МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
27 Июля 2008 года

10 воскресенье после Дня Св.Троицы


Проповедь произнесена в г. ПРЕШОВ (СЛОВАКИЯ), ЦЕРКОВЬ СВ.ТРОИЦЫ

4 Цар.25, 8-12

В пятый месяц, в седьмой день месяца, то есть в девятнадцатый год Навуходоносора, царя Вавилонского, пришёл Навузардан, начальник телохранителей царя Вавилонского, в Иерусалим и сжёг дом Господень, и дом царя, и все домы в Иерусалиме, и все домы большие сожёг огнём; и стены вокруг Иерусалима разрушило войско Халдейское, бывшее у начальника телохранителей. И прочий народ, остававшийся в городе, и перемётчиков, которые предались царю Вавилонскому, и прочий простой народ выселил Навузардан, начальник телохранителей. Только несколько из бедного народа земли оставил начальник телохранителей работниками в виноградниках и землепашцами.

Событие, о котором мы только что прочитали в 4 Книге Царств, стало одним из величайших бедствий Израиля, границей его истории как политической, так и духовной. Вместе с Вавилонским завоеванием на долгие века прервалось бытие государства, как самостоятельной политической единицы, да и духовная жизнь в ходе пребывания в плену претерпела существенные изменения. Ведь при завоевании был полностью разрушен Иерусалимский Храм, а вместе с ним из нашего мира исчез Ковчег Завета, бывший своего рода прямым каналом связи между Богом и Его народом. Спрашивается, каким образом могло случиться то, что случилось? Почему Бог не сохранил ни Свой народ, ни место Своего пребывания среди него? Этот вопрос актуален для нас, потому что не связан исключительно лишь с историей Древнего Израиля, но призван помочь понять, почему и в последующие времена (в том числе и в коммунистическую эпоху) верные Божии претерпели немало страданий.

Разрушение Иерусалима войсками Вавилона не было случайностью. Случившееся было вполне закономерным последствием массового отпадения людей от Бога своего – того самого отпадения, которое с такой страстностью и безуспешностью обличал пророк Иеремия. Почему же слово пророка не приносило плода, т.е. покаяния и обращения? По той причине, что люди совершенно не понимали, зачем это нужно. Они полагали себя вполне защищёнными от всяческих бедствий во-первых самым своим статусом народа Божия, а во вторых наличием в Иерусалиме Храма, бывшего, как уже говорилось, местом пребывания Бога среди Его народа. Иными словами, пребывание Бога рассматривалось как своего рода страховой полис, гарантирующий полную свободу от всего – в том числе и от необходимости быть верным Богу. Сие мнение и стало причиной всех бедствий, потому что близость к Богу, пребывание в Его присутствии зависит не от внешнего, а от внутреннего единства. Не важно, есть ли в городе храм или нет – важно наличие живого общения, пребывания в воле Господней, в устремлённости к Нему, в верности Ему. Причём не отдельных членов народа Божия, а всего народа. Если этого нет, то никакой храм, никакие обряды не охранят и не защитят. Господь наделил человека великим даром – свободой воли, и не нарушает её. Это означает, что если человек хочет жить без Бога, ему будет дана возможность осуществить своё желание. Но, делая выбор, следует быть готовым и к последствиям такового, ибо свобода воли подразумевает полноту ответственности. И если большинство народа Божия отпадает от Бога, не соблюдает верность ему, то от последствий этого отпадения страдают и те, кто остался верным (как в своё время страдал Иеремия, и как в эпоху коммунистических режимов страдали не отрекшиеся от Господа верные). Однако, коммунистические режимы пали, и сегодня за веру вроде бы никого не преследуют. Чем же актуальна для нас ситуация, описанная в 4 Книге Царств?

