МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
24 Ноября 2024 года
Ewigkeissonntag
Иоанна 5, 21-29
21 Ибо, как Отец воскрешает мёртвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет.
22 Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну,
23 дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.
24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь.
25 Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мёртвые
услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.
26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.
27 И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.
28 Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;
29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения.
Сегодня, в последнее воскресенье Церковного года, мы отмечаем Воскресение вечности, Ewigkeitssonntag, в которое вспоминаем наших ближних, отошедших от мира сего. Хорошо, что в календаре есть день, который мы можем посвятить поминовению, хотя, разумеется, наша память им не исчерпывается. Мы вспоминаем наших ближних намного чаще, потому что не вспоминать невозможно. Кончина близкого человека подобна плохо зажившей ране – она вроде бы и затянулась, но, тем не менее, постоянно напоминает о себе. Сие неудивительно. Ведь, когда умирает близкий человек, происходит самая настоящая катастрофа, твой мир рушится, так что потом приходится учиться жить заново. А, между тем, порою нет никакого желания учиться, потому что бытие теряет смысл, все обычные занятия теряют смысл, и всё вокруг становится пустым и ненужным. Но повседневность требует своего, поэтому нужно пересиливать себя и продолжать действовать. В результате мы постепенно приучаемся сохранять глаза сухими; чуть позже оказывается, что мы можем смеяться и даже получать удовольствие от процесса бытия. Но это всё внешнее, а внутри мы продолжаем корчиться от страдания. Память не исчезает, образ ближнего не истирается, а какие-то воспоминания даже делаются более рельефными. Пустота же, возникшая на том месте, где был наш ближний, никуда не девается, она остаётся и будет ощущаться до конца наших собственных дней, вне зависимости от количества прошедших лет. Почему так? Потому что никуда не исчезает любовь. Мы продолжаем любить наших усопших, причём, как это ни парадоксально звучит, любим их даже больше, чем при жизни. Увы, в повседневности не всё и не всегда было гладко. Бывали и несогласия, и непонимание, и ссоры, и обиды, но со временем всё это забывается, остаётся только хорошее. Но разве на место одного не может придти другой? Разве не учили нас, что незаменимых людей нет? Вздор. Любой человек незаменим, потому что каждая личность по-своему уникальна. Поэтому тоска об ушедшем останется навсегда. Но в этой тоске у нас есть утешение, которого нет у неверующих – у нас есть утешение от Бога. И оно заключается не в пустых словах типа «примите наше искреннее соболезнование», но в Божьем Слове, которое возвещает нам, что жизнь не отнимается, но только лишь изменяется. И ещё оно возвещает нам великое обетование о воскресении усопших и жизни будущего века. Таким образом, ничего не кончено. Мы пребываем в разлуке, это правда. Но она временна. Никто не утрачен навсегда, потому что у Бога все живы. «…наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; 29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения». Но что это значит? Почему Христос говорит не о едином воскресении, а о двух – о воскресении жизни и воскресении осуждения? Что скрывается за этими понятиями? Конкретного и точного ответа на этот вопрос не существует. Прежде всего, Писание - не энциклопедия, в которой раскрываются все тайны посмертного бытия. А, кроме того, бытие в вечности слишком сильно отличается от нынешнего. Мы говорим о граде Божием, о Божьем Царстве, но никто из нас даже приблизительно не может представить себе, что это такое. Тем менее мы можем представить себе состояние осуждённых. Мне довелось слышать историю о двух монахах, которые договорились о том, что тот из них, кто скончается первым, изыщет возможность явиться своему собрату и рассказать, что делается на другой стороне и как она вообще выглядит. Пришло время, один монах умер и спустя какое-то время действительно явился своему другу. Но на вопрос: «Ну, и что там?» ответил только два слова: totaliter aliter, т.е. «совсем другое», после чего исчез. Поэтому нет смысла доискиваться каких-то подробностей. Для нас главное то, что Христос говорит о двух состояниях, одно из которых благое, в то время как в другом явно нет ничего хорошего. Если мы доверяем Ему, то доверяем и Его Слову. Если Он называет какое-то состояние плохим или благим, то это так и есть, и нам не нужно доискиваться подробностей, а нужно стремиться к именно к тому стостоянию, которое Он называет благим. Но как? Да очень просто. Ибо так говорит Господь: « 24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь». Мы – верные Господа, мы ученики Иисуса Христа. Мы верим Его слову, и именно это доверие даёт нам возможность помышлять о воскресении жизни, о Царстве Божием, в котором Господь есть всё во всём, в котором нет ни зла, ни греха, ни смерти. Именно там, именно в этом Царстве мы и надеемся увидеть тех, с кем когда-то расстались здесь. Доверие Богу и принятие Его Слова дают нам знание о воскресении; доверие соединяет нас со Христом – Единственным, Кто может провести нас сквозь тьму смертной тени к сиянию грядущего дня. Т.е. именно доверие Христу спасает нас и сохраняет для Божьего Царства. То самое доверие, которое побуждает нас стремиться к единству с Ним и служить Ему через ближних делами любви. Но проблема в том, что никто не знает, когда желанная встреча состоится. А пока она не состоялась, тоска остаётся. Что же делать? Ожидать в терпении, черпая утешение в Слове Божием. Благодаря ему мы, хотя и пребываем в печали, но не отчаиваемся, ибо Господь говорит нам, что ничего не кончено. Скорее напротив, всё только начинается. Пребывая в ожидании, мы вспоминаем и будем вспоминать ближних, потому что любовь не проходит и не заканчивается вместе со смертью. Но, вспоминая их, и благодаря Господа за время, проведенное в общении с ними, нужно устремляться помышлениями не столько к прошлому, сколько к будущему, ко дню воскресения усопших. И в этой устремлённости всецело доверять Христу, пребывать в единстве с Ним, потому что именно тот, кто пребывает с Ним на земле, пребудет с Ним и в небесах! Пребудет с Ним и со всеми святыми и избранными под новыми небесами, на новой земле, которым никогда не придёт конец. Так говорит Господь: « 24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
17 Ноября 2024 - Vorletzter Sonntag (Пастор Д. Лотов)
10 Ноября 2024 - Drittletzter Sonntag (Пастор Д. Лотов)
26 Ноября 2023 - Последнее воскресенье Церковного года (Пастор Д. Лотов)
19 Ноября 2023 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор Д. Лотов)
13 Ноября 2022 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор Д. Лотов)
21 Ноября 2021 - Ewigkeitssonntag (Пастор Д. Лотов)
14 Ноября 2021 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор Д. Лотов)
15 Ноября 2020 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор Д. Лотов)
24 Ноября 2019 - Последнее воскресение Церковного года – Поминовение усопших (Пастор Д. Лотов)
17 Ноября 2019 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор Д. Лотов)
18 Ноября 2018 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор Д. Лотов)
26 Ноября 2017 - Поминовение усопших (Пастор Д. Лотов)
19 Ноября 2017 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор Г. Азиков)
13 Ноября 2016 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор Д. Лотов)
22 Ноября 2015 - Последнее воскресенье Церковного года. Поминовение усопших (Пастор Д. Лотов)
16 Ноября 2014 - Судный день. Проповедь на предпоследнее Воскресенье Церковного Года. (Пастор Г. Азиков)
17 Ноября 2013 - Ожидая второе пришествие Спасителя и день Суда (Пастор Г. Азиков)
15 Ноября 2009 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор Д. Лотов)
16 Ноября 2008 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор Д. Лотов)