МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
29 Октября 2017 года

День Всех Святых (20 воскресение после Дня Св.Троицы)


Откр.7, 9-17
После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племён и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырёх животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь. И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии об-лечённые в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрёт Бог всякую слезу с очей их.

В услышанном сегодня чтении из Книги Откровения перед нами предстало величественное зрелище, поражающее своей грандиозностью: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племён и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих». Немыслимая, непредставимая толпа людей. И все они – Божьи святые. Кто они, эти святые? Кто эти люди? Те, которых изображают с сиянием вокруг головы? Нет. Потому что они пришли от времени великой скорби, т.е. из времени жесточайших гонений – времени, когда будет не до писания картин или икон; времени, когда вера во Христа будет свидетельствоваться мученической кончиной. Это свидетельство будет принято Богом, Который возвысит убиенных за веру, как Своих избранных, как Своих святых. И это будут истинные святые, потому что Сам Господь примет их таковыми. В этом их отличие от святых, объявленных не Богом, а комиссией по канонизации или аналогом оной. Потому что эти комиссии в своих оценках далеко не всегда руководствуются понятием о христианских добродетелях. А в результате в списках святых появляются странные персонажи. Вот, например, император Константин, имеющий титул не более не менее как «равноапостольного». Расчётливый убийца, убивший свою жену, сына от первого брака, племянника, многих друзей и приявший крещение от еретика-арианина. Или вот Николай Второй – бездарный правитель, несущий в качестве самодержца всю полноту ответственности не только за две про-игранные войны и за крушение монархии, но и за расстрел 9 января. Вот такие люди провозглашались и провозглашаются святыми. Безусловно, не все таковы и в списке святых есть весьма почтенные и достойные всяческого уважения и подражания личности, но это всё, как говорится, человеческий счёт. А ещё есть Божественный, и он может выглядеть совершенно иначе. Так кто же такие истинные святые, святые Божественным, а не человеческим избранием; святые, о которых говорит нам Св.Писание?

Само понятие «святой» означает «избранный», «отделённый Богом». На земле таковыми избранными являются люди, принадлежащие к видимой Церкви, все христиане, крещёные во имя Триединого Бога. Но полно - так ли это? Ведь все мы знаем, сколько в Церкви формально крещёных, формальных христиан, в которых, за исключением свидетельства о крещении, нет ничего христианского. И что: вот все они тоже Божьи избранники, имеющие доступ в Царство Божие просто по бумажке с печатью? Нет. Помимо видимой Церкви, т.е. сообщества всех крещёных, есть ещё Церковь невидимая, в которую входят те, кто был христианином не только по названию, но и по сути – именно они-то и будут спасены. Именно о таких христианах в частности говорится в услышанном сегодня чтении из Книги Откровения. Это люди, пребывшие верными Христу в самых тяжких испытаниях, в великих скорбях, зачастую засвидетельствовавшие свою веру мученической кончиной. В земной жизни они могли быть известны только близкому кругу друзей и родственников, в их честь не будут слагать гимнов, но Богу они известны и потому войдут в Его Царство. Но позвольте. Неужели для того, чтобы быть святым и войти в Божье Царство, надо непременно быть мучеником или терпеть какие-то кошмарные лишения? Если так, то у нас при нашем относительно мирном житии нет никаких шансов. Но подлинно ли нет? Благодарение Богу, шанс есть, потому что святость определяется не мученичеством и не фактом гонений, а верностью Господу. Хранить же Ему верность можно во всех обстоятельствах, а не только во времена революций и террора. И знаете, ещё большой вопрос, что сложнее. Когда общество поляризуется, когда идут гонения, тогда всё просто и очевидно: вот сатанинское поприще, вот Божественное; вот чёрное, вот белое. Так что выбор очень прост, потому что ясно видно, что выбирать. В мирное время всё иначе. Всё гладко и ровно, а чёрное и белое становятся трудно разделяемыми оттенками серого, так что выбрать намного сложнее. В эпоху гонений всё очевидно; в мирные времена сомнений хоть отбавляй. Туда ли я иду, то ли я делаю, является ли моё дело угодным Богу и т.д. И поди, сохрани верность, когда искушения выступают в изумительно красивой упаковке. Право же, люди, учиняющие репрессии, неумны – своей свирепостью они только помогают очищению Божьего народа. Куда умнее те, кто «приручает» Церковь, подачками и благоволением превращая её в послушную часть государственной машины. Легко ли устоять перед соблаз-ном государственного благоволения? Очень нелегко. Трудно устоять, трудно сохранить верность. В такие времена на смену подлинной святости то и дело под видом внешней благопристойности приходит мнимая. Поэтому так важно для нас слово из Книги Откровения, напоминающее о том, что для того, чтобы быть Божьим святым, нужно быть Божьим верным. Видимая Церковь есть Церковь воинствующая, сохраняющая верность Господу в непрестанной борьбе с силами зла, какой бы вид таковые ни принимали. Невидимая Церковь есть Церковь торжествующая, Церковь победившая. Но невозможно достичь победы, если не сражаться. Есть рассказ, фамилии автора которого к сожалению не помню. Люди, готовясь к Армагеддону, последней битве, создали роботов, которые должны были сражаться вместо них. Битва состоялась, победа была добыта, но практически все роботы в этой битве полегли. И вот, когда всё было кончено, на землю сошёл Господь со Своими Ангелами. Люди уже готовились выйти к Нему навстречу из укрытий, где отсиживались, наблюдая за битвой, когда вдруг увидели, что Он воскрешает роботов. И прежде чем они успели выйти, роботы были воскрешены и взяты в Царство Божие, а Господь удалился, оставив людей за вратами рая. В этой истории при всей её фантастичности, заложен глубокий смысл: победа не может быть получена чужими руками, нельзя оправдаться перед Богом чужими заслугами, тем более что никаких заслуг нет, потому что все согрешили и все лишены славы Божией. Личная верность Христу, личное упование на Него, личное сопротивление злу с Его благодатной помощью – вот что может ввести каждого из нас в торжествующую Церковь, в сонм святых, ибо святые есть те, кто в земной жизни пребыл верным Богу.

Апостолу и Евангелисту Яну открылось удивительное, величественное, грандиозное зрелище – сонм святых. Истинных святых, святых не человеческим решением, а Божественным принятием. Заранее из этого числа никто не исключён. Каждый из нас может стать его участником. Поэтому так важно хранить верность Богу каждый день, каждый день быть со Христом на земле, чтобы потом быть с ним и в небесах, ибо что может быть лучше? «Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрёт Бог всякую слезу с очей их». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

09 Октября 2016 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Октября 2015 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
02 Ноября 2014 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы. День Реформации. (Пастор  Д. Лотов)
13 Октября 2013 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
06 Ноября 2011 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Октября 2009 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)