МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
13 Ноября 2016 года
Предпоследнее воскресенье Церковного года
Откр.22, 10-17
И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко. Неправедный пусть ещё делает неправду; нечистый пусть ещё сквернится; праведный да творит правду ещё, и святый да освящается ещё. Се, гряду скоро, и возмездие Моё со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду. Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя. И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром.
Возникновение изрядного числа христианских деноминаций стало результатом недолжного обращения со Св.Писанием. Выхваченный из него тезис рассматривался в отрыве от контекста, что приводило к совершенно ошибочной интерпретации, на базе которой появлялись новые исповедания. Именно так возникли Адвентисты Седьмого Дня, Новоапостольцы и т.д. Что ж, людям вообще свойственны поверхностные подходы, при которых одна-единственная фраза становится источником преждевременных, могущих привести и приводящих к ошибочным действиям суждений. Сие недопустимо даже в повседневности, а уж тем паче в процессе Богопознания, от которого зависит наше участие в вечности. Воля Господа должна быть понята правильно, а для этого надо знать, что говорится по той или иной теме во всём Писании. Кому-то такой подход может показаться совершенно излишним – зачем знать всё, если одной конкретной фразы вроде бы вполне достаточно. На самом деле, тут нет никакого излишества. Св.Писание говорит нам об очень важных сущностях, о которых попросту невозможно сказать всё за один раз. Если бы было иначе, то Иисус не наставлял бы учеников на протяжении трёх лет, а ограничился бы Нагорной проповедью, а дальше идите и делайте как считаете нужным. Однако, как мы знаем, Нагорная проповедь при всей своей важности, объёмности и глубине была лишь малой частью наставлений Господа. По какой причине? Представьте себе большое мозаичное изображение, сложенное из небольших камешков. Каждое поучение Иисуса подобно такому камешку. И подобно тому, как из этих камешков складывается большая картина, так и из многочисленных наставлений Христа постепенно складывалось и открывалось ученикам величие Божьего замысла. Этот замысел и сегодня открывается нам через Св.Писание. И нет ничего более глупого, нежели, имея Слово Божие в полноте, постигать его лишь частично. Тем более, что речь в нём идёт прежде всего о нас – как о нашем настоящем, так и о будущем. Разумеется, можно не придавать ему большого значения – нельзя сказать, что это сильно отразится на повседневности, но дело в том, что замысел Бога, план Бога существует и действует независимо от наших о нём представлений или мнений. Господь явил его нам. Мы можем принять его, можем не принимать - на его действенность это не повлияет. Между тем, хотя в указанном Божьем плане много места отводится милости и прощению, в нём также предусмотрены Второе Пришествие и Суд, причём Суд вовсе не формальный, ибо, как сказано в услышанном сегодня Слове из Книги Откровения, «Се, гряду скоро, и возмездие Моё со Мною, чтобы воздать каждому по делам его». И в Книге Откровения, и в Евангелиях, и в посланиях апостолов однозначно говорится о том, что спасение не является всеобщим. Град Божий станет реальностью, но не для всех – одни войдут в него, другие нет. Спрашивается, что нужно для вхождения? Ответ находим в сегодняшнем чтении: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами». Здесь, кстати, очень хорошо видно, как важен контекст всего Писания. В противном случае можно было бы подумать, что для спасения достаточно механического исполнения дел закона. Однако общий контекст Писания, Нового Завета показывает, что речь здесь идёт о реальной жизни в единстве с Богом, т.к. Иисусу не нужны формальности. Его не интересуют внешние действия, Его интересует сердце человека, возрастающего во Св.Духе. Именно поэтому и сказано: «праведный да творит правду ещё, и святый да освящается ещё». Нежелающий поступать так, имеет свободу действовать согласно своему нежеланию. Однако результат будет соответствующий: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду». … «Се, гряду скоро, и возмездие Моё со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. … Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах.».
