МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
13 Ноября 2022 года

Предпоследнее воскресенье Церковного года


Сирах 17, 16-24
Все дела их - как солнце пред Ним, и очи Его всегда на путях их. Не утаились от Него неправды их, и все грехи их - пред Господом. Милостыня человека - как печать у Него, и благодеяние человека сохранит Он, как зеницу ока. Потом Он восстанет и воздаст им, и даяние их на голову их возвратит. Но кающимся Он давал обращение и ободрял ослабевавших в терпении. Обратись к Господу и оставь грехи; молись пред Ним и уменьши твои преткновения. Возвратись ко Всевышнему, и отвратись от неправды, и сильно возненавидь мерзость. Кто будет восхвалять Всевышнего в аде, вместо живущих и прославляющих Его?

У человека чрезвычайно развита любовь ко всякого рода тайнам и таинственности. Сокрытое представляется намного более интересным, нежели явное. Правда, уже в самом начале человеческой истории за этот интерес пришлось весьма дорого заплатить – заплатить грехопадением и изгнанием из Эдема. Увы, со времён Адама положение не изменилось. Возьмите самую дурную идею, сообщите ей ореол тайны, и без всяких проблем найдёте последователей. Почему, например, сатанисты окружают себя всевозможными завесами? Именно потому, что их таинственность есть ни что иное, как средство вовлечения в культ новых адептов. А теперь такой вопрос: нуждается ли в сокрытии истина или праведность? Однозначно нет. Подтверждение тому являет земное служение Христа. Он вочеловечился и жил среди нас совершенно открыто, чтобы говорить с нами лицом к лицу о Божьих планах и Божьей воле в отношении мира и человека. Даже когда Господь творил чудеса, то не декорировал их ни внушающим трепет антуражем, ни заклинаниями на непонятном языке. Почему? Потому что истина не нуждается ни в сокрытии, ни в маскировке. Зато неблаговидное, недостойное, греховное имеет в этом великую нужду. Зло, представшее открыто в своём подлинном обличье, омерзительно. Но в покровах тайны оно имеет шанс выдать себя за добро. Многие наши сограждане обретаются на свободе только лишь потому, что умеют либо хорошо скрывать свои деяния, либо представлять их не такими, какими они являются в действительности. Однако, то, что удалось скрыть или в чём солгать перед людьми, невозможно скрыть перед Богом, для Которого нет ничего сокрытого или тайного ни в видимой части творения, ни в невидимой. Как говорит об этом Писание, «Все дела их – как солнце перед Ним, и очи Его всегда на путях их. Не утаились от Него неправды их, и все грехи их – пред Господом». Мы можем скрывать что угодно и как угодно, но перед Богом нет сокрытого, и на Страшном Суде все наши деяния станут явными. Что скажем в своё оправдание, когда нам будет предъявлена вся содеянная нами мерзость?

Увы, мы согрешаем постоянно, практически в каждый день бытия: если не делом, то помышлением, если не помышлением, то намерением. Каким образом Бог оценивает грех и непотребство, мы знаем из Писания, но при этом для Него важно, какую оценку своим деяниям даём мы сами. Подавляющее большинство прекрасно уживается со своими грехами и сожалеет о них только в том случае, если каким-то образом страдает из-за их последствий. Если же всё обошлось, то плодами греха можно пользоваться без всяких сожалений и даже получать от этого радость и удовольствие. Однако, именно такой подход навлекает на человека гнев Божий, который может обрушиться на него уже в этой жизни и совершенно однозначно обрушится во время Последнего Суда. Можно, конечно, спросить: если Бог карает кого-либо, то как же Он может считаться любящим и милосердным? Тут дело в том, что не Бог наказывает человека, а человек наказывает себя сам. Примирение с грехом ведёт к деформации души, что доказывается обретаемой способностью получать удовольствие от мерзости. А когда человек получает удовольствие от мерзости, он входит во всё более возрастающее противостояние Богу. Когда человек получает удовольствие от мерзости, он делает себя несовместимым с Царствием Небесным, в котором в конце концов просто не сможет находиться, потому что таковое будет для него совершенно чужеродным. Помните, что отец не гнал из дома блудного сына – тот сам не захотел там оставаться. И никто не может быть спасён против воли.

