МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
08 Августа 2021 года
10 воскресенье после Дня Св.Троицы
Римл.11, 17-24
17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
19 Скажешь: "ветви отломились, чтобы мне привиться".
20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.
23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
Я думаю, вы не забыли чудовищную жару, установившуюся в Москве в июне. Таковая воистину стала тяжким испытанием для всех нас. И сколь отрадно было последующее похолодание! Но, как это всегда бывает, столкновение двух атмосферных фронтов сопровождалось сильнейшим ветром, оставившим по себе заметные следы. Когда на следующий день я вышел из дому, то увидел, что у одного из клёнов, растущих вблизи дома, отломило ветвь, из-за больших размеров больше похожую на самостоятельное дерево. На ней было множество листьев – пока ещё зелёных и свежих, но уже обречённых, потому что ветвь не может жить, если прервана связь со стволом, с корнями. Я подумал, что эта отломанная ветвь может послужить хорошим образом того, что случилось с Израилем, в подавляющем большинстве своём отказавшимся от предложенного ему Нового Завета. Как сказал Павел, «Они отломились неверием». От чего отломились, от кого отломились? От своего корня, от Бога. Но почему Апостол говорит о неверии? Разве иудеи отрицали Бога? Разве они не исполняли предписаний установленного Им закона? Получается, что нет, иначе бы Бог не отверг их. Этот момент побуждает задаться важнейшим вопросом: а что в таком случае есть вера? Что значить «веровать в Бога»? В чём заключается исполнение Его воли? Означает ли это исполнение неких обрядов, которые, например, с таким усердием исполняли иудеи? Похоже, что исполнение обрядов тут не причём, потому что Бог отверг иудеев, несмотря на храмовые богослужения и жертвоприношения, продолжавшиеся много лет после казни Спасителя. Так что же тогда требуется? Начнём с того, что верить в Бога не означает просто признавать Его существование. Как сказано в Писании, такую веру имеют и бесы. Истинная вера, спасающая вера означает доверие Богу. Ну, а там, где есть доверие, там есть и исполнение воли. Но именно Божьей воли, а не своей собственной. Вернее сказать, не своих представлений об этой воле. Невозможно, недопустимо, немыслимо подменять волю Божию своими домыслами. Но ведь именно это и было сделано иудеями, называвшими Законом установления, имевшие к Богу весьма опосредованное отношение. Когда же Христос стал наглядно показывать сие, когда стал обращать внимание людей на различие между Божеским и человеческим, то, вместо того, чтобы образумиться, иудеи пришли в ярость и убили Его, поправ не только волю Господа, но даже собственные законнические установления. Однако, тут оказалось, что терпение Божие хоть и весьма велико, но отнюдь не безгранично. Отвержение Мессии, de facto ставшее отвержением Самого Бога, превысило меру Его милосердия и потому совершилось то, что совершилось – то, о чём сказал Апостол: «некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины». Иисус предупреждал о таком варианте развития событий, когда рассказывал притчу о злых виноградарях. Хозяин изгнал их из виноградника, отдав таковой другим. То, что было достоянием иудеев, стало достоянием язычников, потомками которых являемся мы, здесь присутствующие. С одной стороны, это повод для великой радости, потому что мы обрели великое благо: участие в Царствии Божием и прочих обетованиях Бога Своему народу. А с другой, это повод призадуматься, потому что прав не бывает без обязанностей. Об этом напоминают услышанные сегодня слова Павла: «19 Скажешь: "ветви отломились, чтобы мне привиться". 20Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. 21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. 22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен».
Что нам делать для того, чтобы не повторить судьбы иудеев, чтобы не быть отсеченными? А что, такое может быть? Может. Христос никогда не говорил о всеобщем спасении. Зато говорил об отделении овец от козлищ и о том, что не все, призывавшие Его и даже творившие чудеса Его именем, войдут в Царствие Небесное. Так что же нам делать? На первый взгляд ответ очевиден: веровать и исполнять волю Божию, весьма доходчиво изложенную в Св.Писании. Но разве христиане именно этим не занимаются? В том то и дело, что нет. Вот, например, Господь заповедал ученикам быть едиными. Где оно, это единство, если между собой грызутся не только разные исповедания, но даже разные юрисдикции одного и того же исповедания? Достаточно вспомнить недавние выяснения отношений между Москвой и Константинополем, дошедшие до запрещения посещать церкви другой юрисдикции. Господь сказал: потому будут узнавать вас, что вы – Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. И где эта любовь, если даже внутри одной общины могут быть и бывают умонастроения, весьма далёкие от всякой любви? Мы имели возможность такое видеть. Вот и получается, что на словах люди веруют, а на деле ни о каком доверии говорить не приходится, потому что воля Господа не исполняется. Причём в основополагающих моментах. Богословие процветает. Количество соответствующих книг превышает всякое разумение – прочесть их все немыслимо даже в том случае, если дожить до ста лет и ничем кроме чтения не заниматься. А толку от всего этого? У иудеев тоже было немало богословских трактатов – в первую очередь Талмуд. И что, помогло им это? Никак. Вот и нам не поможет. Помог иудеям Храм Иерусалимский, бывший реальным местом соприкосновения земного и небесного? Никак. И огромное количество церквей, понастроенных по всему миру, тоже не поможет. Первично исполнение Божьей воли, основанное на доверии Богу. Всё остальное вторично. И далеко не случайно в самой главной молитве, заповеданной нам Самим Христом, стоит прошение «Да будет воля Твоя». Потому что там, где не творится воля Бога, там действует дьявол. Как сказано в Большом Катехизисе, «Мир скверен и зол; сие дьявол растравляет, раздувает и разжигает, чтобы нас остановить, отбросить, опрокинуть и вновь подчинить своей власти». Ну а там, где властвует дьявол, спасения нет. Павел пишет: «не гордись, но бойся. 21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя». Проблема современного нам мира как раз в том, что страха нет. Люди ссылаются на Бога, но при этом живут так, как будто Его нет, творя не Его, а свою волю. Хотя очевидно, что своя она только по названию. И вновь вопрос: что нам делать?
Ни при каких обстоятельствах не участвовать в делах тьмы, кто бы об этом ни просил, кто бы к этому ни принуждал. Каждый день так или иначе ставит нас перед выбором между светом и тьмой, и мы не только делаем его, но и несём ответственность за последствия такового. Как в этом мире, так и в вечности. Поэтому, что бы ни происходило вокруг нас, какой бы психоз ни раздувался, нужно оставаться верным Богу и Его Слову. А сия верность является прежде всего в том, что, доверяя Богу, мы творим Его волю. Творим не велеречивыми рассуждениями на богословские темы, а в тем, что своей жизнью являем свет Христа, становимся живыми письмами Господа этому миру, любим ближних и, прозревая в них лик Распятого, служим им во имя Христово. Нельзя сказать, что это лёгкий путь, но, если мы считаем себя учениками Иисуса Христа, то другого варианта просто нет. Нам должно жить так, чтобы в конце пути иметь возможность сказать вместе с Павлом: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил, а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не мне только, но и всем возлюбившим явление Его». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
16 Августа 2020 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
25 Августа 2019 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Е. Романенко)
05 Августа 2018 - 10-е Воскресенье после Троицы (Пастор Е. Романенко)
20 Августа 2017 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
31 Июля 2016 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
09 Августа 2015 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
24 Августа 2014 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
28 Августа 2011 - 10 воскресенье после праздника Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
08 Августа 2010 - Проповедь в 10-е воскресенье после торжества Пресвятой Троицы (Пастор Д. Бюлов-Штернбек)
08 Августа 2010 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
27 Июля 2008 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)