МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
09 Августа 2015 года

10 воскресенье после Дня Св.Троицы


Иер.7, 1-15
Слово, которое было к Иеремии от Господа: стань во вратах дома Господня и провозгласи там слово сие и скажи: слушайте слово Господне, все Иудеи, входящие сими вратами на поклонение Господу. Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сём месте. Не надейтесь на обманчивые слова: "здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень". Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд между человеком и соперником его, не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сём, и не пойдёте во след иных богов на беду себе,- то Я оставлю вас жить на месте сём, на этой земле, которую дал отцам вашим в роды родов. Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы. Как! вы крадёте, убиваете и прелюбодействуете, и клянётесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сём, над которым наречено имя Моё, и говорите: "мы спасены", чтобы впредь делать все эти мерзости. Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Моё? Вот, Я видел это, говорит Господь. Пойдите же на место Моё в Силом, где Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля. И ныне, так как вы делаете все эти дела, говорит Господь, и Я говорил вам с раннего утра, а вы не слушали, и звал вас, а вы не отвечали,- то Я так же поступлю с домом сим, над которым наречено имя Моё, на который вы надеетесь, и с местом, которое Я дал вам и отцам вашим, как поступил с Силомом. И отвергну вас от лица Моего, как отверг всех братьев ваших, всё семя Ефремово.

После того, как окончились годы, назначенные Богом для пребывания Израиля в пустыне, народ вошёл в Ханаан - в землю, обещанную им Господом. Силом, о котором мы слышали сегодня в Книге Иеремии, стал духовным центром. Именно здесь Иисус Навин произвёл размежевание территорий между коленами, именно здесь на протяжении трёхсот лет находились скиния и Ковчег Завета, именно сюда сыны Израилевы собирались на общенародные праздники: Пасху, Пятидесятницу и праздник Кущей. Казалось бы - что могло случиться с городом, в котором пребывал Господь? Однако, настал день, когда филистимляне захватили Силом и разрушили его. Более того. Ковчег Завета, на который израильтяне уповали как на своего рода абсолютное оружие, оказался в руках врагов. Как это могло случиться? Почему Господь не явил свою силу? Ведь позже Он явил её весьма зримо, поразив по очереди те филистимские города, в которых оказывался Ковчег, в результате чего филистимляне не только вернули таковой Израилю, но ещё и сделали при этом богатое подношение. Господь попустил захват Ковчега и разрушение города по причине ослабления веры, по причине смешения поклонения Истинному Богу с поклонением языческим идолам. Именно об этом напоминает Господь, когда возвещает через Иеремию: «Пойдите же на место Моё в Силом, где Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля». Господь напоминает об участи Силома, потому что ту же самую судьбу Он предрекает Иерусалиму: «И ныне, так как … Я говорил вам с раннего утра, а вы не слушали, и звал вас, а вы не отвечали,- то Я так же поступлю с домом сим, над которым наречено имя Моё, на который вы надеетесь, и с местом, которое Я дал вам и отцам вашим, как поступил с Силомом». Прошло совсем немного времени, и это слово исполнилось. Город был захвачен и разрушен, Храм сгорел, и в этом огне окончил свой земной путь Ковчег Завета.

Между тем, Господь мог сохранить Иерусалим. Ведь сохранил же Он его во времена пророка Исайи, когда город осадили ассирийцы, и не было никакой надежды на избавление. Но по молитве пророка карающий ангел прошёл по ассирийскому лагерю, поражая воинов, после чего уцелевшая часть войска поспешила уйти как можно скорее. Господь мог сохранить Иерусалим и во времена Иеремии, но не стал, потому что ради чего было его сохранять? Ради кого было его сохранять, если народ развратился, а Дом Божий стал вертепом разбойников? Зачем нужен храм, если люди приходят в него не для того, чтобы очищаться от грехов и возрастать в святости, но для того, чтобы совершать внешний обряд, продолжая при этом пребывать в мерзости греха? Самое скверное, что люди не только пребывали во грехе, но при этом ещё и полагали себя спасёнными. «… вы крадёте, убиваете и прелюбодействуете, и клянётесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сём, над которым наречено имя Моё, и говорите: "мы спасены", чтобы впредь делать все эти мерзости. Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Моё?». Если Бог даёт какие-то привилегии, то таковые всегда сопряжены с ответственностью, и чем больше дано, тем больше спросится. В этом, кстати, фундаментальная разница отношений людей с Богом и людей между собою, потому что в мире всё наоборот – чем больше привилегий, тем меньше ответственности, тем больше безнаказанности при нарушении закона, в чём мы можем легко убедиться, посмотрев вокруг. Человек, получивший высокий пост, становится человеком высшего сорта, на которого не распространяются правила для обычных людей. Но у Бога всё иначе.

