МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
06 Июня 2010 года

1 воскресенье после Дня Св.Троицы


2 Тим.3, 13-17

Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.

«Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь»… Полагаю, что за всё время существования Христианской Церкви, не было такого периода, когда Св.Писание не подвергалось бы нападкам. Всевозможные еретики начали оспаривать его авторитет почти что со времени апостолов – достаточно вспомнить ересь гностиков, Марка Ария, да и вообще все те ереси, для борьбы с которыми собирались Вселенские соборы. То же самое происходило и на протяжении Средневековья. Потом свой вклад внесли: французское Просвещение, немецкая философия и т.д. Люди разных времён и культур пытались доказать ошибочность Писания, его несостоятельность, несоответствие реальной жизни и т.п. Всё сие продолжается и сегодня. Но если ранее еретики отсекались от Церкви, как это например было с Львом Толстым, то теперь они преспокойно обретаются внутри неё. Более того. Иногда создаётся впечатление, что теперь неуважение к Библии является в богословии правилом хорошего тона, причём теоретические изыскания дополняются практическими последствиями. Теоретики, например, сделали выводы о том, что 2 Послание к Тимофею, фрагмент которого мы только что слышали, не принадлежит Павлу, равно как и 1 Послание к Тимофею, послание к Титу и ещё многие другие. То же самое и с остальными Апостольскими посланиями. В Книге Деяний масса историй, не имеющих никакого отношения к св.Луке, а что касается Евангелий, то половина слов Христа никогда не была сказана Христом, а является плодом позднейшей творческой мысли неведомых переписчиков и редакторов. Обратите внимание: эти мысли исходят отнюдь не от атеистов, а от людей, считающих себя христианами, причём, как сейчас говорят, «продвинутыми». Не где-нибудь, а в семинарии я слышал преподавателей, говоривших, что Исхода из Египта никогда не было, что Иисус не мог заранее знать о разрушении Храма Иерусалимского, что дьявола не существует и ещё многое другое в том же духе. А не так давно ректор нашей собственной семинарии в Петербурге разразился статьёй, в которой напрочь отрицает бессмертие души. Не уверен, что таких людей можно считать братьями во Христе. Скорее они являются врагами Христа, ибо разрушают доверие к Слову Божию. Последствия не заставляют себя ждать. Если Св.Писание не является адекватно изложенным Словом Божиим, то нет необходимости следовать ему. Именно поэтому в современной Церкви во многом размыто понятие греха и явления, противоречащие заповедям Божьим, провозглашаются нормальными. Но там, где отсутствует доверие к Слову Божию и грех становится нормой, там не может быть и жизни в единстве с Богом. А где нет единства с Богом, там нет и спасения.

Впрочем, нет ничего удивительного, если враги Христа нападают на Его Слово. Было бы странно, если бы они этого не делали. Намного более странно, когда пренебрежение к Писанию проявляется со стороны верных, искренне стремящихся к единству со Спасителем. Так, например, в раннем лютеранстве произошло длившееся очень долго отторжение Ветхого Завета. И если вы посмотрите в литургический календарь Лютеранской Церкви в Российской империи, то чтений из Ветхого Завета там не найдёте. Впрочем, и сегодняшние христиане зачастую пренебрегают Ветхим Заветом, а есть и такие, которые не заглядывают ни в Ветхий, ни в Новый.

Всё вышеописанное совершенно неприемлемо для человека, который хочет быть Господним верным, который хочет быть христианином. Именно об этой неприемлемости напоминают услышанные сегодня слова св.ап.Павла: «Всё Писание богодухновенно...». Этими словами утверждается божественность всего Писания, причём в первую очередь Писания именно Ветхого Завета, потому что в тот момент, когда Павел писал 2 Послание к Тимофею, Новый Завет ещё не был завершён – например, ещё не было написано Евангелие от Иоанна. Что означают слова Апостола? Они означают, что Бог любит нас и не желает нашей гибели. Именно поэтому Он указал нам путь, ведущий к Нему, к спасению от смерти, к вечной жизни. Соответственно, Он позаботился о том, чтобы указания к следованию по этому пути мы получили неповреждёнными. И чтобы могли пользоваться ими, имея полную уверенность в том, что имеем дело со словом Бога, а не с очередными человеческими измышлениями. Господь позаботился о том, чтобы мы имели в этой жизни твёрдую основу, абсолютный критерий, с которым могли бы соотнести всё, что видим вокруг себя. Именно поэтому мы получили Писание, изложенное священнописателями не как плод богатого воображения, но по вдохновению Св.Духа. И если Ветхий Завет богодухновенен и обладает столь великой ценностью, то насколько же велик Новый Завет, заключающий в себе Евангелие спасения!

