МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
26 Июня 2011 года

1 воскресенье после Дня Св.Троицы


Лк.16, 19-31

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях. И желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне. И, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сём. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего. Ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мёртвых придёт к ним, покаются Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят.

Глядя в ретроспективе на события, произошедшие в нашей общине за последние 8 месяцев, я думаю о том, что очень много скверного и недолжного в этом мире происходит по той причине, что творцы упомянутого скверного и недолжного не задумываются о последствиях своих действий. Увы, многим людям свойственно действовать, опираясь не столько на логику, сколько на эмоции. Как написал об этом Мишель Монтень, «Если бы мы выбирали определённый путь по зрелом размышлении, то мы выбрали бы наилучший путь, но никто не думает об этом … Мы думаем о том, чего мы хотим, лишь в тот момент, когда мы этого хотим, и меняемся, как то животное, которое принимает окраску тех мест, где оно обитает». При опоре на эмоции думают именно о реализации чувств, а не о последствиях, особенно об отдалённых, особенно когда таковые не явны, а то и вообще неразличимы. Человек не думает о последствиях, а когда они приходят, начинается форменный кошмар. В годы семинарского учения мои товарищи, проживавшие в одной из соседних комнат, имели привычку сушить вещи на воздушном обогревателе, нимало не задумываясь о том, к чему это может привести. И вот, настал день, когда упомянутый прибор загорелся от перегрева. Начался пожар, который, к счастью удалось быстро потушить. Но в то время, когда мы сидели на лекциях, эти двое отмывали стены и потолок от густого слоя сажи, а, так как помещение принадлежало сторонней организации, то Церкви пришлось возмещать хозяину причинённый ущерб. Если даже в обычной жизни человек мало думает о последствиях своих действий, то тем менее он склонен задумываться о таковых в вечности, потому что эти последствия не имеют никакого отношения к видимой реальности. В повседневности можно прекрасно обходиться без Бога и Его благодати. Можно жить в своё удовольствие, предаваясь всем мыслимым и немыслимым порокам, принять деятельное участие в разворовывании своей страны и благополучно скончаться в довольстве и почёте. Всё это мы видим сегодня, так что может показаться, будто жизнь во грехе не приносит ничего, кроме удовольствия. Однако, последствия будут. Они будут очень скверными, причём самое скверное будет заключаться в невозможности что-либо исправить или изменить. Именно об этом предупреждает нас притча Спасителя.

За что наказан богач? За то, что преступил повеление Бога, гласящее «…не сожми руки твоей перед нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде». А тот, кто отвергает Божественные повеления, тот свидетельствует делом о своём неверии. То, что человек говорит, не столь важно. Важно то, что он делает. Богач попускает нищему Лазарю умереть от голода у своего порога и тем игнорирует Слово Божие, что влечёт весьма тяжкие последствия. Такие же последствия неминуемо ждут тех, кто не принимает волю Божию и живёт, игнорируя её или противодействуя ей. Разумеется, человек имеет свободу воли и, соответственно, самостоятельно выбирает то, что ему более предпочтительно: быть с Богом или быть без Него. Теоретически, можно с уважением отнестись к чужому выбору и предоставить сделавшему таковой возможность идти своим путём. Однако, если мыслить так, то нет никакой необходимости переживать вообще за кого бы то ни было. Пусть мой ближний идёт к гибели, я и пальцем не пошевельну, чтобы спасти его, потому что он сделал свой выбор, и я не собираюсь вмешиваться в его последствия. Нет! Невозможно! Верующий и уповающий не может быть равнодушным к обречённости ближних как на временную смерть, так и на вечную. Задача каждого христианина всеми силами способствовать тому, чтобы его ближние обращались от безверия к вере, от смерти к жизни, от диавола ко Христу. Но чем возможно убедить людей, чтобы они поверили нашему свидетельству?

