МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
18 Ноября 2018 года

Предпоследнее воскресенье Церковного года


Лк.12, 35-40
Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придёт во вторую стражу, и в третью стражу придёт, и найдёт их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придёт вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

28 августа 1941 г. Президиумом Верховного совета СССР был издан указ о выселении немцев Поволжья, который начал проводиться в жизнь с феноменальной быстротой и жестокостью. Мне довелось беседовать с людьми, пережившими это выселение – в т.ч. и в нашем приходе. И вот вам картина: совершенно неожиданно в дом вламываются каратели из НКВД и приказывают в 24 часа собраться и отправиться к новому месту жительства. Любой человек на протяжении жизни обрастает каким-то хозяйством – тут и одно и другое. Но теперь всё сие перестаёт иметь значение, потому что прежняя жизнь закончилась безвозвратно. И вот, в атмосфере полной растерянности и паники приходится срочно решать, что взять с собой, а что оставить на произвол судьбы. Вернее сказать, на разграбление. Но как тут определишь, что важно, а что нет? Ведь ты не знаешь, что ждёт тебя там, куда тебя отправляют. И времени на узнавание, на получение каких-либо сведений нет. Почему я вспомнил об этом? Потому что нечто сходное произойдёт и в день Второго Пришествия. Господь придёт совершенно неожиданно; с Его приходом история этого мира прекратится, твоё положение в нём и вся прежняя жизнь перестанут иметь какое-либо значение, потому что надо будет отправляться в иную грань бытия, имеющую с нынешней весьма мало общего. Однако, в отличие от Поволжских немцев, не знавших о предстоящей катастрофе до тех пор, пока таковая не разразилась, христиане знают о грядущем Пришествии. Поэтому имеют возможность заранее поразмыслить о том, что потребуется им в предстоящей новой реальности. Так что же в неё брать?

Как уже было сказано, на протяжении жизни каждый человек обрастает каким-то имуществом. Однако, не следует полагать, что это понятие относится исключительно к материальным сущностям. Стремления, желания, чувствования, наклонности – всё то, из чего складывается личность – всё это тоже имущество. И чем дольше длится жизнь, тем больше всего на-капливается. Что же до материального имущества, то его наличие и качество определяется всё теми же стремлениями, наклонностями и т.д. Таким образом, свойства души тут первичны. И вот вопрос, а к чему эти свойства души обращены? Я имею в виду не какие-то второстепенные сущности, а самое главное: обращённость к Богу или к миру. Что важнее, что стояло на первом месте? И как выглядела определявшаяся этим первым местом повседневность – т.е я жил с Богом или без Него? И, самое главное – ждал ли я Его? Не могу не вспомнить печальную картинку из советского прошлого: некоторые люди, прошедшие через ужасы репрессий, держали в квартире специальный чемоданчик, в котором находилось самое необходимое. Т.е., если за ними придут, ничего собирать, ничего искать не придётся – всё уже собрано, и они готовы в любой момент последовать за пришедшими их арестовывать. Или вот иная ситуация: мой отец, когда стал часто попадать в больницы, постоянно держал наготове сумку, в которой лежало всё необходимое для больничного бытия. Так вот, есть ли у нас такой чемодан или такая сумка?

Иисус говорит: «Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий». Главная проблема Второго Пришествия – полная внезапность. Разумеется, есть признаки, по которым можно определить его приближение, но точную дату не дано знать никому из людей – все попытки предсказать хотя бы год Второго Пришествия не более, чем ложное, заведомо бесплодное умствование. Суть именно в том, что Господь придёт совершенно неожиданно. И когда Он придёт, не будет времени ни для чего. Ни одной минуты для подготовки уже не останется. Самое удивительное в современном христианстве то, что все это вроде бы знают, но при этом совершенно не принимают в расчёт. Вот, например, сейчас продолжает раскручиваться скандал вокруг украинской автокефалии. Обе стороны, т.е. Москва и Фанар, сыпят аргументами за и против: почитаешь статьи, выступления на это тему – такое впечатление, что ничего более важного просто не существует. Но представьте, что завтра придёт Господь. Спрашивается: какой важностью при Его Пришествии будут обладать споры о так наз. «канонических территориях»? Да никакой. Но абсолютно то же самое можно сказать о делах, которыми большинство столь сильно увлекается, что погружается в них всецело. Причём проблема здесь даже не в погружении, ибо увлечённость в работе – это как раз хорошо. Проблема в том, что именно в этих делах люди видят смысл своего бытия. А в результате, когда раздаётся звонок, означающий, что твоё время кончилось, ты оказываешься абсолютно не готов к тому, что тебе предстоит. Но позвольте, какой звонок? Второе пришествие ещё не состоялось и не факт, что оно состоится в ближайшие 100-200 лет и даже больше. Да, это так, но дело в том, что человек внезапно смертен. А результат тот же самый: время делания лично для тебя окончено: что сделал, то и при тебе; что приобрёл, то и при тебе. Поэтому главный вопрос, на решение которого должен направлять свои усилия ученик Христа – что приобретать и что делать?

Ответ находит в сегодняшнем Евангелии: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им». Что это значит? Что человек, именующий себя христианином, должен иметь постоянную готовность к встрече с Богом, вне зависимости от того, при каких обстоятельствах и в какое время таковая произойдёт. А как иметь такую готовность? Если Христос для тебя на первом месте; если ты рассматриваешь свою жизнь, как служение Ему; если всецело доверяешь Ему и на всё что делаешь, испрашиваешь Его благословение; если живёшь с постоянным ориентиром на Его Царство; если всё остальное воспринимается как второстепенное и существует постольку, поскольку не заслоняет главного, то ты готов. Готов к встрече, когда бы таковая ни произошла.

Но эту готовность надо поддерживать, потому что вера не есть некое статичное состояние. Она может возрастать, может уменьшаться. А т.к. дьявол, мир и наша собственная порочность стремятся совратить нас с пути жизни, то ни в коем случае нельзя пренебрегать возможностями укрепления в вере. И в первую очередь возможностью участия в св.мессе, потому что именно здесь соединяются Слово, Таинство и общение святых. Равным образом недопустимо пренебрегать ежедневной молитвой и вообще всем тем, что помогает пребывать в единстве со Христом, жить в Его Духе и идти путём Истины и Жизни, ведущем в Его Царство. Живущий в готовности спокойно ожидает встречи с Господом, потому что собранный чемодан стоит у дверей, и ты готов в любую минуту взять его и выйти. По слову Господа: «Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 18.11.2018




Другие проповеди по этому же поводу:

26 Ноября 2017 - Поминовение усопших (Пастор  Д. Лотов)
19 Ноября 2017 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Г. Азиков)
13 Ноября 2016 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
22 Ноября 2015 - Последнее воскресенье Церковного года. Поминовение усопших (Пастор  Д. Лотов)
16 Ноября 2014 - Судный день. Проповедь на предпоследнее Воскресенье Церковного Года. (Пастор  Г. Азиков)
17 Ноября 2013 - Ожидая второе пришествие Спасителя и день Суда (Пастор  Г. Азиков)
15 Ноября 2009 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
16 Ноября 2008 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)