МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
18 Октября 2015 года

20 воскресенье после Дня Св.Троицы


Мк.2, 23-28
И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы.

Полагаю, что, каждый из нас так или иначе сталкивался с ситуацией, когда в ответ на свою нужду или просьбу слышал в ответ «не положено». Это словосочетание выражает совершенно особенный принцип мышления и действия, связанный прежде всего с нежеланием осмыслять реальную ситуацию. Есть инструкция, которую я выполняю, причём буква этой инструкции для меня превыше всего. Неважно, в каких обстоятельствах приходится действовать. Главное, что не положено, и хоть трава не расти. Мне рассказывали про реальную ситуацию из хрущёвского времени. Молодая семейная пара из-за отсутствия жилья, с которым тогда был преизрядный дефицит, вынужденно проживала в общежитии. Только не в одном, а в разных, т.е. в мужском и женском соответственно. Доблестные коменданты, стоявшие на страже нравственности, не разрешали им проживать совместно и в положенное время супругов разгоняли. Никакие просьбы не помогали, потому что было не положено. Кончилось всё это очень скверно. Супружеская пара, о которой шла речь, совершила самоубийство. Но зато «не положено» восторжествовало. Назвать сие иначе кроме как крайне степенью тупой глупости, причём глупости преступной, невозможно. Но точно такой же глупостью в значительной степени была и остаётся иудейская суббота. Господь дал заповедь о почитании субботнего дня для того, чтобы люди отрешались от своих обычных дел и собирались вокруг Божьего слова для назидания и молитвы. Но люди превратили заповедь Господа в чисто человеческое «не положено». Занимающая объём менее строчки заповедь скрылась под многостраничной человеческой инструкцией. Мне рассказывали про проживающую в Москве ортодоксальную иудейскую семью, которая заранее откидывает одеяло на постели, потому что данное движение, сделанное после наступления субботы, будет её нарушением, т.е. грехом. «Не положено». Поднять руку, чтобы нажать кнопку нужного этажа в лифте в субботу тоже «не положено». Если ты голоден, то найти себе пищу и приготовить её тоже «не положено». Да что там приготовить… Сорвать колос в поле - и то нельзя. Об этом свидетельствует нам сегодняшнее Евангелие: «Случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать?». А теперь вопрос: может ли соблюдение подобных мелочных, абсурдных, придуманных людьми запретов приблизить к Богу? Нет. Может ли поиск пищи или нажимание кнопки в лифте отлучить от Бога? Никоим образом. Именно это и ответил фарисеям Иисус, на примере Давида показав, что реальная человеческая нужда может быть более важной, нежели соблюдение какого-то запрета. Кстати, само по себе установление и соблюдение таких запретов является умалением Божественного величия, потому что низводит Бога на уровень вахтёра, коменданта общежития, при каждом удобном случае орущего «не положено».

Нет ничего более приятного, нежели увидеть глупость соседа и ощутить себя умным. Только даже если сосед понаделал глупостей, это ещё не значит, что ты сильно умнее его. Вот, например, заходит в православную церковь женщина в брюках. Ревнители благочестия тут же покажут ей на дверь. А почему? Да всё потому же. Не положено. А почему, собственно, не положено? Потому что женщине не должно ходить в мужской одежде? Но разве штаны являются непременной принадлежностью мужской одежды? Скажите это в Индии, где христианство ведёт отсчёт со времён Апостола Фомы. Ещё более интересно, что ни Христос, ни апостолы штанов не носили. А в Шотландии и до сих пор не носят. Вспомним куда более серьёзную ситуацию – никоновскую церковную реформу. Общество раскололось, государственная власть была объявлена сатанинской, огромное количество людей пострадало и погибло – из за чего? Из-за того, что начали менять то, что не положено. А почему, собственно, не положено? Бог хочет, чтобы мы собирались вокруг Его Слова и Таинства, но разве Он дал конкретные указания, каким образом эти собрания должны происходить? Опять то же самое: Божественное Откровение замещается человеческим распорядком, человеческой инструкцией, которую нельзя нарушать, потому что нельзя. Впрочем, и в нашем исповедании бывают подобные ситуации. Например, в своё время епископ Шпрингер пытался запретить мне совершать возношение Даров при их освящении. Почему? По той же самой причине – не положено – ничего более толкового он придумать не смог.

