МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
30 Мая 2021 года

День Святой Троицы


Римлянам 11:33-36
33. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его,
34. ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35. Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36. Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава вовеки, аминь.

У древних греков была легенда о негодяе по имени Прокруст, который промышлял разбоем на дороге между Мегарой и Афинами. Попавшихся ему путников Прокруст убивал, причем весьма садистским способом. Он клал их на особое ложе и если пленник был для этого ложа слишком большого роста, Прокруст отрубал ему ноги. А если пленник был для ложа слишком мал - Прокруст растягивал его как на дыбе, ломая ему все кости. Отсюда и пошло известное выражение, которое, я уверен, многие из вас слышали: “прокрустово ложе”. Это означает жесткие и искусственные рамки, в которые пытаются вогнать тот или иной предмет или явление. Но при этом сам этот предмет или явление искажают, так сказать, деформируют жертвуя для этого самым существенным.

Вы спросите: к чему я рассказал эту историю?

Сегодня мы отмечаем совершенно особенный церковный праздник: День Святой Троицы. День, когда мы призваны размышлять о Тайне Божественного Триединства. В чем заключается эта Тайна? А заключается Она вот в чем: Священное Писание говорит нам, что есть только Один Бог. И вместе с тем, все то же Священное Писание говорит нам, что есть Три Конкретных Личности, о каждой из которых можно сказать, что эта Личность есть Бог. То есть: Отец есть Бог, Сын есть Бог и Дух Святой есть Бог. При этом Отец не есть ни Сын, ни Святой Дух, Сын не есть ни Отец, ни Святой Дух, и Святой Дух не есть ни Отец, ни Сын. Все три Личности Божественной Троицы существуют реально и независимо друг от друга. Но они Равно Божественны и каждая из этих личностей есть Бог. И при этом, как сказано в Афанасьевском Символе Веры, у нас не три “бога”, но Один Бог. Например, как сказано все в том же Афанасьевском символе: “Отец всемогущ, Сын всемогущ и Святой Дух всемогущ. И все же при этом есть не три Всемогущих, но Один Всемогущий”.

Думаю, у человека, который впервые познакомился с вероучением о Святой Троице, могут возникнуть два вполне правомерных вопроса. Первый вопрос: как такое вообще возможно, как это объяснить? И второй вопрос: если Святую Троицу невозможно объяснить - может быть, это вероучение и вовсе не важно? Может быть, Троица - это своего рода “периферийное” христианское вероучение, не такое уж важное для нашего Спасения?

Вот для того, чтобы понять, почему исповедание веры в Святую Троицу настолько важно, что для этого исповедания у нас существует даже отдельный праздник, давайте попробуем, дорогие братья и сестры, ответить на эти вопросы. А если точнее - попробуем разобраться с двумя крайностями, которые существуют в отношении учения о Святой Троице.

Давайте начнем со второго вопроса и, соответственно, со второй крайности. Итак: если Святая Троица и природа отношений между Тремя Лицами Святой Троицы для нас непостижимы - может быть, это вероучение не так уж и важно? Может быть, для нашего спасения вообще не важно - верить ли во Святую Троицу?

Нет, дорогие братья и сестры, категорически нет! Учение о Святой Троице это учение которое имеет прямое отношение к каждому из нас и к нашему с Вами спасению. Позвольте мне объяснить, почему.

Все дело в том, что без учения о Божественном Триединстве нет и понимания Полной и Истинной Божественности Сына и Святого Духа. А вот Полная и Истинная Божественность Сына и Святого Духа - это как раз то, что имеет самое непосредственное отношение к нашему с Вами Спасению. Ведь если мы спасены благодаря тому, что Иисус Христос взошел на Голгофский Крест и принес себя в жертву за наши грехи, то вопрос о том, Кто Такой Иисус Христос имеет для нас первостепенное значение.

И вот кто же такой Иисус Христос, который - говоря словами Никейского Символа Веры - “сошел с небес ради нас и ради нашего Спасения”? Если Иисус Христос - как утверждают нередко те, что отрицает учение о Троице - это некое “вторичное” по отношению к Отцу божество (“бог”, с маленькой буквы), то тогда возникает вопрос - а сколько же у нас “богов”? Не получается ли тогда своего рода языческий пантеон, в котором божества более высокого порядка порождают божества низшие?