Мне приходилось бывать в интересных домах. Там была красивая мебель, в том числе и книжные шкафы, в которых покоились красиво изданные книги, пребывавшие в идеальном порядке. Даже в слишком идеальном. Они были чрезмерно новые и аккуратные, потому что ими не пользовались. Да, есть люди, которые рассматривают книги в качестве одного из предметов интерьера, так что они превращаются в недвижимость в буквальном смысле этого слова. Однако, книги предназначены не для заполнения пустых пространств, а для чтения. В противном случае они не приносят никакой пользы. Увы, зачастую в ряду этих недвижимых книг оказывается и Писание. Но поступающий так противодействует Богу, Который даровал нам Писание не для того, чтобы оно стояло на полке, а для чтения и постижения. Даже более того, ибо чтение и постижение отнюдь не являются самоцелью. Писание является побудителем к практическим действиям – оно непременно должно переводиться в жизнь, о чём пишет нам св.Павел: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Слово Господне показывает нам нашу греховность и Божью праведность, побуждая верных к исправлению своего жития, пробуждает стремление пребывать в единстве с Богом, пребывать во Христе и со Христом, открывать себя для благодатного действия Св.Духа; оно побуждает нас быть письмом Господа этому миру, возвещать Евангелие спасения и творить дела Божьи, дабы Его имя прославилось среди людей, как написано: «да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.»! Слово Господне ведёт нас к избавлению от смерти, к вечности в Царствии Божием, ибо центром Писания является Христос и возвещённое Им Евангелие спасения. Не случайно Павел пишет: «Притом же ты с детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса».

Возвращаясь к сказанному ранее, вновь выражаю удивление тому, что многие люди, считающие себя верующими, считающие себя христианами, не утруждают себя чтением Писания. Если этого не делать, то как узнать, чего хочет от тебя Господь? А если не знать, что хочет от тебя Господь, то как сделать то, что Он хочет? А если не делать то, что Он хочет, то как можно спастись? Не отсюда ли рождается популярность всякого рода сект или рассуждения о некоем «Боге в душе», которые не имеют ничего общего с истинным Богом и являются дьявольским искушением? Не так давно ко мне пришёл интересный человек, размышляющий о том, присоединяться ему к Церкви или нет. В процессе разговора с ним выяснилось, что он никогда не читал Новый Завет, однако имеет твёрдые убеждения относительно духовных истин – в том числе считает Деву Марию заступницей человечества. Когда я объяснил ему, что его позиции не имеют ничего общего с подлинной волей Господа и рекомендовал обратиться к Евангелию, он сказал, что навряд ли сможет отказаться от своих убеждений. Итак, вместо того, чтобы воспринять данное Богом, человек самостоятельно конструирует христианство и возводит в ранг непогрешимой истины не Слово Божие, но свои собственные представления. Опасный путь. Тот самый, о котором Лютер сказал, что благочестивые догадки невозможно отличить от дьявольского внушения. Когда человек верует не в истинного Бога, открывшегося нам во Христе и даровавшего Своё откровение, а в некоего «бога в душе», вполне может случиться так, что он будет творить не Божью волю, и даже не свою собственную, но волю нашего извечного врага. Неграмотный человек может спокойно подписать подсунутую бумагу с собственным смертным приговором – не потому что желает смерти, а просто потому, что не умеет читать. Точно также дьявол никогда не упускает случая подсунуть свои идеи людям, не сведущим в Божьей воле и не потому не могущих отличить чёрное от белого. Именно поэтому Лютер считал, что только лишь знание Писания способно помочь христианам одолеть дьявола – потому он и предпринял эпохальный перевод Библии на язык своего народа, дабы каждый его соплеменник мог читать и понимать её. И Лютер был прав, потому что только знание воли Божией и пребывание в ней делает нас способными противостоять дьяволу – подобно тому, как противостоял ему Христос во время искушения в пустыне.

Не надо смотреть на Библию, как на книгу. Это дар Бога, это Его рука, протянутая к нам, чтобы начертать перед нами путь в вечность и помочь удержаться на нём. Не надо спорить о Писании, надо жить в соответствии с ним. Как сказал об этом св.Павел, «А ты пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено…». После кончины Лютера на столе в его комнате была найдена записка – последнее, что он написал в своей жизни. Заканчивалась она словами о Св.Писании: «Не вороши руками эту Божественную Энеиду, но поклоняйся оставленным ею следам. Мы – нищие, это воистину так». Аминь.


Хоралы:

Другие проповеди по этому же поводу:

02 Июня 2024 - 1 Воскресенье после дня св.Троицы (Пастор  Е. Романенко)
11 Июня 2023 - 1-е воскресенье после Троицы (Пастор  Е. Романенко)
19 Июня 2022 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
06 Июня 2021 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
14 Июня 2020 - 1 воскресенье после дня Cв.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
23 Июня 2019 - Преходящие и вечные ценности (Пастор  Г. Азиков)
03 Июня 2018 - 1 вс после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Июня 2017 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
29 Мая 2016 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
07 Июня 2015 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Июня 2014 - Вера, действующая любовью Бога. 1-е воскресенье после Троицы (Пастор  Г. Азиков)
02 Июня 2013 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Июня 2011 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Мая 2008 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)