МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
17 Октября 2021 года

20 воскресенье после Дня Пресвятой Троицы


Евр.10, 19-25
19 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путём новым и живым,
20 который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою,
21 и имея великого Священника над домом Божиим,
22 да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою,
23 будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший.
24 Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам.
25 Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.

В России было немало купеческих семей, в которых отцы, наживая свои капиталы великими трудами и лишениями, держались зубами за каждую копейку. Держались именно потому, что уж очень непросто эти копейки им доставались. Потом на смену отцам приходили дети, отношение которых к семейному капиталу было другим. Другим, потому что приходили на всё готовое. Именно поэтому они зачастую вели себя легкомысленно и постепенно проматывали доставшееся им состояние. То, что достаётся просто, не очень ценится. Это правило действует и в отношении духовных сущностей.

Для непосредственных учеников Христа – будущих апостолов и бывших с ними – осознание и принятие Благой Вести далось нелегко. На протяжении всего времени земного служения Христа под влиянием Его учения им постоянно приходилось ломать ту систему воззрений, в которой они выросли. Три года постоянной борьбы с самим собой – это совсем непросто. К иудеям, которым они проповедовали, начав самостоятельное служение, Евангелие пришло уже легче – то, что сами апостолы получали постепенно, на протяжении трёх лет, они передавали намного быстрее, в более сжатых и чётких формулировках. Ну а что до язычников, то так как они не были отягощены Законом Моисея, то им было ещё проще. И вот, интересный момент. Апостолы в своей вере были непоколебимы, а вот их паства уже нет. Не случайно Павел упрекает Галатов за то, что они с лёгкостью поддаются проповеди лжеучителей. А ситуация, прослеживаемая в услышанных сегодня словах из Послания к Евреям совсем нехорошая: «23 будем держаться исповедания упования неуклонно … 25 Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай».

По сравнению с адресатами Послания Благая Весть досталась нам совсем легко. Нам не пришлось совершать над собою насилие, чтобы преодолеть воззрения, в которых мы выросли. Нам не пришлось идти против традиций народа, переживать отвержение и неприятие со стороны ближних. Да, разумеется, такие случаи бывают и сегодня, есть они и в нашей общине, но, тем не менее, для большинства из нас путь воцерковления не был усыпан тернииями. Мы пришли изнутри христианской традиции, поэтому многие сущности, возвещённые Господом – такие как милость, оправдание, возможность прямого, без посредников, общения, для нас не что-то принципиально новое, как для иудеев, которым проповедовали апостолы, а нечто как бы само собою разумеющееся. Более того. Нынешнее поколение не платило дорогой цены за возможность исповедовать свою веру - оно не прошло через всевозможные преследования и репрессии. И вот неизбежный результат – легкомыслие, доходящее как раз до того, от чего предостерегает автор Послания – оставление своего собрания. Например, в сегодняшней Европе церкви закрывают и перестраивают под жилые дома, клубы, концертные залы, а бывает, что и под плавательные бассейны. Почему? По-тому что люди перестают посещать их. В Центральной московской церкви Евангельских Христиан - Баптистов много лет помимо воскресного богослужения были так же богослужения по вторникам и четвергам. А сейчас богослужения во вторник нет. Почему? Приходит слишком мало людей. Да и у нас в общине всё не очень хорошо. Время карантинов и самоизоляций пока что миновало, возможность для приобщения Господней благодати есть, а вот использование этой возможности оставляет желать лучшего. Кто-то приходит через раз, а кто-то через два и через три. А кто и того реже. Что об этом можно сказать? Глупо. Глупо донельзя. Господь дал нам великие блага, а мы пренебрегаем ими, занимаясь самоограблением. Ну разумеется, небеса вроде как далеко, земля близко, что-то из повседневной текучки представляется существенно более важным и вот, мы погружаемся в это сегодня, совершенно забывая о завтра. Только вот что будем делать, когда это завтра настанет? Оно ведь имеет свойство приходить неожиданно. И когда, как говорится, жареный петух клюнет, может оказаться слишком поздно что-то предпринимать, потому что времени для этого просто не будет. «9 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путём новым и живым, … 22 да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, 23 будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший». Тебе предложен великий дар Божией благодати. Ты ей не пользуешься. Ну а раз ты ей не пользуешься, то и её плоды проходят мимо тебя. Наверное, всё же стоит решить, нужна она тебе, эта благодать или нет. Но для того, чтобы принять такое решение, стоит подумать, на что похож путь с Богом, и на что похож путь без Него.