Впрочем, можно жить и по-другому: жить, осознавая свои грехи именно как грехи, как деяния постыдные и недостойные, ужасаться их и стремиться отойти как можно дальше как от них, так и от того, что способствовало их совершению. Но не из страха перед наказанием, а из-за ужаса от собственной осквернённости, из-за отвращения к мерзости, из-за того, что стал сопричастным ей, хотя был призван к благому. Этот ужас является великим благом, потому что только он способен обратить к покаянию, к стыду от содеянного, отстранению и неповторению. А покаяние изменяет отношение Бога. Как написано: «Но кающимся Он давал обращение и ободрял ослабевавших в терпении. Обратись к Господу и оставь грехи; молись пред Ним и уменьши твои преткновения. Возвратись ко Всевышнему, и отвратись от неправды, и сильно возненавидь мерзость». В Царствие Небесное входит не тот, кто живёт, как ему хочется, а тот, кто стремится в него попасть и использует земную жизнь для того, чтобы стать как можно более соответствующим этому царству. Но своими силами это невозможно, поэтому путь к вечности лежит через обращение к Богу, через насколько более возможно частое соприкосновение с Его святостью. Потому что только для того, кто напитался святостью Господа, соприкосновение с грехом становится не источником удовольствия, но источником ужаса и отвращения.

Христос возвестил великую силу покаяния, приносящего с собою очищение. Причём эта возможность открыта для любого человека – даже для того, кого считали полностью потерянным. Не случайно именно мытари, бывшие сословием отверженных, сходились к Спасителю в большом количестве. Слово Христово, Его обетования о покаянии актуальны и сегодня, но они действуют и даруют освобождение лишь тогда, когда человек кается искренне, т.е. когда его грехи вызывают ужас, когда стыд перед Богом не даёт жить спокойно, когда покаяние есть не формальный акт, но вопль души, задыхающейся от собственного непотребства. Формальное же покаяние не даст ничего, поэтому, если ты не сожалеешь о своих грехах, не ужасаешься совершённого, не стоит идти на исповедь. Как сказано в чинопоследовании исповеди, «все же не верующие, не кающиеся, живущие в сознательном нарушении воли Божией, пусть знают, что Бог не прощает им грехов, но они останутся в них, доколе не обратятся и не раскаются, ибо Бог поругаем не бывает и Он будет судить народ Свой». Чтобы войти в Царство Божие, надо стать совместимым с ним; чтобы стать совместимым с ним, нужно очиститься, а чтобы очиститься, нужно пребывать в общении со Христом. Потому что, как уже было сказано, только соприкосновение с Его святостью позволяет переживать грех именно как грех, а не как норму бытия. Если жить в грязи и не видеть ничего, кроме неё, она будет казаться вполне приемлемым условием существования. И только соприкосновение с чистотой заставит ненавидеть грязь и убирать её, как только она появляется. Воззрим же на Христа, на Его святость и чистоту, дабы ненавидеть свои грехи и очищаться от них. «Обратись к Господу и оставь грехи; молись пред Ним и уменьши твои преткновения. Возвратись ко Всевышнему, и отвратись от неправды, и сильно возненавидь мерзость». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

21 Ноября 2021 - Ewigkeitssonntag (Пастор  Д. Лотов)
14 Ноября 2021 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
15 Ноября 2020 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
24 Ноября 2019 - Последнее воскресение Церковного года – Поминовение усопших (Пастор  Д. Лотов)
17 Ноября 2019 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
18 Ноября 2018 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
26 Ноября 2017 - Поминовение усопших (Пастор  Д. Лотов)
19 Ноября 2017 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Г. Азиков)
13 Ноября 2016 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
22 Ноября 2015 - Последнее воскресенье Церковного года. Поминовение усопших (Пастор  Д. Лотов)
16 Ноября 2014 - Судный день. Проповедь на предпоследнее Воскресенье Церковного Года. (Пастор  Г. Азиков)
17 Ноября 2013 - Ожидая второе пришествие Спасителя и день Суда (Пастор  Г. Азиков)
15 Ноября 2009 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
16 Ноября 2008 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)