Сие есть Слово Божие – слово однозначное, непреложное и несомненное. Остаётся лишь понять, почему весть о Втором Пришествии оказывает столь малое воздействие. Если христиане апостольского времени жили в напряжённом ожидании этого события, то большинство нынешних христиан живёт так, как если это Пришествие не произойдёт никогда и Суд не состоится. То, что так живут неверующие, вполне понятно. А вот почему именующие себя верующими уподобляются им, вот это непонятно совершенно. Среди духовенства интриги, требоисполнительство, формализм, бездушие. Среди мирян всяческое непотребство, которое так любят замазывать речами о том, что Господь-де всех любит и потому всё хорошо – волноваться решительно не о чем. Всё сие становится возможным именно потому, что весть о Втором Пришествии сегодня не воспринимается всерьёз. Поясню такой аналогией. Вы можете пространно рассуждать о расстояниях в космосе, манипулируя при этом колоссальными цифрами, но никто из нас не в состоянии представить себе эту бездну, так что цифры всегда остаются абстракцией, говорящей уму, но не сердцу. То же самое и со Вторым Пришествием. Тем более, что срок такового не определён и ничто в общем-то не предвещает его скорого совершения. Для маловерных этого вполне достаточно для того, чтобы расслабиться и жить по принципу поросят из известной сказки, которые говорили: сегодня мы ещё погуляем, а завтра возьмёмся за дело. Но и на следующий день они говорили то же самое. Однако, как вы знаете, эти гуляния закончились плохо – в конце концов они были вынуждены искать спасения от неминуемой гибели в доме старшего брата, который всерьёз и заранее приготовился как к суровой зиме, так и к посягательству хищников. История трёх поросят весьма назидательна – она говорит нам, что к событиям, которые могут произойти внезапно, в любой момент, нужно готовиться заранее и поддерживать таковую готовность каждый день. Св.Писание говорит нам о постоянном трезвлении и бодрствовании, позволяющим встретить Господа в любой день, когда бы таковой ни наступил. Все возможности для этого созданы, ибо Господь говорит: «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берёт воду жизни даром». Так что же нам делать? Прежде всего, смотреть за пределы повседневности, памятуя о том, что мироздание оной повседневностью не исчерпывается. А кроме того всерьёз думать о своём будущем и активно творить это будущее, возрастая в доверии Господу и в общении с Ним.
Повседневность закручивает настолько, что поневоле перестаёшь замечать окружающее, интересоваться чем-то, не имеющим к ней отношения. Но такое состояние для христианина является совершенно недопустимым. Что бы ни происходило, нужно находить время для чтения Писания, для участия в мессе, и вообще для всего, что может приблизить к Богу, сделать Его не абстракцией на периферии сознания, а реальным участником нашего бытия. Т.е. мы призваны во-первых, дать Богу место в повседневности, а во-вторых, возрастать в восприятии Его как Отца. Ведь нормальный человек никогда не захочет нанести отцу оскорбление. А уже тем паче сие невозможно по отношению к Отцу Небесному. Человек мира вполне способен жить, не только каждодневно оскорбляя Божественное величие, но и получая от этого удовольствие. В истинно верующем грех пробуждает отвращение, а свои согрешения – стыд и раскаяние. Что ж, «Неправедный пусть ещё делает неправду; нечистый пусть ещё сквернится; праведный да творит правду ещё, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его.»
История видимого мира длится уже достаточно долго, и неизвестно, сколько она будет длиться ещё. Однако, долго или коротко, но впереди Второе Пришествие и Суд. Поэтому истинные ученики Христа призваны относиться к своему бытию сознательно, т.е. не тащиться пассивно вослед обстоятельствам, но активно изменять окружающую реальность в Господнем духе, устраняя при этом всё, что мешает достичь главной цели – Божьего Царства. Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
24 Ноября 2024 - Ewigkeissonntag (Пастор Д. Лотов)
17 Ноября 2024 - Vorletzter Sonntag (Пастор Д. Лотов)
10 Ноября 2024 - Drittletzter Sonntag (Пастор Д. Лотов)
26 Ноября 2023 - Последнее воскресенье Церковного года (Пастор Д. Лотов)
19 Ноября 2023 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор Д. Лотов)
13 Ноября 2022 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор Д. Лотов)
21 Ноября 2021 - Ewigkeitssonntag (Пастор Д. Лотов)
14 Ноября 2021 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор Д. Лотов)
15 Ноября 2020 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор Д. Лотов)
24 Ноября 2019 - Последнее воскресение Церковного года – Поминовение усопших (Пастор Д. Лотов)
17 Ноября 2019 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор Д. Лотов)
18 Ноября 2018 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор Д. Лотов)
26 Ноября 2017 - Поминовение усопших (Пастор Д. Лотов)
19 Ноября 2017 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор Г. Азиков)
22 Ноября 2015 - Последнее воскресенье Церковного года. Поминовение усопших (Пастор Д. Лотов)
16 Ноября 2014 - Судный день. Проповедь на предпоследнее Воскресенье Церковного Года. (Пастор Г. Азиков)
17 Ноября 2013 - Ожидая второе пришествие Спасителя и день Суда (Пастор Г. Азиков)
15 Ноября 2009 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор Д. Лотов)
16 Ноября 2008 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор Д. Лотов)