МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
16 Июня 2019 года

Торжество Пресвятой Троицы


Числ.6, 22-27
И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Своё на тебя и даст тебе мир! Так пусть призывают имя Моё на сынов Израилевых, и Я благословлю их.

Сегодня мы празднуем Торжество Пресвятой Троицы, напоминающее нам о том, что Истинный Бог, Которому мы поклоняемся, является совершенно непостижимым для нашего разумения существом. Он триедин: Он существует в трёх ипостасях, которые могут действовать отдельно одна от другой и в то же время являются одним целым. В ответ на просьбу Филиппа показать ученикам Отца, Иисус говорит ему: «Видевший Меня видел Отца». В то же время во время молитвы Спаситель возглашает: «Отче, прославь Сына Твоего», на что с небес приходит ответ: «И прославил, и ещё прославлю». Как это может быть? Нам придётся смириться с тем, что в пределах видимого мира ответа на данный вопрос не существует и, пока мы пребываем на этой земле, нам никогда не постичь тайну Триединства, равно как и многие другие тайны. Так что да послужит нам в назидание случившееся с великим учителем Церкви - блаженным Августином: он потратил очень много времени для постижения Триединства Божия, но Господь, желая оградить Своего верного служителя от бесполезных усилий, ниспослал ему видение: Августин увидел себя сидящим на берегу моря в стараниях вычерпать таковое ложкой. После сего видения он перестал тратить время на попытки познать непознаваемое. Увы, не все люди столь же мудры и смиренны. В истории Церкви мы найдём немало стараний дать приемлемые с точки зрения человеческого разума объяснения Божественных тайн. Причём, сочинив очередное объяснение, люди не только настаивали на абсолютной правильности такового, но и обвиняли в ереси думавших иначе – достаточно вспомнить взаимные обвинения Запада и Востока, возникшие из различного понимания вопроса об исхождении Св.Духа. Не будем повторять чужих ошибок, тем более, что для того, чтобы спастись, нам совершенно не нужно знать, какими именно отношениями связаны ипостаси Св.Троицы. Для нас важно нечто иное. Нам нужно помнить, что Бог в Своём Триединстве по отношению к нам выступает как Творец, Искупитель и Освятитель, и в каждой из этих сущностей Он даёт нам великие блага. Об этих благах напоминает услышанное сегодня чтение из Книги Чисел, заключающее в себе так наз. «Аароново благословение», употребление которого в богослужениях является отличительной особенностью нашего исповедания. О каких же благах говорит сие благословение? О сохранении, о милости и о даровании мира. И то, что Бог повелел произносить это благословение, показывает, что Он хочет дать нам всё то, что в нём провозглашается.

Что такое благословлённость? Это освящение повседневного бытия Божественным присутствием, пронизанность им каждой минуты на земле, что позволяет оставаться на ведущем в вечность пути святости, не уклоняясь от него ни направо, ни налево. В благословлённости к нам приходит сохранение, под которым подразумевается сохранение от искушений через возможность различать их и уклоняться от них. Не стоит искать здесь иного смыслы и полагать, что если ты присоединился к Божьему народу, то Бог должен быть для тебя неким универсальным телохранителем и избавлять от какого бы то ни было урона. Господь не заключает с нами договора о полном страховании. Тем более, что большинство наших проблем есть ни что иное, как результат наших собственных грехов. Ну, а кроме того, Христос предупредил учеников, что в мире они будут печальны и что за своё доверие Господу им придётся претерпеть немало скорбей. Далее, к нам приходит милость, т.е. прощение, невоздаяние по делам, ибо воздаяние по делам для любого из нас равносильно проклятию – слишком много беззаконий на счету каждого из нас. Именно милость, с особенной силой явившаяся в жертве Христа, даёт нам надежду на спасение и участие в грядущем Божьем Царстве. И, наконец, мир, т.е. состояние проникнутости ощущением Божественной близости, Божественного присутствия, дающее силы идти по жизни без страха, не угодничать перед окружающей реальностью, но твёрдо следовать путём Господа. Всё сие чрезвычайно важно для того, чтобы жить так, как и подобает Христовым верным.

Господь повелел произносить сие благословение над Его народом. Это означает, что в нём приходит и даётся именно то, что провозглашается. Но мало и недостаточно получить от Бога благословение – его ещё нужно удержать. Простой пример. Некая семья просит совершить освящение квартиры. Освящение жилого помещения означает, что данное помещение и все его обитатели посвящаются Богу, что жизнь этих обитателей посвящается Богу, что отныне данное место становится местом соприкосновения земного и небесного, преходящего и вечного. Испытывая радость от совершения столь важного события, люди решают отпраздновать его - празднование заканчивается пьяным разгулом. И вот, никакой освящённости уже нет, потому что, посвятив себя и свой дом Господу, люди тут же совершили мерзость и, следовательно, от святости отказались. В истинной вере, т.е. в христианстве нет места магии. Обряд не действует просто в силу самого себя. Всё язычество, как старое, так и современное, зиждется на том, что если некий обряд исполнен правильно, то далее он будет полноценно действовать именно вследствие того, что был правильно совершён. Но ещё в Ветхозаветное время Господь, попустив разрушить Иерусалимский храм, а заодно и весь город, показал, насколько глубоко ошибочны и пагубны мнения такого рода. Освящённость возможна лишь тогда, когда человек бережно сохраняет то, что дал ему Бог. Т.е. если мы просим о милости, и получаем её, то это не означает, что можно с чистым сердцем начинать грешить направо и налево. Как раз наоборот. Пользуясь благодатной помощью Бога, нужно тщательно уклоняться от сознательных грехов. Если мы просим о сохранении, то это не значит, что можно заигрывать с сатаной, равно как и идти на неоправданный легкомысленный риск. Если мы просим о мире и получаем его, то это не значит, что можно идти на компромиссы с безбожной средой. Одним словом, если мы обретаем Божественное присутствие в своей жизни, то таковое нужно бережно сохранять. Любая же профанация означает, что говоря на словах «дай», на деле мы говорим «не надо». Бог же, даровавший нам свободу воли, не нарушает её, и если человек говорит, что хочет жить без Него, Бог даёт ему возможность осуществить желаемое. А равным образом ощутить последствия сделанного выбора.

Нам оказана великая милость – мы можем получить Господне благословение - получить его не по делам, не по заслугам, но как дар, как акт милости, как явление Господней любви. А такая любовь заслуживает бережного и трепетного отношения. Благодаря ей мы можем в каждый день, в каждый час ощущать себя достоянием Господа и жить соответственно, т.е. идти Его путём ко вратам Его Царства. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 16.06.2019




Другие проповеди по этому же поводу:

27 Мая 2018 - День Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
11 Июня 2017 - День Святой Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Мая 2016 - День Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
31 Мая 2015 - День Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
15 Июня 2014 - День Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Мая 2013 - День Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
19 Июня 2011 - ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ (Пастор  Д. Лотов)
30 Мая 2010 - Проповедь в Торжество пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)