Если предположить, что Иисус Христос - это “бог” с маленькой буквы (“божок”, если можно так выразиться), порожденный Богом с большой буквы (Богом Отцом) - представляете себе, как будет звучать знаменитый пролог Евангелия от Иоанна?: “В начале был божок, и божок был у Бога, и божок был Бог. Божок был в начале у Бога. Все через божка начало быть, и без божка ничто не начало быть, что начало быть. В божке была жизнь, и жизнь была свет человеков” (ср: Ин 1:1-6).

Ну и так далее. Получается самый настоящий языческий пантеон с множеством богов разных рангов. И тогда впору задать следующий вопрос: если нас искупил через свою смерть один из богов “низшего” порядка, то было ли наше искупление настоящим Искуплением? Разве способен искупить весь человеческий род некий “низший” бог в пантеоне?

Есть и еще одна причина, почему Полная и Истинная Божественность Иисуса Христа имеет значение для нашего Искупления и Спасения. Давайте оставим в стороне схему пантеона с множеством богов и предположим, что Иисус Христос - даже не “бог”, а просто некое могущественное сотворенное существо. Например, могущественный Архангел (примерно такой взгляд на Христа был у знаменитого александрийского еретика Марка Ария и таких же воззрений придерживается запрещенная ныне в нашей стране секта Свидетелей Иеговы).

Так вот, и в этом случае - если Христос был неким могущественным творением - нашего Искупления на Голгофе тоже не было и быть не могло. Потому что творение не может искупить другое творение. Ведь все творения находятся в одинаковом “подчиненном” положении по отношению к Творцу. И все творение подвержено влиянию зла - как мы помним, даже могущественнейшие ангелы могут отпать от Бога и избрать служение злу (см.: Откр 12:7). Так что воплотившийся могущественный ангел не смог бы стать нашим Искупителем. Но вот если для нашего Спасения воплотилось не некое творение, но Сам Творец, Сам Бог - тогда и только тогда наше искупление и Спасение является Истинным.

То же самое справедливо и для Святого Духа: если Святой Дух - не Бог, то и наше Освящение тоже невозможно! Например, в 1 Кор 3 (16-17) Павел говорит коринфской общине: “Разве не знаете, что вы — храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы”. И немного позже в том же Послании, предостерегая коринфян от блуда, Апостол говорит: “Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, которого вы имеете от Бога?” (1 Кор 6:19). Мысль Апостола вполне ясна: в Божьем Храме не должно быть никакого разврата.

Так вот, если Святой Дух - не более чем какая-то безличная энергия (да еще и, например, сотворенная Богом) - то любой развратник в коринфской общине мог бы пропустить это предостережение Павла мимо ушей: “Наше тело - храм некоей безличной и вторичной по отношению к Богу энергии - тоже мне, велика важность!”. Но вот если в нас живет Сам Бог - каковым и является Святой Дух - тогда и только тогда наше тело является в истинном смысле слова Храмом (то есть местом обитания) Самого Бога. А вот это уже очень и очень серьезно! И это уже действительно повод дважды подумать, прежде чем предаться разврату.

Одним словом, если бы Сын и Святой Дух были некими сотворенными сущностями или “богами” низшего порядка - ни наше Искупление, ни наше Освящение, ни в конечном итоге наше Спасение не были бы возможны. Но Сын есть Бог, а значит за нас умер Сам Бог, Сам Бог искупил нас и спас от вечной смерти. И Святой Дух есть Бог, а значит нас освящает и в нас обитает Сам Бог. И разумеется, как я уже сказал, Отец есть Бог. Но вместе с этим у нас не три “бога”, но Один Бог.

Так что Божественная Троица - это не просто какой-то теоретический конструкт, не имеющий отношения к реальности. Нет! Вероучение о Троице, дорогие братья и сестры, имеет прямое отношение к каждому из нас, к нашему с Вами Спасению. Без Троицы, без признания Полной Божественности Отца, Сына и Святого Духа нет ни нашего Искупления, ни нашего Освящения, ни нашего Спасения.

Но если вероучение о Троице так важно - тогда вернемся к первому вопросу: как его понять? Как примирить Божественность каждого из Трех Лиц Святой Троицы с тем фактом, что есть только Один Бог?

