МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
16 Августа 2020 года

10 воскресенье после Дня Св.Троицы


Лк.19, 41-47
41 И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нём
42 и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих,
43 ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,
44 и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.
45 И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нём и покупающих,
46 говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников.
47 И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его,
48 и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его.

В своё время, уже много лет назад, я периодически навещал больную женщину. У неё воз-никла очень серьёзная проблема с ногой, единственным выходом из которой была ампутация. Но пойти на такой шаг она не захотела. В результате болезнь неуклонно прогрессировала, достаточно быстро завершившись кончиной. Знаете, это было поистине ужасное ощущение: разговариваешь с человеком, понимая, что он обречён, что ему осталось жить совсем недолго, и что ничего нельзя сделать. Однако, эта женщина знала, на что шла, она сделала выбор совершенно осознанно. Но ведь бывает и так, что человек отвергает средство спасения, ибо считает, что никакой опасности нет, у него всё нормально. И в этой уверенности идёт к неизбежной гибели. Говорить с ним, пытаться объяснить, что он неправ, бесполезно - тебя просто не будут слушать. Вернее будут слушать, но не услышат. Так что остаётся только рыдать от ощущения бессилия, от невозможности что-либо изменить. Именно такие чувства испытывал Иисус, взирая на Иерусалим: «41 И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нём». Великий город, избранный Господом, как место пребывания Его славы на земле, отверг своего Мессию, и тем самым обрёк себя на гибель. Причём тут речь даже не о вечности, а о чисто земном будущем: «о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, 43 ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, 44 и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего». Прошло всего 40 лет, и случилось предречённое Господом. Иерусалим изведал ужасы осады. Иосиф Флавий сообщает, что т.к. город был полностью блокирован, продовольствие вскоре закончилось, после чего начались мор и людоедство. В конце концов город пал, после чего был полностью разрушен и сожжён. В огне погиб и Храм. Но вот вопрос: случилось бы всё это, если бы Христос был принят? Мне представляется, что в этом случае события могли пойти иначе. Иудеи в целом отличались нетерпимостью и непримиримостью по отношению к язычникам, т.е. ко всем прочим народам. Эти чувства усилились благодаря утеснениям со стороны римского наместника, зелоты подогрели всеобщее недовольство, и вспыхнула война, закончившаяся для иудеев весьма плачевно. Но если бы они приняли Христа, всё вышесказанное могло не случиться, потому что принятие Иисуса ведёт к другому взгляду на мир и на людей. В т.ч. во Христе иудейская исключительность заканчивается, ибо в Нём иудеи соединяются с язычниками в один новый народ, имя которому Церковь. Становление Церкви, о котором мы читаем в Книге Деяний, те огромные изменения, о которых она повествует, произошли до иудейской войны. Так что всё могло быть иначе. Могло, но не стало, потому что иудеи отвергли Сына Божия, причём считали, что поступили совершенно правильно. И потому остаётся только рыдать. Поистине, знание будущего, которым обладал Иисус, может быть тяжким бременем. «41И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нём 42 и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих».

Прозревая обречённость Иерусалима, Господь плакал о нём. А как бы Он поступил, если бы пришёл сегодня и посмотрел на нынешних людей? Церковная традиция знает много различных изображений Христа. Преображённый, возносящийся, воскресший и т.д. Но в нынешних обстоятельствах самым уместным было бы изображение Иисуса Скорбящего. Думаю, что, взирая на сегодняшний мир, Он рыдал бы о нём ещё горше, чем о Иерусалиме. В то время люди ещё не поняли что такое Новый Завет, потому что далеко не все узнали про него. К тому же, услышанное нуждалось в серьёзном осмыслении, а на таковое требуется время. Но вот, прошло 2000 лет, а необходимое понимание так и не пришло. Мир по-прежнему не приемлет Христа, предпочитая коснеть в лжеучениях и в своих грехах. Самое ужасное в том, что даже народ, над которым наречено имя Господа – святая Церковь – на словах исповедуя Его, на деле от Него далёк. Вместо единства разделение на множество враждующих группировок, каждая из которых считает себя единственно верной и правильной, а все остальных – безнадёжно заблудшими, неистинными и безблагодатными (кстати, многим лютеранам такое понимание тоже свойственно). В результате вместо общего свидетельства в любви и единстве рознь, насилие и даже войны. Как может воевать христианин против христианина? Да никак. А если такое происходит, значит, христианства нет, есть только видимость такового. И если страны, почитающие себя христианскими, наращивают напряжённость между собой, то в чём их христианство? Но не будем забывать, что страна – это люди. И всё скверное, что происходит, может происходить только в том случае, когда народ, одобряя сию скверность, следует распоряжениям своих подчас преступных и очень далёких от Бога правителей. Если такое происходит, то очевидно, что христианство тут величина мнимая. И неважно, строится в стране по три церкви в день или не строится вообще, ибо Новый Завет - это не сооружения, а мышление и вытекающий из такового образ жизни. Если воля Божия не исполняется, то сооружения бесполезны. Поистине, при взгляде на нас, у Господа был бы повод рыдать куда горше, чем о Иерусалиме, ибо мы подобно иудеям, своими руками уничтожаем своё будущее в обоих мирах, в преходящем и вечном. Ибо, по-пуская беззаконие, противное Духу Божию, становимся жертвами последствий сего беззакония. Точно также, как это было в Иерусалиме, сделавшем неправильный выбор.

Мы носим статус христиан, т.е. учеников Христа. Этот статус не формальность, он ко многому обязывает. Прежде всего к тому, чтобы жить по слову Христа, в единстве с Ним, приближаясь к Нему настолько, насколько это возможно для человека. Наше главное пред-назначение – это свидетельство, благовестие. А таковое возможно лишь тогда, когда ты сам живёшь так, как проповедуешь. Если же ты живёшь по Слову Божию, то в силу этого противостоишь всему тому, что противоречит сему Слову. Неважно, кто именно принуждает тебя идти против Бога. Кто бы это ни был, ты не должен повиноваться, потому что повиноваться Богу надлежит больше, чем человекам. И в беззакониях надо не участвовать, а обличать их. Если же ты одобряешь беззаконие или пассивно соглашаешься с ним, то тем самым становишься его участникам, и тогда тебя может постигнуть участь жителей Иерусалима. Да, за противостояние беззаконию, за верность Христу можно пострадать, но, как говорит Св.Писание, лучше пострадать за добрые дела, нежели чем за злые. И если мы страдаем за верность Христу, то мы блаженны.

Иерусалим сделал свой выбор, когда позволил казнить Христа. Мы тоже делаем свой выбор. Каждый день наш путь проходит через развилки, где один путь ведёт ко Христу, второй от Него. Поэтому будем молить Господа о том, чтобы Он помогал нам выбирать правильно. А когда совершается правильный выбор? Когда человек остаётся верным Богу и свидетельствует о Нём как словом, так и делом. Глядя на Иерусалим, Христос скорбел о нём. Будем жить так, чтобы, глядя на нас Он радовался. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 16.08.2020




Другие проповеди по этому же поводу:

25 Августа 2019 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Диакон  Е.Романенко)
05 Августа 2018 - 10-е Воскресенье после Троицы (Диакон  Е.Романенко)
20 Августа 2017 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
31 Июля 2016 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
09 Августа 2015 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
24 Августа 2014 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Августа 2011 - 10 воскресенье после праздника Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
08 Августа 2010 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
08 Августа 2010 - Проповедь в 10-е воскресенье после торжества Пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
27 Июля 2008 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)