МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
22 Мая 2016 года

День Св.Троицы


Кол.1, 14-23
В (Иисусе) мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,- всё Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и всё Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мёртвых, дабы иметь Ему во всём первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нём обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою всё, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем.

Сегодня мы празднуем День Св.Троицы, в который призваны обратиться помышлениями к великой тайне Божественного Триединства. Но обратиться можно по-разному. В своё время в рамках встреч «Лютеранской традиции» мы говорили о том, как формировался догмат о Троице. И, если мне не изменяет память, у многих из вас в результате разговора об истории человеческих мнений и концепций Триединства изрядно распухла голова. Поверьте, у меня в ходе работы по отбору материала она распухла ещё больше. А теперь подумайте о том, что из-за этих несовершенных, а порой и весьма наивных мнений люди буквально кидались друг на друга. В том числе, в ходе дебатов на Первом Вселенском соборе в Никее Николай Мирликийский отвесил Марку Арию изрядную оплеуху. А когда упомянутый собор завершился, то епископы, не согласившиеся с принятыми формулировками, были лишены мест и отправлены в ссылку. В последующие времена такой способ обращения с меньшинством, имевшим не такое мнение как у большинства, стал обычным. Большинство торжествовало победу и расправлялось с инакомыслящими, однако вот вопрос – а было ли право указанное большинство? Вопрос может быть поставлен именно таким образом, потому что каким образом можно установить истину, если имеешь дело с настоящей тайной, т.е. с тем, что не может быть познано и объяснено с позиций разума, рационального мышления? Вот, например, сегодня мы прочитали в Послании к Колоссянам св.ап.Павла, что Иисус: «есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и на земле, видимое и невидимое …. – всё Им и для Него создано: и Он есть прежде всего, и всё Им стоит». Но буквально в следующем предложении говорится: «…благоугодно было Отцу, чтобы в Нём (т.е. в Иисусе) обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою всё, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное». Таким образом, Иисус с одной стороны описывается как Творец, т.е., то же самое, что Отец, а с другой как отдельная личность. Это не умещается ни в какую человеческую логику и не может быть объяснено. Но надо ли объяснять? Если Бог не пожелал чего-либо открыть, то не надо пытаться это додумывать – всё равно ничего толкового не получится. Премудрые отцы до соборов и на соборах ожесточённо спорили, пытаясь изобрести хоть какое-то более-менее приемлемое объяснение – при этом они погрязали в раздорах и сокрушали своих оппонентов не только посредством слова, но и при помощи административного ресурса, вместо того, чтобы задаться иным вопросом: а для чего Бог явил нам тайну Триединства? Неужели для того, чтобы мы из-за неё грызлись? Нет. О Божией цели св.Павел пишет так: «…чтобы посредством Его (Иисуса) примирить с Собою всё, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное. И вас, бывших некогда отчуждёнными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле плоти Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою». Таким образом, совершенно очевидно, что для людей важно не КАК происходит, а ЧТО происходит. Понять отношения Отца и Сына невозможно, и Павел говорит нам о великой тайне Богосыновства лишь для того, чтобы мы уразумели два момента. Первый: Христос есть Истинный Бог; следовательно, Его Слово есть абсолютная истина, не могущая отменяться или переосмысляться; мы должны принимать её как данность, потому что это есть Слово Самого Бога. И никакое человеческое слово не может быть поставлено рядом с ним. Это первый важнейший момент. Теперь второй. Служение Христа есть служение примирения с Богом. Вот что по-настоящему важно для нас: служение Христа есть служение примирения людей с Богом. Но почему людей надо мирить с Богом? По причине их не только разобщённости с Богом, но даже и враждебности Ему.

Язычники заменили поклонение Истинному Богу поклонением сотворённому Им, отдельным элементами творения. Вместо Божественного закона они руководствовались собственными идеями и представлениями, оформленными в мифы. Поэтому и увязли по уши в грехе. Иудеи, хотя были избраны Богом и даже получили от Него закон, фактически были ничем не лучше язычников, потому что постепенно заменили Божественный закон на собственные комментарии и толкования, так что Слово Божие оказалось похороненным в кипах человеческих домысливаний. Они настолько увлеклись своими мнениями, что стали жить в соответствии с ними, причём настолько далеко зашли, что не только не распознали и убили собственного Мессию, но и до сих пор в своём большинстве отвергают Его. О каком единстве с Богом после этого можно говорить? Разумеется, это самая настоящая вражда. Соответственно, возникает и необходимость примирения.

Что такое примирение со стороны Бога? Это готовность простить; это готовность не вменять грехов, т.е. готовность оправдать и открыть доступ в вечность, в Небесное Царство. А что такое примирение со стороны человека? Это отказ от своемудрия, это раскаяние в своём недостоинстве, это смиренное принятие Божией милости, т.е. принятие предложенного Богом через служение и жертву Христа. Возможно ли такое? Однозначно возможно, ибо Павел пишет: «Ныне примирил в теле плоти Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если только пребываете твёрды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовестия, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной…». Если бы примирение с Богом было невозможно, он бы такого не написал. Но если примирение возможно, то что требуется от нас, чтобы оно состоялось? «…если только пребываете твёрды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовестия». От нас требуется пребывать твёрдыми в доверии Богу. Когда ты доверяешь, то не спрашиваешь, зачем, почему и для чего – в силу доверия ты принимаешь сказанное или повеленное тебе как данность. На доверии основано очень многое даже в этой жизни. Вот вам пример: представьте толпу пассажиров авиарейса, не доверяющих пилоту и потому столпившихся в кабине и около неё; одни требуют ответа на вопрос, все ли системы работают нормально и может ли пилот доказать, что они не выйдут из строя; другие спрашивают, уверен ли пилот, что сможет довести самолёт до места назначения и на чём его уверенность основана; третьи просто требуют предъявить им диплом лётного училища. Взлетит ли такой самолёт? Никогда. Обычно всё выглядит иначе. Собираясь лететь, мы просто проходим в самолёт и садимся на своё место – именно потому, что доверяем экипажу. Вот таким же образом нужно доверять и Богу. Не нужно вопросов, не нужно сомнений. Нужно просто делать то, что Он рекомендует, потому что сие делание поведёт нас ко благу для нас самих – оно поможет нам достигнуть нашей цели, пункта назначения – Божьего Царства.

Людям угодно мудрствовать? – пускай мудрствуют. Людям угодно не доверять? – пускай не доверяют. Их мудрствование и недоверие не является основанием для подражания им – даже в том случае если они составляют большинство. У нас свой путь – путь не отторжения и не мудрствования, но путь принятия. Через принятие в доверии меняется бытие, повседневное существование, потому что доверяющий живёт не так, как недоверяющий. Причём сие иное бытие есть самое лучшее свидетельство для недоверяющих, которые могут увидеть, насколько лучше пребывать в доверии Богу. Посему, будем по словам св.Павла, стоять в твёрдости и непоколебимости веры, доверия, чтобы пребыть в руках вечного истинного Триединого Бога как сейчас, так и в вечности! Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 22.05.2016




Другие проповеди по этому же поводу:

16 Июня 2019 - Торжество Пресвятой Троицы (Пастор  Д. Лотов)
27 Мая 2018 - День Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
11 Июня 2017 - День Святой Троицы (Пастор  Д. Лотов)
31 Мая 2015 - День Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
15 Июня 2014 - День Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Мая 2013 - День Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
19 Июня 2011 - ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ (Пастор  Д. Лотов)
30 Мая 2010 - Проповедь в Торжество пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)