И вот тут мы сталкиваемся с другой крайностью, которая есть в отношении учения о Святой Троице. Помните то ложе, в которое садист Прокруст укладывал своих пленников? То самое “прокрустово ложе” - искусственные рамки, под которые подгоняют то или иное явление?

Вот эта вторая крайность заключается в том, что Божественное Триединство пытаются уложить в то самое прокрустово ложе - пытаются объяснить Божественное Триединство. Пытаются свести Божественную Тайну к какой-то простой и понятной схеме. Или пытаются подробно объяснить отношения внутри Святой Троицы. Пытаются препарировать Тайну Триединства как школьник, препарирующий лягушку на уроке биологии. Позволительно ли нам так относиться к Богу и Божественной Тайне?

Вот как раз ответ на этот вопрос и дает нам текст из Послания к Римлянам, который мы с Вами сегодня услышали. Апостол пишет: “О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава вовеки” (Рим 11:33-36).

Апостол пишет это не просто так. Этот хвалебный гимн Богу и Непостижимости Господнего замысла является завершением длинной цепочки рассуждений, которые начинаются еще в 9-й главе того же Послания. И в этих главах Павел решает очень болезненный для него лично вопрос: как так получилось, что из иудеев, несколько веков ожидавших прихода Мессии, те, кто в конце концов узнал и принял этого самого Мессию (то есть Иисуса Христа) оказались в меньшинстве?

Апостол отвечает на этот вопрос так: “Не все те израильтяне, которые от Израиля” (Рим 9:6). Те, кто принял Христа - это и есть остаток истинных израильтян, который сохранился по избранию благодати (Рим 11:5). Но все же почему этот остаток истинного Израиля оказался в меньшинстве - ведь Божьи благословения, обещанные потомкам Авраама (через его сына Исаака и внука Иакова) распространяются на всех этих потомков?

Итак, почему этот Истинный Израиль оказался в меньшинстве? Апостол не дает нам ответа на этот вопрос. Потому что никто кроме Бога не может дать этот ответ. В этом и заключается та самая Тайна Избрания ко Спасению (Рим 11:25), о которой Павел пишет в 11-й главе все того же Послания к Римлянам. В действительности, никто не может постичь эту Тайну Божьего Избрания: “Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?”.

Если бы на месте Апостола был человек, который попытался бы препарировать вот эту Божественную Тайну и как бы разложить по полочкам Божий Замысел Спасения, то он мог бы задать еще множество вопросов. Например: почему же все-таки истинный Израиль принявший Мессию оказался в меньшинстве? Как быть с остальными потомками Израиля - для чего они вообще существовали? Ну или если пойти еще дальше - зачем вообще было это разделение на иудеев и язычников? Почему бы Богу было сразу не явиться всему человечеству, а не одному только Аврааму? Или, раз уж на то пошло, зачем в этом процессе Спасения Христов Крест, зачем Голгофа? Может быть, Бог мог бы просто простить Адама и Еву сразу после грехопадения и сэкономить время для всех?

Но Павел не задает подобных вопросов. Он не пытается раскладывать по полочкам Божью Тайну Избрания и Спасения. Все, что он со своей стороны может - благоговеть перед тайной Спасения и славить Бога за то, что Его Спасение в Иисусе Христе пришло в мир. Потому что Спасение во Христе - это дар Бога гибнущему во грехах человечеству. Представим себе утопающего, которому брошен спасательный круг. Ни один утопающий, которому брошен такой круг, не станет прежде чем ухватиться за этот круг, интересоваться: “А какой у этого спасательного круга производитель? И сделан ли он из натуральных материалов?”. Напротив, вместо того, чтобы задавать такие вопросы, утопающий ухватится за этот круг всеми силами, потому что в противном случае он погибнет.

А если мы, задавая обозначенные выше вопросы, пытаемся препарировать Божий замысел - мы как бы требуем у Самого Бога отчета в Его действиях. А если вспомнить образ, который Павел использует в 8-й главе все того же Послания к Римлянам, человек, который требует отчета у Самого Бога похож на горшок, который высказывает претензии к гончару: “Зачем ты меня таким сделал?”.

