МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
17 Ноября 2024 года

Vorletzter Sonntag


Лк.12, 35-40
35. Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи.
36. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему.
37. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им.
38. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те.
39. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой.
40. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

28 августа 1941 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ о выселении немцев Поволжья, который начал проводиться в жизнь с феноменальной быстротой и жестокостью. Мне приходилось беседовать с людьми, пережившими депортацию – были такие и в нашем приходе, мне довелось общаться с ними в конце 1990-х. И вот вам картина, отнюдь не являющаяся плодом воображения: совершенно неожиданно в ваш дом вламываются каратели из НКВД и приказывают в 24 часа собраться и отправиться к новому месту жительства. А теперь представьте: любой человек на протяжении жизни обрастает каким-то хозяйством, иногда достаточно обширным и представляющим для своего владельца большую ценность. Но вот, вдруг выясняется, что всё это ничего не стоит, потому что прежняя жизнь закончилась безвозвратно, а в ту, что должна воспоследовать, ты не можешь взять практически ничего. Т.е. всё остаётся на произвол судьбы, а вернее сказать, на разграбление. Далее люди в полной растерянности и панике пытаются решить, что из того немногого, что можно взять, будет важно и необходимо в будущем. Но как определить, что важно, а что нет? Ведь ты не знаешь, что ждёт тебя на новом месте. И времени на узнавание, на получение каких-либо сведений нет. Почему я вспомнил об этом? Потому что нечто схожее произойдёт в день Второго Пришествия. Господь придёт совершенно неожиданно, с Его приходом история этого мира прекратится, твоё положение в нём и вся прежняя жизнь перестанут иметь какое-либо значение, потому что надо будет отправляться в иную грань бытия, имеющую с нынешней весьма мало общего. Однако, в отличие от поволжских немцев, не знавших о предстоящей катастрофе до тех пор, пока таковая не разразилась, христиане знают о грядущем Пришествии. Поэтому имеют возможность заранее поразмыслить о том, что им потребуется в предстоящей новой реальности. Так что же в неё брать?

Как уже было сказано, на протяжении жизни каждый человек обрастает каким-то имуществом. И это не только какие-то материальные объекты или люди. Стремления, желания, привычки, чувствования, наклонности – всё то, из чего складывается личность – это тоже имущество. И, чем дольше длится жизнь, тем больше всего накапливается. Что же до материального имущества, то его наличие и качество определяются всё теми же стремлениями, наклонностями и т.д. Таким образом свойства души тут первичны. И вот вопрос: а к чему эти свойства души обращены? Я имею в виду не какие-то второстепенные сущности, а самое главное: обращённость к Богу или к миру. Что важнее, что стоит на первом месте? Как выглядела определявшаяся этим первым местом повседневность, т.е. я жил с Богом или без Него? И, самое главное – ждал ли я Его? Не могу не вспомнить печальную картинку из Советского прошлого: некоторые люди, прошедшие через ужасы репрессий, держали в квартире специальные чемоданчик, в котором находилось самое необходимое. Т.е., если за ними придут, ничего собирать, ничего искать не придётся – всё уже собрано, и они готовы в любой момент последовать за пришедшими их арестовывать. Или вот иная ситуация: мой отец, когда стал часто попадать в больницы, постоянно держал наготове сумку, в которой лежало всё необходимое для больничного бытия. Так вот, есть ли у нас такой чемодан или такая сумка?

