МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
18 Июня 2017 года

1 воскресенье после Дня Св.Троицы


1 Ин.3, 13-18
Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое,- как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною.

Когда-то в не столь давние времена мы говорили о возможности приобщения ближних к вере через их приглашение на наше богослужение. После этого некоторые из вас сказали мне примерно следующее: а куда я их буду приглашать? У нас-де некрасиво, неказисто, если не сказать убого – так чего позориться? В связи с этим возникает вопрос: а какой должна быть община, чтобы туда можно было пригласить своего ближнего, не испытывая при этом ни явного, ни тайного стыда? У многих существует стереотип, что нормальная хорошая община там, где есть красивое здание. Это, так сказать, необходимый минимум. Отсюда мнение, что там, где здание – там нормальная община, а там где такового нет – там секта. Но вспомните Старосадский переулок. Да, здание большое, своды высокие, исторический орган и всё прочее в том же роде. Но при всём том там было холодно. И не только в физическом смысле. Туда приходили люди, они находились в одном и том же зале, но при этом оставались в значительной степени посторонними друг другу, если не сказать чужими. Эта чуждость была хорошей основой для злобы, сплетен и клеветы, которые расцвели пышным цветом и периодически прорывались наружу с такой силой, что до сих пор, пять лет спустя, при словах «Годичное собрание» я испытываю неприятные ощущения. Почему такое было возможно? Потому что не было любви. Так вот, хорошая община, куда можно безбоязненно и нимало не стыдясь приглашать ближних, это не община в большом красивом здании, а община, в которой есть взаимная любовь. Но что это такое? Для ответа на этот вопрос обратимся к Св.Писанию. Вот, например, в Евангелии Иоанна сказано: «Бог есть любовь» - что это вообще значит? В чём эта любовь выражается? Можно ли увидеть её проявление? Да. Божья любовь нашла зримое выражение в Иисусе Христе. Бог умалился до образа творения и сошёл к людям, дабы, несмотря на их заблуждения, тупость, греховность и зло, послужить им и открыть путь в небеса. Послужить до последнего предела – вплоть до смерти за их грехи. И Он призвал людей, желающих быть Его учениками, Его народом, следовать этим же путём – путём любви, путём служения. Любовь выражается через служение. Но не служение по обязанности, не служение, как исполнение должностной инструкции. Истинное служение основывается на том, что мои ближние для меня не чужие, потому что в них я прозреваю лик Христа. Они не чужие, потому что я соединён с ними словом Христа, кровью Христа, доверием Христу, пребыванию в числе избранных Христовых. А в силу этого я не могу быть равнодушным к их проблемам. Я воспринимаю, переживаю их проблемы, как свои собственные; я хочу не столько брать от ближних, сколько давать им. Именно так жил Иисус. Именно так призваны жить Его ученики. Именно поэтому и говорит нам апостол Иоанн: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце своё,- как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною.».

Вы знаете классическое изречение: мой дом – моя крепость. В наше время очень многие живут, сделав сие изречение принципом бытия, имея в виду, что мой дом является тем местом, где я закрываюсь от ближних, от их проблем и принадлежу только себе. Ибо зачем мне нужны проблемы ближних, когда вполне хватает своих. Сегодня можно жить именно так и при этом считаться хорошим почтенным христианином. А почему нет? К мессе хожу, пожертвования делаю – ну совершенно как фарисей в известной притче. Но это плохое христианство, потому что Господь устами Своего апостола говорит: «станем любить не словом или языком, но делом и истиною». Так что же нам делать?

Классический образ миссионера – это человек, едущий куда-то очень далеко: в Китай, в Японию, в Африку, чтобы там благовествовать и служить. Но зачем ехать куда-то далеко, когда непосредственно рядом есть огромное количество людей, не менее сильно нуждающихся в благовествовании и служении? Есть огромное число ближних, нуждающихся в наших делах, но для того, чтобы что-то делать для них, нужно знать их, нужно знать, чем и как они живут, какие у них проблемы и заботы. А для этого не надо закрываться от ближних, не надо запираться за крепостными стенами. И не надо ждать, чтобы ближние пришли к тебе – нужно идти к ним самому. Христианин – это тот, кто не может быть равнодушным к нуждам ближнего и стремится что-то сделать для него, поддержать в трудных обстоятельствах, причём нужды ближних совершенно необязательно материальны, поддержка может быть самой различной. Возможно, кому-то сие покажется трудным, если не сказать невозможным. Но ведь и мы сами нуждаемся в поддержке и участии. А если ты заперся в своей крепости и ни к кому не пришёл, то и к тебе навряд ли кто-то придёт. Итак, истинная любовь – это не романтические чувства, а самоотверженное служение, соучастие ближнему, не требующее и не ждущее награды, ибо Бог явил нам Свою любовь для того, чтобы мы несли её дальше. И вот, когда в общине есть такая любовь, когда есть такое служение, можно приглашать кого угодно, не стыдясь того, что стены не изукрашены живописью и мозаикой. Красивой архитектурой в наше время никого не удивишь, и для того, чтобы увидеть её, в церковь идти не обязательно. Но вот истинная любовь и истинное служение удивляют, потому что встречаются намного реже, чем архитектурные изыски. Сегодня мы существуем среди торжествующего безразличия к человеку – особенно к такому, который не воровал, а честно работал и, как говорится, каменных палат не нажил. Он не может платить совершенно невозможные деньги за образование, за медицину и т.д., поэтому никому не интересен. Средняя пенсия является натуральным издевательством, а теперь заговорили о повышении пенсионного возраста, чтобы человек до этой пенсии по возможности вообще не дожил. Поэтому так важна любовь к ближнему, внимание к ближнему, служение ближнему. Чем сильнее сгущается тьма, тем ярче сияет свет. Свет Господней любви сияет в его верных, несущих её страждущим. Говорить умеют многие, но за красивыми словами по большей части не стоит ничего. Вернее сказать, стоит обман, ложь. Поэтому от Христовых верных в первую очередь требуется дело, о чём говорит нам апостол: «станем любить не словом или языком, но делом и истиною».

Св.Писание учит нас, что жизнь христианина должна быть последованием за Христом, подражанием Христу. В чём мы можем Ему подражать? Именно в служении, причиной которого является великая любовь; не абстрактная любовь ко всему человечеству, но к конкретным людям, находящимся рядом с нами здесь и сейчас. Ибо так говорит Господь: «кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце своё,- как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

03 Июня 2018 - 1 вс после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
29 Мая 2016 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
07 Июня 2015 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Июня 2014 - Вера, действующая любовью Бога. 1-е воскресенье после Троицы (Пастор  Г. Азиков)
02 Июня 2013 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Июня 2011 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
06 Июня 2010 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Мая 2008 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)