Или, если вернуться к легенде о жестоком Прокрусте - такой человек пытается уложить Беспредельного Бога в прокрустово ложе своего ограниченного земного (и к тому же пораженного грехом!) ума. А из этого ничего не выйдет. Потому что это не Бог должен держать ответ перед человеком. Наоборот, это грешный человек должен держать ответ перед Богом. Не горшечник находится во власти горшка. Наоборот, это горшок находится во власти горшечника.

Есть тайны, глубинную суть которых Бог предпочел нам не открывать. К таковым относится, например, та самая Тайна Избрания и Спасения, о которой говорит Апостол. К таким же Тайнам относится и Тайна Святой Троицы. Все это выше нашего понимания. Это такие Тайны, перед которыми мы можем только замереть в благоговейном трепете, вслед за Апостолом говоря: “О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?”.

Так вот, Тайна Божественного Триединства, как я уже сказал, относится именно к таким тайнам, непостижимым для нашего ума (во всяком случае, пока мы пребываем здесь, в этом мире). Пока мы здесь, в нашем грешном мире, пока мы ограничены его рамками, мы не сможем понять, каким образом Отец есть Бог, Сын есть Бог и Дух есть Бог, однако при этом есть только Один Бог.

-

Но если мы не исповедуем Сына Богом в полном смысле этого слова, мы тем самым признаем, что никакого Спасения и Искупления Его Крестная Жертва нам принести не могла. Напротив, только если за нас умер Бог - Святой и не имеющий на Себе греха - только тогда мы действительно искуплены и спасены Его Жертвой.

То же самое и с Божественностью Святого Духа: если Святой Дух есть Бог, то наши тела - храм Бога, Сам Бог обитает в нас. И именно осознание этого факта становится для нас весьма неплохим средством от грехов против собственного тела, каковым, например, является блуд. Но если мы не признаем Полную Божественность Духа, если верим, Святой Дух это некая безличная “позитивная энергия”, которой мы насыщаемся - такую “энергию” нельзя назвать Святым Духом в истинном смысле этого слова. А значит и наше Спасение и наше Освящение становится невозможным.

Итак, наше Искупление, Освящение и Спасение возможно именно потому, что все Три Лица Божественной Троицы - Отец, Сын и Дух есть Бог. Не “боги”, но именно Бог.

Вопрос: как это понять? Ответ: понять это нам не дано. Тайна Божественного Триединства - выше нашего понимания. Божественную Тайну невозможно препарировать, разобрать на части, разложить по полочкам. Она недоступна для нашего ума, поэтому на пороге этой Тайны можно только застыть в благоговейном трепете, вслед за Апостолом говоря: “О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия!”.

Вот и получается очень интересное положение вещей: Без признания и исповедания Святой Троицы - что предполагает признание и исповедание Полной Божественности Сына и Святого Духа - невозможно наше Спасение. Но вместе с тем невозможно исповедовать Святую Троицу без признания того факта, что Святая Троица есть Тайна, нашему пониманию недоступная. И хотя кому-то это может показаться парадоксом, но ничего другого нам просто не остается. Если же мы пытаемся как-то проникнуть в Тайну Божественного Триединства и объяснить, как возможно это Триединство, мы пытаемся уложить Беспредельного Бога в прокрустово ложе нашего ограниченного человеческого ума. И как бы мы не старались, для нас Божественное Триединство так и останется тайной. Но это не значит, что мы не можем благоговеть перед этой Тайной и славить Бога, вслед за апостолом говоря: "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава вовеки” Аминь.


Видеозапись: Проповедь Ефима Романенко 30.05.2021




Другие проповеди по этому же поводу:

04 Июня 2023 - Торжество Пресвятой Троицы (Пастор  Д. Лотов)
12 Июня 2022 - Торжество Пресвятой Троицы (Пастор  Д. Лотов)
07 Июня 2020 - Торжество Пресвятой Троицы (Пастор  Д. Лотов)
16 Июня 2019 - Торжество Пресвятой Троицы (Пастор  Д. Лотов)
27 Мая 2018 - День Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
11 Июня 2017 - День Святой Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Мая 2016 - День Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
31 Мая 2015 - День Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
15 Июня 2014 - День Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Мая 2013 - День Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
19 Июня 2011 - ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ (Пастор  Д. Лотов)
30 Мая 2010 - Проповедь в Торжество пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)