Христос говорит: «Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий». Главная проблема Второго Пришествия – полная внезапность. Разумеется, есть признаки, по которым можно определить его приближение, но точную дату не дано знать никому из людей. Все попытки предсказать её не более чем ложное, заведомо бесплодное умствование. Суть именно в том, что Господь придёт совершенно неожиданно. И, когда Он придёт, не будет времени ни для чего. Ни одной минуты для подготовки уже не останется. Самое удивительное в современном христианстве, что все вроде бы это знают, но при этом совершенно не принимают в расчёт. Вспомним, например, сравнительно недавний скандал вокруг предоставления автокефалии Украинской Церкви. Московский и Константинопольский патриархаты буквально вцепились друг другу в глотки. Когда читаешь публикации на эту тему, создаётся впечатление, что ничего более важного просто не существует. Но представьте, что в разгар этих споров приходит Господь. Спрашивается, какой важностью в этом случае будут обладать споры о так наз. «канонических территориях»? Да никакой. Абсолютно то же самое можно сказать о делах, которыми большинство так сильно увлекается, что погружается в них всецело. Причём проблема здесь даже не в погружении, ибо увлечённость своим делом – это как раз хорошо. Проблема в том, что именно в этих делах люди видят смысл своего бытия. А в результате, когда раздастся звонок, означающий, что твоё время кончилось, ты окажешься совершенно не готов к тому, что тебе предстоит. Но позвольте, какой звонок? Второе Пришествие ещё не состоялось, и не факт, что оно состоится в ближайшие 100-200 лет или даже больше. Да, всё так, но проблема в том, что человек не только смертен, но и внезапно смертен. А результат тот же самый: лично для тебя время делания окончено. Что сделал, то и при тебе; что приобрёл, то и твоё. Поэтому главный вопрос, на решение которого должен направлять свои усилия ученик Христа – что приобретать и что делать?

Ответ находим в сегодняшнем Евангелии: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будете подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им». Что это значит? Что человек, именующий себя христианином, должен иметь постоянную готовность к встрече с Богом, вне зависимости от того, при каких обстоятельствах и в какое время таковая произойдёт. И если Христос для тебя на первом месте; если ты доверяешь Ему; если рассматриваешь свою жизнь, как служение Ему; если на всё, что делаешь, испрашиваешь Его благословение; если ты творишь дела любви; если живёшь с постоянным ориентиром на Его Царство; если всё остальное воспринимается как второстепенное и существует постольку, поскольку не заслоняет главного, то ты готов. Готов к встрече, когда бы таковая ни произошла.

Но эту готовность надо поддерживать, потому что вера не есть некое статичное состояние. Она может возрастать, может уменьшаться. А т.к. дьявол, мир и наша собственная порочность стремятся совратить нас с пути жизни, то ни в коем случае нельзя пренебрегать возможностями укрепления в вере, т.е. укреплению доверия Богу. А для этого нужно почаще думать о Нём, как о любящем Отце. Подчёркиваю этот момент: не просто как об Отце, а именно как об Отце любящем, который желает видеть нас в Своём Царстве и показывает нам дорогу к вратам вечности. Почему это так важно? Потому что, если мы действительно доверяем Богу, если воспринимаем Его именно как любящего Отца, то Его Пришествие не может быть поводом для страха. Сказал же св.Павел, что боящийся несовершенен в любви. Если Бог для нас любящий Отец, то мы должны всей душой хотеть, чтобы Он пришёл как можно скорее. Ну, а когда хочешь и ждёшь, то, считай, готов. Собранный чемодан стоит у дверей, и ты можешь в любую минуту взять его и выйти. По слову Господа: «Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий». А.


Другие проповеди по этому же поводу:

24 Ноября 2024 - Ewigkeissonntag (Пастор  Д. Лотов)
10 Ноября 2024 - Drittletzter Sonntag (Пастор  Д. Лотов)
26 Ноября 2023 - Последнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
19 Ноября 2023 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
13 Ноября 2022 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
21 Ноября 2021 - Ewigkeitssonntag (Пастор  Д. Лотов)
14 Ноября 2021 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
15 Ноября 2020 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
24 Ноября 2019 - Последнее воскресение Церковного года – Поминовение усопших (Пастор  Д. Лотов)
17 Ноября 2019 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
18 Ноября 2018 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
26 Ноября 2017 - Поминовение усопших (Пастор  Д. Лотов)
19 Ноября 2017 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Г. Азиков)
13 Ноября 2016 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
22 Ноября 2015 - Последнее воскресенье Церковного года. Поминовение усопших (Пастор  Д. Лотов)
16 Ноября 2014 - Судный день. Проповедь на предпоследнее Воскресенье Церковного Года. (Пастор  Г. Азиков)
17 Ноября 2013 - Ожидая второе пришествие Спасителя и день Суда (Пастор  Г. Азиков)
15 Ноября 2009 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
16 Ноября 2008 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)