Как уже было сказано, церкви в Европе закрываются потому, что люди перестают в них бывать. Кто-то решил, что Бог ему не нужен, кому-то просто не до Бога, потому что есть дела более актуальные. В любом случае дальнейшее бытие строится уже без опоры на Него, т.е. в центре внимания оказывается не Бог, а человек, его права, свободы, социальная справедливость и всё прочее. Всё хорошо, только результаты какие-то странные: торжество агрессивно-воинствующей греховности, утрата народами жизненной силы и их уже начавшееся вымирание. А почему? Потому что нет будущего, нет никакой перспективы. Главная цель существования утеряна и бытие начинает строиться по принципу «будем пить и веселиться, потому что завтра умрём». В России же даже сильно не повеселишься, уж больно всё беспросветно. Поэтому столь велико число самоубийств. Плоды, принесенные произошедшими за последние десятилетия изменениями в сознании наглядно показывают, что путь без Бога – это путь в никуда. И можно только удивляться тому, что люди по-прежнему продолжают искать там, где найти нельзя ничего. А что такое жизнь с Богом? Это перспектива, это цель, придающая смысл твоему бытию. Христос открыл нам путь к Божьему Царству, для участия в котором не нужны ни высокие посты, ни материальное изобилие, т.е. ничего из того, чем большинство людей увлекается до полного самозабвения. А что нужно? Чистота души, её проникнутость Божьим Духом. Почему истинно верующие оставались стойкими даже в самых тяжёлых испытаниях? Потому что смотрели вперёд, в сияние Божьего Царства, грядущего в силе и славе.

Что выигрывает человек, оставивший своё собрание, сам себя лишивший той благодати, которая дана Господом именно общине? Ничего. В своё время Магеллан попросил у короля Португалии очень малой прибавки к жалованью. В этом ему было отказано. Казна сэкономила, бесспорно. Но когда обиженный Магеллан перебрался в Испанию и начал реализовывать свой проект там, в Португалии поняли, что потеряли неизмеримо больше. Были предприняты попытки вернуть его обратно, но они остались безуспешными. Вот так и люди, оставляющие своё собрание – выигрывают некую малость, но теряют куда как больше. Я бы даже сказал – несоизмеримо больше, потому что есть ли хоть что-то более ценное, нежели открытый Христом доступ к вечности? Достигнуть её своими силами нереально – таковых слишком мало. Она достигается только с помощью даров Господней благодати, а таковые прежде всего даны именно Церкви, собранию верных. Поэтому оставление своего собрания – самая большая глупость, какую только человек может сделать.

И ещё одно. Мы живём в перспективе грядущей вечности, но живём в настоящем. И живём, не отгородившись от всего мира высокими стенами, но, как говорится, в гуще событий. Эти события у Божьего верного не вызывают никакого энтузиазма, потому что верный не может соглашаться с воинствующим злом. Соответственно, мы пытаемся как-то изменить дом, в котором живём. Но любое изменение к лучшему может быть совершено только при опоре на Бога, на Его волю, Его Слово. А для этого нужно опять-таки постоянно пользоваться теми средствами благодати, которые Господь дал нам, как Своему народу, как собранию верных. «9 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, 20 который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, 21 и имея великого Священника над домом Божиим, 22 да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, 23 будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

25 Октября 2020 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
14 Октября 2018 - 20 воскресенье после Дня Св. Троицы (Диакон  Е.Романенко)
29 Октября 2017 - День Всех Святых (20 воскресение после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
09 Октября 2016 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Октября 2015 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
02 Ноября 2014 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы. День Реформации. (Пастор  Д. Лотов)
13 Октября 2013 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
06 Ноября 2011 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Октября 2009 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)