МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
14 Ноября 2021 года

Предпоследнее воскресенье Церковного года


Флп.1, 3-11
3 Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас,
4 всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою,
5 за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне,
6 будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа,
7 как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати.
8 Бог - свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа;
9 и молюсь о том, чтобы любовь ваша ещё более и более возрастала в познании и всяком чувстве,
10 чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов,
11 исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию.

Услышанное нами сегодня начало Послания к Филиппийцам, пронизано удивительно позитивным настроением. Похоже, что время пребывания в Филиппах оставило у Павла самые приятные воспоминания, подкреплявшиеся получаемыми оттуда известиями. Что же это за известия? Какова причина радости апостола? «3 Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, 4 всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою, 5за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне». Исходя из сказанного, надо полагать, что участие филиппийцев в благовестии было чрезвычайно активным и продуктивным, т.е. приводило к большому числу обращений. Но вот вопрос: а почему оно было столь результативным? Что побуждало людей откликаться на благовестие? Почему оно было столь притягательным?

Прежде всего, не надо думать, что члены филиппийской общины выходили на площадь или на людный перекрёсток, после чего, наподобие ораторов в Хайд-парке, воздвигались на какой-нибудь предмет, дабы быть повыше, и начинали оттуда вещать. Нет, тут было иное. Было личное свидетельство знакомым, т.е. тем, с кем можно было говорить доверительно, к тем, кто прислушивался к их словам. И ещё была изменившаяся жизнь. Как сегодня, так и в прежние времена было вполне очевидно, что слово, не подкреплённое делом, стоит немного. Вот, например, в сегодняшней России рассуждают о какой-то демократии, в то время как прошедшие недавно выборы показали, что её и в полевой бинокль не видать. Неудивительно, что после этого любые заявления властей воспринимаются мягко говоря с недоверием. Поэтому для того, чтобы слово о Христе звучало убедительно, жизнь проповедующих Его должна была измениться и пребывать в соответствии с возвещаемым. Именно при таком условии люди, лично знавшие благовестников, могли им поверить.

Апостольское время было временем жестоким. Классовое расслоение было настолько сильным, что сейчас это трудно себе представить; жизнь вообще стоило дёшево, а у представителей низших классов она не стоила вообще ничего. О правах человека никто не слыхал, никаких Пенсионных фондов не было, а о сущности рабовладения сказано и написано вполне достаточно, так что нет смысла повторять. Всё сие существовало на фоне полной утраты какого-либо духовного фундамента. Вера в богов-олимпийцев ко времени апостольской проповеди совершенно деградировала, все пороки расцвели, как никогда. Как говорится, ничего святого. Не случайно греки и римляне всё чаще поглядывали в сторону Иерусалима, а прозелиты имелись во всех группах тогдашнего общества вплоть до императорского двора. И вот, на таком фоне начинает звучать весть о Христе. Вначале апостолы, а потом и самые обычные члены общин начинают говорить о Божественной любви, о прощении и оправдании, явленных в Иисусе Христе; говорить о том, что люди не игрушки в руках каких-то потусторонних сил, а чада Божии. Они возвещают, что люди суть дети любящего Отца, для Которого важен каждый, для Которого нет ненужных и презираемых даже в земной жизни, не говоря уже о грядущем воскресении. Сие же воскресение - не мрачное царство мёртвых, лишённое всякой надежды и перспективы, но полноценное бытие. Самое главное. Говорящие об этом – не какие-то неизвестно откуда пришедшие мудрецы, а самые обычные люди, хорошо известные соседям. Именно поэтому, именно потому, что их знают, можно видеть, что они изменились, стали чище, и та любовь, о которой они говорят, действительно от них исходит. Поэтому неудивительно, что их слушают. Слушают, конечно, по-разному и отношение к услышанному разное, не обязательно позитивное. Ведь принявшие Христа переставали участвовать во многих общепринятых и даже общеобязательных действах – например, в родовых, корпоративных или государственных языческих церемониях, тем самым подавая повод к подозрению в политической и всякой иной неблагонадёжности. Однако, не-смотря на это, история свидетельствует, что Благая Весть распространялась с невероятной скоростью, и Церковь постоянно возрастала. Этого не могло бы быть, если бы свет Христа не исходил от возвещавших Его, если бы благовестники не являли те самые плоды праведности, о которых говорит Павел. Апостолы начали благовестие, но оно никогда бы не приняло таких масштабов, если бы не было поддержано людьми; если бы члены общин не продолжили исполнять поручение Христа идти и учить все народы. Именно поэтому Павел говорит: «3 Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас … за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне».