«Он же сказал: «нет, отче Аврааме, но если кто из мёртвых придёт к ним, покаются»». История Церкви полна сообщений о всевозможных явлениях, чудесах и знамениях. Оказывают ли эти истории влияние на неверующих? Нет. В связи с этим полезно вспомнить, что Христос в своём благовествовании опирается отнюдь не на чудеса и даже запрещает о них рассказывать. Такие истории вызывают интерес только внутри Церкви, но никак не извне. Вот например, православные в последнее время очень любят поговорить о так называемом благодатном огне, но даже у Западной Церкви это не вызывает особого интереса. Во внешнем мире – тем более. Любое знамение, явление, чудо является знаком не для неверующих, но для верующих, для которых оно исполнено определённого и понятного им смысла. Для остальных оно не означает ничего. Так чем же убеждать людей? «Авраам сказал ему: есть у них Моисей и пророки; пускай слушают их». Основой веры является Слово Божие, которое либо принимают, либо не принимают, либо верят ему, либо нет. Но Слово Божие существует не само по себе, оно должно быть возвещено и возвещено оно должно быть весьма убедительно, потому что доверие рождается именно из убедительности. Доверие не является знанием, оно не строится на основании доказанных фактов. Когда Павел после своего обращения вернулся в Иерусалим, Пётр не хотел с ним встречаться, т.к. опирался на свои знания о Павле. Павлу удалось встретиться с Варнавой, которому будущий апостол язычников показался убедительным, и именно Варнава после этой встречи ввёл Павла в круг Апостолов, т.к. поверил ему. В этом проблема всех нас, как учеников Христа: насколько мы убедительны при возвещении Слова? При общении человек оценивает не только сообщаемую ему информацию, но ещё и убеждённость собеседника в том, что он говорит. И если мы сами не убеждены, то и других убедить не сможем. А в чём проявляется убеждённость? В манере речи, в искусности её построения? Нет. Убеждённость в истинности христианства проявляется в самом христианине: в его поведении, в его образе жизни. Сие не означает, что нужно читать исключительно Библию и говорить исключительно на евангельские и церковные темы – от людей, ведущих себя так, обычный человек старается держаться подальше, вполне справедливо почитая их не совсем здоровыми. Кроме того, как показывает практика, именно такие люди очень часто оказываются лицемерами, которые показной набожностью и благочестием прикрывают свою порочность. Убедительность верующего в том, что он являет миру любовь Христа. Убедительность верующего в его служении ближним, в том, что он являет им свет Господень, озаряющий их души и помогающий им переносить тяготы бытия. Убедительность верующего в его устремлённости к вечности, являемой в подчинённости всей жизни главной цели – достижению Царства Божия. Слова Христа, наставления Апостолов приобретают особенную убедительность именно тогда, когда находят своё воплощение в практической повседневной жизни верующего, когда эта жизнь становится видимым примером действия благодати. Люди примут Слово тогда, когда увидят его действенность. Задача каждого из нас в том, чтобы они это увидели.

В настоящее время делаются попытки локализовать Церковь, превратить её в замкнутое сообщество, ориентированное внутрь себя. Именно этому способствует старательно насаждаемая идеология плюрализма и толерантности, стремящая провозгласить равноценность всех точек зрения. Но мы не можем с этим согласиться, ибо истин не может быть много. Истина одна и она у Христа. Вернее сказать, Христос и есть Истина: Он есть путь, и истина, и Жизнь. Церковь же призвана возвестить эту истину во всех народах. Поэтому Церковь направлена не вовнутрь, а вовне. Народ Божий – это всегда народ-миссионер, побуждающий принадлежащих к другим народам задуматься о бытии, о своих действиях и об их последствиях – задуматься сейчас, когда ещё можно что-то исправить, изменить, дабы не оказаться в положении богача из притчи. «Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят». Люди довольны собой и не очень склонны слушать то, что может нарушить их довольство. Мы призваны к продолжению дела спасения, начатого Христом и Апостолами, поэтому должны пробить стену самодовольства, побудив ближних задуматься о будущем. Для этого нам надлежит быть весьма убедительными. А для того, чтобы быть убедительными, мы должны сами всецело доверять Христу и следовать за Ним не тайно, но явно, дабы нашим посредством в мире воссиял свет Господней благодати. Ради чего? Ради того, чтобы люди, узрев его, устремились к его источнику – нашему Спасителю и тем самым перешли от смерти в жизнь. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

03 Июня 2018 - 1 вс после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Июня 2017 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
29 Мая 2016 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
07 Июня 2015 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Июня 2014 - Вера, действующая любовью Бога. 1-е воскресенье после Троицы (Пастор  Г. Азиков)
02 Июня 2013 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
06 Июня 2010 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Мая 2008 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)