МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
11 Июня 2017 года

День Святой Троицы


О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперёд, чтобы Он должен был воздать? Ибо всё из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.

Сегодня, в День Св.Троицы, мы призваны обратиться помышлениями к величию и непостижимости Господа, явленными нам в Его Триединстве. Однако, трудно оценить то, что ты никогда не видел. Бог открылся нам в Иисусе Христе, а Иисус принял образ, с земными понятиями о величии не очень-то согласующийся. Поэтому для того, чтобы лучше уразуметь величие Божие, обратимся к величию творения. Начнём с большего – с того пространства, в котором мы обитаем. Вселенная. Она настолько велика, что никто из нас не в состоянии охватить её, представить себе эту чудовищную бездну, расстояния в которой выходят за рамки всякого понимания. Но при этом она отнюдь не хаотична. Вселенная упорядочена и управляется определёнными законами, хотя до конца и не познанными. Созерцание сего творения преисполняет трепетом, ибо если таково творение, то каков же Творец? Ведь Творец больше творения. Величие Божие мы можем осознать также, глядя на творение меньших масштабов – прежде всего на планету, на которой обитаем. Она устроена мудро и соразмерно, она гармонична. Мы можем познать величие Творца, взирая на человека – право же, иногда стоит заглянуть в анатомический атлас, чтобы преисполниться трепетом перед мудростью Господа. Мы можем познать величие Творца, взирая на самое мелкое творение – на элементарные частицы, из которых состоит всё существующее. Создал ли человек хоть что-то столь же великое? Нет. Поэтому так удивительно человеческое самомнение, преувеличенное представление о своём масштабе и значимости. Наверное, людям стоило бы смотреть поменьше на творения своих рук и побольше на творение Господне. Но увы, они предпочитают смотреть не на Божественное, а на человеческое. А в результате вместо трепета и преклонения отсутствие почтительности и даже богоборчество.

Сие было бы неудивительно видеть со стороны неверующих. Странно то, что считающиеся верующими ведут себя не лучше. Для начала, начиная с древних времён, они препарируют Бога и пишут труды на тему о том, что Он может, а чего Он не может, какими свойствами обладает и т.п. Вспомните изначальные споры о сущности Св.Троицы. Люди имеют столько дерзости, если не сказать наглости, что берутся рассуждать в категориях земной логики о том, что вообще непознаваемо, ибо Бог не человек и стоит выше всех человеческих законов! Иисус обращается к Отцу в молитве и Отец отвечает Ему во всеуслышание – тем не менее, они одно и, как говорит Господь, «видящий Меня видел Отца». Никакая человеческая логика здесь не действует и не может действовать. И, тем не менее, распри по поводу исхождения Святого Духа актуальны до сих пор. Дальше – больше. Человек не только рассуждает о свойствах Бога, но и делает попытки подчинить Его своей воле посредством правильно исполненных обрядов. Т.е. если я правильно всё сделал, то Бог обязан – вы слышите? – обязан исполнить требуемое у Него! Именно отсюда споры о ритуалах, потому что силу имеет только правильно исполненный ритуал. А кто определяет правильность – Бог? Никоим образом. Это определяют люди. Дальше ещё больше - неуважение к Слову Божию, которое люди имеют наглость дополнять собственными выдумками, типа чистилища, сокровищницы сверхдолжных заслуг, отсутствия у Марии первородного греха и т.д. А теперь дошли уже до того, что определённое Богом в качестве греха и мерзости, люди называют нормой бытия. И после всего этого считают, что Бог им что-то должен! Вот, например, два народа, исповедующие Христа, презрев Слово Божие о единстве Церкви, ставят человеческий интерес выше Божественного, убивают друг друга, а потом дружно вопят: как же Бог попустил столь великие страдания, где же Его благость?! Да, в самом деле – где? Почему Он смотрит на все людские бесчинства и не творит никакого наказания и суда? Ведь это поощряет либералов и беззаконников на всё большие непотребства. Так в чём же тогда величие Бога? Действительно ли Он так велик? А если велик, то почему терпит всё это поношение? И что делать нам, чтобы действовать правильно?

Сегодня мы слышали слово из Послания к Римлянам: «Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперёд, чтобы Он должен был воздать?». Итак, прежде всего, Бог непостижим. Это означает, что сколько бы люди ни пытались, они никогда не смогут постичь Бога и Его промысел! С точки зрения человеческой логики таковой промысел вообще странен и неэффективен. Как, например, можно было вручить Евангелие, спасение людей, рыбакам, сборщику налогов и террористу? Вся Священная История с точки зрения человеческой логики порою выглядит весьма и весьма странно. Но мир создан Богом, развивается по законам, данным Богом, и будет судим Богом. Мы не можем изменить Божьи законы, мы не можем отменить Суд. Поэтому надо не рассуждать о промысле, но действовать в соответствии с ним, памятуя о том, что Первое Пришествие Христа совершилось ради спасения, но Второе совершится ради суда, на котором всё будет взвешено, оценено и получит соответствующее воздаяние. Соответствующее не с человеческой точки зрения, а с Божественной. И никакие увёртки, ничто из того, что человек мнит своими заслугами, тут не поможет, ибо Бог никому ничего не должен. Это второй важный момент. Не Бог должен тебе, а ты Ему, ибо сказано: «кто дал Ему наперёд, чтобы Он должен был воздать?». Каждый человек имеет возможность выбора между спасением и проклятием, жизнью с Богом и жизнью без Него. Бог попускает человеку сделать этот выбор и действовать в соответствии с ним. Потому и попускается беззаконникам творить беззакония. Но всё сие только лишь до времени. Соответственно, не следует принимать Божье долготерпение за одобрение. Не стоит думать, что если мы – Его дети, а Он – наш Отец, то нам всё позволено. Это сейчас отношения между детьми и родителями строятся, как говорится, на равных. Но в те времена, когда учил Иисус, власть отца над детьми была абсолютной – даже если дети были совершенно взрослые, имели заслуги перед государством и т.д. Господь не равен человеку. Он – Господь, т.е. господин всего: времени и вселенной. И наш в том числе. Поэтому удел человека – жизнь по воле Божией, каковая жизнь употребляется не на ненужные диспуты о том, что всё равно не может быть постигнуто, но на творение Его воли.

Павел говорит нам: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!». Непостижимое нельзя постигнуть, неисследимое нельзя исследовать. Тем более, что в этом нет никакой необходимости, ибо то, что нужно, Господь нам открыл. Он открыл нам самое главное для нас: во всех трёх ипостасях Он обращён к нам и радеет о нашем благе. Как Отец Он дарует жизнь. Как Сын Он дарует искупление для участия в вечности, в грядущем Божьем Царстве. Как Святой Дух, Он освящает нас и даёт силы для хождения путём истины и жизни. А идти по этому пути означает служить Богу на том месте, на которое ты поставлен. Вот это главное. Всё остальное второстепенно. Поэтому в трепете и благодарности склонимся перед величием Господним, ибо «всё из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь»


Другие проповеди по этому же поводу:

16 Июня 2019 - Торжество Пресвятой Троицы (Пастор  Д. Лотов)
27 Мая 2018 - День Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Мая 2016 - День Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
31 Мая 2015 - День Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
15 Июня 2014 - День Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Мая 2013 - День Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
19 Июня 2011 - ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ (Пастор  Д. Лотов)
30 Мая 2010 - Проповедь в Торжество пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)