Куда бы мы ни пошли, к какой бы сфере жизни ни обратились, мы неминуемо столкнёмся с многочисленными случаями немыслимой глупости, источником которой является тупое применение Закона без всякого соотнесения такового с реальными обстоятельствами – будь то хоть уголовный кодекс, хоть Каноническое право. Порядок, безусловно, должен быть, но Иисус говорит: «Суббота для человека, а не человек для субботы». Это значит, что Закон (по крайне мере, Божественный) должен применяться не в соответствии с буквой, а в соответствии с духом. Кстати, как показывает прецедентное право, категорически не принимаемое в России, но успешно действующее, например, в Англии, действия не по букве, но по духу возможно даже в уголовном судопроизводстве. Иисусу ставили в вину ниспровержение Моисеева Закона, отмену Заповедей. Но Иисус не отменял их. Он ниспровергал не Заповеди, а буквоедство, превратившее Слово Божие в карикатуру и издевательство. Он ниспровергал порядок, при котором греховным например стало неправильным образом совершённое омовение рук перед трапезой. Евангелие свидетельствует нам, что среди прочих обвинений, Иисусу и Его ученикам вменяли во грех как раз такое неправильно совершённое омовение. Неправильное, не в том порядке совершённое омовение рук, сорванный колос – всё это было грехом. А вот превратить Храм в помесь скотного двора с меняльной конторой – это было нормально. Самое скверное, что в сегодняшнем христианстве зачастую можно видеть то же самое. Спрашивается, каким же образом следует действовать в таких обстоятельствах?

Прежде всего, помнить о том, что источником Божественного Откровения является Слово Божие и только оно. Человеческие традиции и мнения, сколь бы древними они ни были, таковым откровением не являются и не могут претендовать на статус непререкаемой истины. Далее. Жизнь христианина определяется не традицией, а верой, т.е. доверием Богу. Я живу определённым образом не потому что по преданию отцов так положено или не положено, а потому, что доверяю Богу и понимаю, что жить в соответствии с Его волей намного лучше, чем в противоречии с ней. В т.ч. мы оставляем обычные дела в день воскресный и идём в церковь не потому, что так положено, а потому, что жаждем прикоснуться к Божественной благодати: услышать Слово, приобщиться Св.Тайн, ощутить то удивительное единение с Богом, которое даёт нам собрание во имя Христа, совместная молитва. И ещё. Для того, чтобы жизнь по Слову Божию не превратилась в новый фарисейский Закон, нельзя забывать о второй составляющей христианского бытия – о любви, т.е. о прозревании в ближнем лика Христа и в служении ближнему, как Самому Христу. Любовь есть сущность Бога. Любящий действует в духе Божием, и потому ставит дух выше буквы и действует не по букве, а по духу. И только любовь может сохранить человека от превращения в воинствующего фанатика, который, ничтоже сумняшеся, ради спасения души ближнего, с охотой отправит его тело на костёр и возрадуется собственной праведности. Так говорит Господь: «Суббота для человека, а не человек для субботы». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

17 Октября 2021 - 20 воскресенье после Дня Пресвятой Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Октября 2020 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
14 Октября 2018 - 20 воскресенье после Дня Св. Троицы (Диакон  Е.Романенко)
29 Октября 2017 - День Всех Святых (20 воскресение после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
09 Октября 2016 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
02 Ноября 2014 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы. День Реформации. (Пастор  Д. Лотов)
13 Октября 2013 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
06 Ноября 2011 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Октября 2009 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)