МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
21 Ноября 2021 года

Ewigkeitssonntag


1Кор.15, 22-28
22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут,
23 каждый в своём порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.
24 А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.
25 Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.
26 Последний же враг истребится - смерть,
27 потому что всё покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему всё покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему всё.
28 Когда же всё покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему всё Ему, да будет Бог всё во всём.

Одно из самых тяжких испытаний в жизни человека – прощание с умершим близким во время погребения, ибо ты понимаешь, что вот сейчас ты его ещё видишь, но через несколько минут гроб будет окончательно закрыт и на этом всё. Тем не менее, когда погребение совершается традиционным образом, телесная оболочка ещё существует, ты можешь видеть облик ближнего, а потом, созерцая памятник, понимаешь, что да, под ним действительно покоятся останки того, кого ты любил. Пусть только внешняя, подвластная распаду оболочка, но она тут. А вот когда совершается кремация, тебе не остаётся ничего. Выдают тебе урну, держишь её в руках и думаешь, а что это вообще такое? Какое отношение эта ёмкость и её содержимое имеют к человеку, имя которого обозначено на прикрепленной сверху табличке? Ощущается некое совершенно вопиющее несоответствие, побуждающее к размышлениям самого мрачного свойства. А именно: если вот эти несколько килограммов костной муки являются итогом человеческой жизни; если это всё, что от человека остаётся, то какой смысл как в его жизни, так и в жизни вообще? Скажу прямо - если ЭТО действительно итог, то ни малейшего. Со смертью ты исчезаешь с глаз людей, а как только уйдёт последний, лично знавший тебя человек, ты исчезнешь и из людской памяти. Как сказал Экклезиаст, «Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после». Надо быть сверхвыдающимся мерзавцем, чтобы тебя помнили долго. Тоже, кстати, парадокс: негодяев, убийц, приведших к гибели сотни и тысячи, помнят куда дольше, нежели тех, кто совершил что-то полезное. Впрочем, и тут всё зависит от времени, так что современные тираны и диктаторы напрасно надеются на память потомков. И вот теперь настало самое время поговорить именно о памяти, ибо сегодня - день поминовения, в который мы вспоминаем своих почивших ближних.

Мы вспоминаем ближних. Но как вспоминаем? Кто они для нас? Существа, давно рассыпавшиеся в прах? Смутные тени, подкрепляемые застывшими фотографиями или, в лучшем случае, видеозаписью? Если так, то это в высшей степени скорбный день, потому что как нет наших ближних, так не будет и нас, и в конечном счёте всё бессмысленно и бесполезно. Как сказано у того же Экклезиаста, «Живые знают, что умрут, а мёртвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению; и любовь их и ненависть их и ревность их, и нет им более части вовеки ни в чём, что делается под солнцем». Единственное, что в таком случае остаётся, так это возрыдать о ближних и о себе, а потом оглушить себя водкой, чтобы не мучаться переживаниями. Но, благодарение Богу, нам нет необходимости так поступать. И этот день, хотя и печальный, но не скорбный и не пронизанный безнадёжностью, ибо так возвещает нам Апостол Павел: «22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, 23 каждый в своём порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его».

Одна из величайших истин, содержащихся в Слове Божием – это весть о воскресении, прообраз Которого явил нам Иисус Христос. Более того. Он неоднократно утверждал реальность воскресения людей. А во время спора с саддукеями, отрицавшими воскресение, ясно сказал, что Бог есть не Бог мёртвых, но живых. А это значит, что у Бога нет мёртвых, у Бога все живы. С разрушением тела, в котором мы пребываем на этой земле, личность не разрушается, не исчезает, но в час, определённый Богом, она облечётся новым телом, ибо воскресение, возвещённое Христом, это возвращение к полноценному бытию в единстве души и преображённого тела. Господь воскресил дочь Иаира, сына вдовы, Лазаря, но все они потом умерли снова. Воскресение же, к которому мы идём, не на время, а навсегда, потому что в новом творении, в Царстве Бога и Отца смерть будет уничтожена. Как сказал Павел, «26 Последний же враг истребится - смерть». Следовательно, сегодня мы вспоминаем не мёртвых, но живых. Они находятся в разлуке с нами, но они живы, они существуют. И, благодаря поминовению, не дающему их образу изгладиться из нашей памяти, мы не забываем их и настраиваемся на грядущую встречу. Поэтому нет безнадёжности, нет отчаяния. Да, конечно, мы оглядываемся на прошлое, но прежде всего смотрим в будущее, ибо сказано: «22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, 23 каждый в своём порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его».

