись? Вполне возможно, что именно ради них Господь щадит тех, кто пребывает не на Его путях. Но это не значит, что мы можем расслабиться и делать всё что угодно, ибо терпение Господне хоть и велико, но не безгранично – вспомните тот же Содом. Скорее это означает, что каждый верующий должен стремиться войти в число праведных. А кто такие праведные? Те, кто не грешит и у кого вокруг головы сияние? Ничуть. Праведные – это такие же нищие, как и грешники. Но, в отличие от грешников, они осознают свою нищету, своё убо-жество и потому припадают к Богу, ибо понимают, что Бог – их единственное богатство. Праведники – это те, кто, осознав свою греховность, припали ко кресту Голгофы, к стопам распятого Христа, как к единственному источнику прощения и милости. Господь, видя их жажду, даёт им по вере их: даёт им оправдание и силу Св.Духа. Праведник – это человек, который сам по себе бессилен, но который силён силою Бога. Праведник – это человек, у которого нет своей праведности, но который носит в себе праведность Иисуса. И вот, по молитвам таких людей Господь являет милосердие даже тем, кто далёк от пути праведности.
У христиан много предназначений. Одно из них – держать мир. Держать мир, т.е. являть силу Божию, не давать миру рухнуть в пучины греха и тем самым отвращать от него гнев Бога. Каждый из нас призван к праведности, чтобы, подобно Моисею, пребывать в постоянном общении с Богом и молиться за людей так же, как это делал Моисей. Моисей же говорил: «да пойдёт Владыка посреди нас; ибо народ сей жестоковыен». Почему он так просил? Потому что без явного Божьего действия люди не могут понять, что им делать, куда идти. Бог дал нам свободу выбора, поэтому, если мы хотим, чтобы Он был с нами, чтобы Он вёл нас по Своей стезе, нужно просить Его об этом. Свидетельством тому заповеданная Христом молитва «Отче наш». И ещё. Каждый человек, сколь бы праведным он ни казался другим людям, перед Богом всегда остаётся грешником. И потому мы призваны во все дни своей жизни возносить молитву о прощении – так же, как это сделал Моисей, сказавший: «прости беззакония наши и грехи наши и сделай нас наследием Твоим». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
24 Ноября 2024 - Ewigkeissonntag (Пастор Д. Лотов)
17 Ноября 2024 - Vorletzter Sonntag (Пастор Д. Лотов)
10 Ноября 2024 - Drittletzter Sonntag (Пастор Д. Лотов)
26 Ноября 2023 - Последнее воскресенье Церковного года (Пастор Д. Лотов)
19 Ноября 2023 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор Д. Лотов)
13 Ноября 2022 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор Д. Лотов)
21 Ноября 2021 - Ewigkeitssonntag (Пастор Д. Лотов)
14 Ноября 2021 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор Д. Лотов)
15 Ноября 2020 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор Д. Лотов)
24 Ноября 2019 - Последнее воскресение Церковного года – Поминовение усопших (Пастор Д. Лотов)
18 Ноября 2018 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор Д. Лотов)
26 Ноября 2017 - Поминовение усопших (Пастор Д. Лотов)
19 Ноября 2017 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор Г. Азиков)
13 Ноября 2016 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор Д. Лотов)
22 Ноября 2015 - Последнее воскресенье Церковного года. Поминовение усопших (Пастор Д. Лотов)
16 Ноября 2014 - Судный день. Проповедь на предпоследнее Воскресенье Церковного Года. (Пастор Г. Азиков)
17 Ноября 2013 - Ожидая второе пришествие Спасителя и день Суда (Пастор Г. Азиков)
15 Ноября 2009 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор Д. Лотов)
16 Ноября 2008 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор Д. Лотов)