МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
06 Ноября 2011 года

20 воскресенье после Дня Св.Троицы


Мк.10, 2-12

Подошли к Иисусу фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. В доме ученики Его опять спросили Его о том же. Он сказал им: кто разведётся с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от неё; и если жена разведётся с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

Несколько лет назад мне довелось встретиться с человеком, который напряжённо размышлял о том, каким образом ему оформить развод. Он умудрился вступить в брак через три месяца знакомства, и, как и следовало ожидать, сей брак оказался весьма неудачным и непрочным. Несостоявшийся муж возжелал развода, но возникли большие проблемы, т.к. брак был церковный. Разумеется, если бы он был зарегистрирован только государством, всё было бы намного проще. С точки зрения мирской морали. Но не христианской. Потому что для христианина нет принципиальной разницы, где именно был заключён брак. Имеет значение не место, но обет взаимной ответственности и соединение, после которого, в соответствии со Словом Божиим, двое становятся одним. Брак есть состояние, установленное Богом, вступление в оный есть исполнение Божьей воли. Поэтому обратного пути нет. Вернее сказать, есть, но это путь неповиновения Богу, а, следовательно, и вражды против Него. И тот, кто идёт по нему; тот, кто пытается разорвать соединённое Богом, тот должен быть готов к пожинанию соответствующих результатов. Писание повествует нам о том, как по пути противостояния Богу пошёл царь Давид, пославший на заведомую гибель своего военачальника, дабы без помех завладеть его женой. И что же? Младенец, рождённый от его беззаконной связи с Вирсавией, умер вскоре после рождения. Несколько лет назад мне довелось столкнуться со схожей ситуацией, но в этом случае младенец родился уже мёртвым. Нельзя идти против Бога и думать, что всё будет хорошо. Об этом напоминает Иисус, утверждая нерушимость Божественных установлений. Нарушение таковых всегда будет грехом и повлечёт соответствующие последствия даже если с точки зрения общественной морали всё нормально.

Начало дружеского общения всегда бывает очень интенсивным – идёт обмен новыми сведениями. Потом эта интенсивность начинает снижаться, потому что всё новое уже сказано, а повторяться не хочется. Примерно то же самое происходит и в браке. Вначале есть новизна, которая мало-помалу превращается в повседневность. В привычную и знакомую до мелочей повседневность. Между тем душа жаждет повторения сильных первичных ощущений. Может быть и так, что в человеке вдруг открылись такие стороны, о которых ты не подозревал и которые оказались не самыми приятными. Такое сегодня случается весьма часто, т.к. срок знакомства бывает настолько кратким, что хорошо узнать человека никак невозможно. А может быть, просто начинает хотеться разнообразия, чего-то нового. И вот, в поисках новых ощущений человек начинает смотреть направо и налево. В Израиле времён Христа такое смотрение могло закончиться весьма печально для жены, потому что для развода было достаточно самой пустяковой причины. Жена сварлива? Развод. А каков критерий сварливости? Её голос слышен у соседнего дома. Одним словом, для оправдания греховных наклонностей к тому времени было придумано множество причин. Поэтому и говорит Иисус: «По жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь». Что такое жестокосердие? Невосприимчивость к воле Бога. И сегодня мы только возросли в этой невосприимчивости, потому что сегодня для развода не надо даже аргументированных причин – достаточно желания.

Жестокосердие есть невосприимчивость к воле Бога. Люди жестокосерды, потому что неспособны увидеть проблему, как выражение Божьей воли. Что такое брак? Для одних повод к законному сексу или действие, совершённое под влиянием страсти, когда во что бы то ни стало надо достичь цели влечения. Для других это деловая операция. Но вот, наступает момент, когда страсть удовлетворена, цель достигнута, деловая операция благополучно проведена, секс с одним и тем же партёром приелся. Что дальше? Ничего хорошего. Наиболее реальная перспектива – беспросветный быт, в котором обитают совершенно чужие друг другу люди. Или развод, число которых, кстати, возрастает. Развод –вообще довольно хлопотное дело. И вот, для того, чтобы не обременять себя излишними хлопотами, а заодно и излишней ответственностью, многие пары вообще никак не оформляют отношения. В любой момент можно просто разъехаться без особых проблем. Это путь, по которому, имея в арьергарде Россию, сегодня идёт Европа, для которой брак становится просто ненужным. Впрочем, в атмосфере возрастающего безбожия трудно ожидать чего-то иного. Но тем самым люди совершают над собою суд, который ведёт к наказанию: семьи распадаются, рождений мало, население сокращается или, говоря проще, вымирает. Для того, чтобы положение было иным, надлежит следовать не своим порочным наклонностям, а творить волю Божию. А какова она?

«Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Брак – это не торговый контракт и не удовольствие. Это особое состояние, установленное и благословлённое Богом. К этому состоянию приобщаются не на полгода, а на всю жизнь – до момента, пока Сам Бог не разлучит через временную смерть. Ко вступлению в брак, к пребыванию в браке надо относиться как к исполнению воли Божией – именно такое отношение порождает чувство ответственности и стремление не торопиться, но по-настоящему узнать того, с кем хочешь соединиться. И не менее важно, чтобы в браке помимо мужа и жены был Бог. Люди настолько различны и индивидуальны, что идеального совпадения между ними не бывает никогда – трения всегда есть и будут. Вопрос лишь в том, что с ними делать. Нынешняя цивилизация буквально помешана на правах отдельной личности, всячески поддерживая индивидуализм. И если проблему трений решать с точки зрения отстаивания прав, то ничего хорошего не выйдет. Для христианского брака этот путь не пригоден. Кстати, что такое христианский брак? Тот, который заключён посредством церковного обряда? Как показывает случай, о котором я говорил в самом начале, заключение брака в церкви ещё не делает его христианским. Потому что внешнее действие, не являющееся выражением доверия Богу, остаётся формальностью. Христианский брак, это брак, исполненный веры, т.е. доверия Христу. Это брак, в котором двое не просто осознают себя одной плотью, но одною плотью в руках Божиих и вместе ищут Царства Божия и правды Его. Поэтому в христианском браке идут не путём подчёркивания своих особенностей, а путём их сглаживания, дабы воистину стать одним целым. Проблемы, возникающие в христианском браке, не обрушивают руг на друга, но совместно поверяют Богу, Который всегда укажет путь к их устранению. «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.». Надо не просто быть вместе. Надо быть вместе и с Богом. Господь никогда не оставит того, кто хочет быть вместе с Ним. Но с Ним действительно надо быть, доверяя Ему всё и творя не свою, но Его волю. И тогда будет мир, и годы в милости Божией, и обильный плод в жизнь вечную. А это и есть то, что мы ищем. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 6.11.11




Другие проповеди по этому же поводу:

17 Октября 2021 - 20 воскресенье после Дня Пресвятой Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Октября 2020 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
14 Октября 2018 - 20 воскресенье после Дня Св. Троицы (Диакон  Е.Романенко)
29 Октября 2017 - День Всех Святых (20 воскресение после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
09 Октября 2016 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Октября 2015 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
02 Ноября 2014 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы. День Реформации. (Пастор  Д. Лотов)
13 Октября 2013 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Октября 2009 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)