Сегодня у значительной части христиан совершенно утрачено предвкушение воскресения. Сегодня люди куда больше сосредоточены на теме по-смертного бытия. А так как в Писании о нём практически ничего не сказано, то на свет появилось бесчисленное множество спекуляций, среди авторов которых немало церковных авторитетов. Как горестно думать, что Церковь не только принимала деятельное участие в сочинении многочисленных баек на эту тему, но и наживалась на них, внушая верным, что своими действиями может повлиять на посмертное бытие и даже существенно изменить его. Самое прискорбное, что такое положение сохраняется вплоть до сегодняшнего времени. Но, как только что было сказано, Бог в Своём Слове не уделяет теме посмертного бытия практически никакого внимания. Во всей Библии об этом есть не более, чем несколько предложений. Почему же Господь молчит, попуская людям фантазировать? Почему не дал исчерпывающего описания? Потому что это совершенно несущественно. Период между физической смертью и воскресением столь же преходящ, как и земное бытие. А Господь побуждает нас думать не о преходящем, а о вечном. Почему так? Потому, что полагает нашу цель именно в вечном – в Своём Царстве, к которому и ведёт верных. Соответственно, Он обращает наше внимание именно на него, а не на детали ведущего к нему пути, тем более, что с физической кончиной время делания для человека заканчивается. Ну а зачем много говорить о состоянии, в котором ничего нельзя изменить? Если же Бог не счёл нужным давать такого рода разъяснения, то и нам не нужно таковые искать. Куда важнее сосредоточиться на главном, т.е. на том, что ближние, предварившие нас в вечности, находятся в руках Бога. Что это значит? Что нам не о чем беспокоиться. Вот если бы они оказались в руках людей, тогда был бы вполне реальный повод для тревоги. Если же верный пребывает в руках своего Небесного Отца, Отца любящего, то беспокоиться решительно не о чем. Поэтому будем смотреть не в нынешний день, а в грядущий, в день блаженного воскресения, в который узрим друг друга в полноте души и обновленного тела. Куда же обращено наше поминовение – в прошлое или в будущее? И туда, и туда. Обращение в прошлое помогает нам сохранить образ наших ближних, а обращение в будущее помогает преисполниться радостным предчувствием грядущей встречи с ними, со всеми святыми и с нашим Господом в Его Царстве, под новыми небесами и на новой земле, которым никогда не придёт конец. «22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, 23 каждый в своём порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его … 26 Последний же враг истребится - смерть». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 21.11.2021




Другие проповеди по этому же поводу:

14 Ноября 2021 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
15 Ноября 2020 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
24 Ноября 2019 - Последнее воскресение Церковного года – Поминовение усопших (Пастор  Д. Лотов)
17 Ноября 2019 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
18 Ноября 2018 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
26 Ноября 2017 - Поминовение усопших (Пастор  Д. Лотов)
19 Ноября 2017 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Г. Азиков)
13 Ноября 2016 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
22 Ноября 2015 - Последнее воскресенье Церковного года. Поминовение усопших (Пастор  Д. Лотов)
16 Ноября 2014 - Судный день. Проповедь на предпоследнее Воскресенье Церковного Года. (Пастор  Г. Азиков)
17 Ноября 2013 - Ожидая второе пришествие Спасителя и день Суда (Пастор  Г. Азиков)
15 Ноября 2009 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
16 Ноября 2008 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)