Христианам, в особенности принадлежащим к протестантизму, свойственно наступать на иудейские грабли. Они делают это всякий раз, когда, наподобие иудеев, упомянутых Иеремией, говорят «мы спасены» или «мы уже спасены». Впрочем, и деяния вполне соответствуют иудейским: грех превращён в норму. Наиболее яркий пример сему однополые браки, которыми некоторые поместные Церкви оскверняют алтари, у которых служат. Они делают открыто то, что Бог в Своём Слове называет мерзостью и после этого полагают себя спасёнными. Но если бы проблемы Церкви только этим и ограничивались… В конце концов, однополых браков совершается не так уже и много. Существенно больше тех, кто грешит не столь явно и заметно, кто не кается и не исповедуется, но при этом считает, что его отношения с Богом вполне нормальны, и что пропуск в Царство Божие уже лежит у него в кармане. Бог любит людей. Именно поэтому во ипостаси Иисуса Христа Он взошёл на крест и тем самым открыл для каждого уверовавшего путь к спасению. Но если человек откровенно плюёт в лицо Богу, то на что он может рассчитывать? До какой степени можно испытывать Господне долготерпение? Ведь таковое отнюдь не безгранично. Каждый человек грешник. Но если грешник не кается, не старается обрести очищение от своей мерзости, не стремится выйти на правильную дорогу, то никакого спасения нет. И если какая-либо церковная организация отступит от Божьего пути и не покается, то будет сокрушена подобно тому, как были сокрушены Силом и Иерусалим.

В сегодняшнее воскресенье, которое в Церковном календаре отводится воспоминанию о разрушении Иерусалимского Храма, нам особенно важно подумать о Божьей любви. Бог явил нам Свою любовь, даровав откровение о прощении грехов, воскресении мёртвых и жизни будущего века. Он явил свою любовь к нам на кресте Голгофы, открыв нам дорогу к вечности. И до сих пор Он дарует верующим свою любовь, посредством Св.Духа и Ангелов направляя их на путь истины и жизни. И каждый, имеющий с Ним общение, может найти у Него прибежище в скорби и утешение. Бог любит нас – мы должны ответить Ему тем же. А истинная любовь никогда не обращается к самому себе. Она всецело обращена к объекту любви. Мы смотрим не на себя, а на того, кого любим. Мы исполняем не свои желания, а желания любимого. И ещё имеющий истинную любовь превыше всего боится причинить боль и страдание тому, кого любит. Мы знаем желания Бога. Это наша чистота и святость, уподобление Ему. Благодаря Его заповедям мы знаем, что Он считает хорошим и правильным, а что в Его глазах является мерзостью. И если мы действительно любим Его, то никогда не будем делать мерзости, потому что сама идея о том, чтобы причинить Ему боль, будем невыносимой.

В каждой христианской церкви, если это, конечно, действительно христианская церковь, есть изображение Распятого Христа. Кто дерзнёт плюнуть на него или наступить ногой? Во время большевистских гонений отряд красногвардейцев пришёл в провинциальный мужской монастырь, насельники которого вели далеко не самую праведную жизнь. И вот, из монастырской церкви вытащили иконы, раскидали их по земле, а потом вывели монахов и сказали, что тот, кто пройдёт по иконам, будет отпущен, а тот, кто откажется, будет расстрелян. Настоятель посмотрел на свою братию и сказал: «Братья, мы жили как свиньи, давайте хотя бы умрём, как христиане». Никто из монахов не согласился совершить поругание святыни, и все они были расстреляны. Так вот, нет никакой разницы в том, плевать на крест Господа реально или делать это упорствованием в сознательном грехе. Этого не объяснят никакие репрессивные меры, никакие запреты и отлучения. Это можно понять только через любовь. Поэтому будем усерднейше укрепляться в любви, дабы Господь радовался, глядя на нас, и мы сохраняли единство с Ним – не ради того, чтобы заработать спасение, но потому, что любим Его и хотим быть с Ним. И в этом мире, и в вечности. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 09.08.15




Другие проповеди по этому же поводу:

08 Августа 2021 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
16 Августа 2020 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Августа 2019 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Е. Романенко)
05 Августа 2018 - 10-е Воскресенье после Троицы (Пастор  Е. Романенко)
20 Августа 2017 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
31 Июля 2016 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
24 Августа 2014 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Августа 2011 - 10 воскресенье после праздника Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
08 Августа 2010 - Проповедь в 10-е воскресенье после торжества Пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
08 Августа 2010 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
27 Июля 2008 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)