Она удивительно актуальна, ибо сегодня мы живём в обществе, которое совершенно справедливо называется «постхристианским». К Европе это определение относится в полной мере, ибо в ней с каждым днём всё сильнее забывают о Господе. В Европейской Конституции нет ни слова о христианстве, а законодательные системы различных государств вводят в обиход установления, откровенно противоречащие Слову Божию: легализацию абортов, однополые браки, эвтаназию и т.д. В то же время Церковь всё больше погружается в решение социальных проблем, делает всё более сильный акцент на благотворительность. Одновременно с этим она всё меньше занимается своим прямым делом – возвещением Слова Божия и обличением того, что ему не соответствует, ибо с почтением взирает на нового идола сегодняшнего дня, имя коему – «политкорректность, толерантность». В результате всё больше размывается понятие греха и люди (в том числе и называющие себя христианами) живут так, как будто Христа никогда не существовало. Одни надеются на кого и на что угодно, но не на Бога; другие уповают на всепрощение - в результате и те и другие живут во вседозволенности, а понятие верности Богу превращается в какую-то отвлечённую абстракцию. Т.е. с нами происходит примерно то же самое, что и с Израилем времён 4-ой Книги Царств. Но ведь это означает, что и последствия могут быть очень похожими, ибо нельзя безнаказанно глумиться над Богом. «…пришёл Навузардан … слуга царя Вавилонского, в Иерусалим и сжёг дом Господень, и дом царя, и все домы большие сожёг огнём; и стены вокруг Иерусалима разрушило войско Халдейское… и прочий народ … выселил Навузардан…». Сегодня в Европе с каждым днём возрастает исламская диаспора. Не столь давние события во Франции показали, что таковая вполне может стать орудием гнева Господня, а мы вполне можем разделить судьбу жителей Иерусалима 586 года до Р.Х. Можем ли мы что-то сделать в этой ситуации? Можем.

Не взирая на большинство, мы должны оставаться верными нашему Спасителю, пребывая в единстве с Ним и творя Его волю. И дело не только в том, что тем самым мы пребываем в благодати и сохраняем себя для жизни вечной. Церковь призвана свидетельствовать о Христе, и это поручение распространяется на любого христианина. Любой из нас должен быть живым письмом Бога этому миру, словом, а в особенности делом являя благодать Божию и свет Небесного Царства. Мир упорно внедряет в умы свою идеологию – идеологию личного комфорта, где на первом месте стоит исполнение своих желаний, в том числе и самых неправедных. И чем больше у тебя возможности для их исполнения, тем больше ты преуспел, тем больше твой авторитет – такова цветущая сейчас пышным цветом потребительская культура, считающаяся вершиной достижений цивилизации. Наша задача посредством своей верности Христу, посредством пребывания в Его воле показать окружающим, что есть иной путь, который намного лучше и может дать намного больше. Потому что никакое земное благо не может сравниться с пребыванием в благодати, и никакая материальная ценность не может сравниться с жизнью вечной. Люди мира не молчат – они активно пропагандируют свои ценности. А это значит, что и мы должны говорить, должны быть не менее активными. Господь вверил нам Истину не для того, чтобы мы молчали, а для того, чтобы возвещали её, не смущаясь ни сильных мира сего, ни самого мира.

Когда Навузардан разрушал Иерусалим, в нём жили не только отступники. Несомненно, там были и верные – пусть в меньшинстве, но были. Они разделили судьбу тех, кто был наказан за своё нечестие. То же самое может быть и сегодня. Если Господь совершит суд над отвергшими Его, то сии бедствия не обойдут и нас. Но это не должно нас смущать, потому что, как говорил св.Павел, в этом мире мы не имеем постоянного града, но ищем будущего. Наша цель – Царство Божие. И потому, даже претерпевая страдания, не унываем, ибо знаем, что таковые не могут лишить нас спасения и участия в новом творении, в жизни вечной. На сём стоим и не можем иначе – помоги нам Господь! Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

20 Августа 2017 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
31 Июля 2016 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
09 Августа 2015 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
24 Августа 2014 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Августа 2011 - 10 воскресенье после праздника Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
08 Августа 2010 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
08 Августа 2010 - Проповедь в 10-е воскресенье после торжества Пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)