Сегодняшний день очень похож на апостольское время, несмотря на разделяющую нас бездну лет. Особенно здесь, в этой стране. Ибо налицо чудовищное расслоение общества: сравнительно небольшая группа сверхбогатых людей присвоила себе большую часть национального достояния, в то время как большинство наших соотечественников обретается или вблизи черты бедности или ниже таковой. При этом так называемые «элиты» преисполнены презрения к не принадлежащим к их числу, законность попрана, а величие государства понимается не как благосостояние народа, а как угрожающее размахивание дубиной. Земное богатство стало высшим идеалом, а, если ты не вписался в то, что здесь называется рынком, то тебе же хуже. Вера извращена, в массовом сознании она сосредотачивается на обрядах, рассматриваемых как своего рода сделка с Богом. О Втором Пришествии, о грядущем ответе на Страшном Суде мало кто помышляет, и средний христианин практически ничем не отличается от неверующего. Тема воскресения вообще не актуальна, люди куда больше озабочены посмертным состоянием души, о котором в Писании не сказано практически ничего. Ориентиры утрачены, все мыслимые извращения идут в ход, народ Божий деградирует. И вот это очень плохо, потому что когда гаснет светильник, воцаряется тьма. Вот почему никто из нас не должен забывать о своём христианском призвании – о том, кем мы должны быть. А кем мы должны быть? Мы должны быть не пассивными слушателями проповедей, а активными благовестниками. Что для этого нужно? Открыть для себя заново свет Христа, личность Христа, сущность Его служения, смысл голгофской жертвы и поручение идти и учить все народы. Открыть и говорить обо всём этом; говорить о будущем, приготовленном Господом для всякого уверовавшего в Него и последовавшего за Ним. Об этом нужно говорить с теми, кто нас знает, кто прислушивается к нашему мнению. Но прежде всего нужно самому соответствовать возвещаемому. Начинать вообще всегда надо с себя, а в данном случае в особенности. Есть ли в нас Св.Дух? Есть ли свет Господень, есть ли Его любовь, есть ли плоды праведности? Апостол говорит: «8 Бог - свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа; 9 и молюсь о том, чтобы любовь ваша ещё более и более возрастала в познании и всяком чувстве, 10 чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов».

Люди нуждаются в благовестии не меньше, чем в апостольские времена. А может быть даже и больше. Они нуждаются в знании о Божией любви, о своей важности и ценности для Господа, в знании о том блистательном будущем, которое уготовано Им для Его верных. А кто им об этом скажет? Кроме нас некому – ведь именно мы являемся учениками Христа. И для того, чтобы наше благовестие было успешным, нам надлежит постоянно возрастать в вере и в любви, т.е. в доверии и служении, совершенствоваться, приближаться к Господу. А так как в приближении к Нему нет пределов, то у нас есть возможность неограниченного роста. Расти же нужно непременно, потому что зовущий всегда должен быть хотя бы на один шаг впереди того, кого зовёт. Сегодняшний мир всё глубже погружается во мрак. Тем важнее явить свет, который сияет тем ярче, чем сильнее тьма. Господь да поможет нам пребыть в Его свете. Пребыть самим и нести его ближним, дабы они обретали смысл бытия и цель бытия, обращались к Источнику света и переходили от смерти в жизнь. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 14.11.2021




Другие проповеди по этому же поводу:

10 Ноября 2024 - Drittletzter Sonntag (Пастор  Д. Лотов)
26 Ноября 2023 - Последнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
19 Ноября 2023 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
13 Ноября 2022 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
21 Ноября 2021 - Ewigkeitssonntag (Пастор  Д. Лотов)
15 Ноября 2020 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
24 Ноября 2019 - Последнее воскресение Церковного года – Поминовение усопших (Пастор  Д. Лотов)
17 Ноября 2019 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
18 Ноября 2018 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
26 Ноября 2017 - Поминовение усопших (Пастор  Д. Лотов)
19 Ноября 2017 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Г. Азиков)
13 Ноября 2016 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
22 Ноября 2015 - Последнее воскресенье Церковного года. Поминовение усопших (Пастор  Д. Лотов)
16 Ноября 2014 - Судный день. Проповедь на предпоследнее Воскресенье Церковного Года. (Пастор  Г. Азиков)
17 Ноября 2013 - Ожидая второе пришествие Спасителя и день Суда (Пастор  Г. Азиков)
15 Ноября 2009 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
16 Ноября 2008 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)