МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
02 Июня 2013 года

1 воскресенье после Дня Св.Троицы


Ин.5, 39-47

Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь. Не принимаю славы от человеков, но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу. Я пришёл во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придёт во имя своё, его примете. Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?

Многие люди страдают недостатком, который с полным основанием можно назвать «упёртость». Суть его в неспособности воспринять точку зрения, отличную от твоей, хотя сам не в состоянии объяснить, почему ты думаешь именно так, а не иначе. Мне доводилось сталкиваться с этим у некоторых студентов-органистов. Им внушили, что некое произведение надо исполнять именно так, а не иначе. Они не в состоянии объяснить, почему играть надо именно так, однако иные возможности отвергают. Нечто в этом роде произошло и с иудеями. У них имелись определённые представления о Мессии, которые они яростно отстаивали, хотя источники, на основании которых сии представления сложились, были весьма сомнительными. По крайней мере, Св.Писание к их числу не относилось. Ведь пророки говорили о страдающем Мессии, об искуплении им грехов мира, а иудеи ждали победоносного царя, который был должен восстановить политическую независимость Израиля и распространить его гегемонию на все сопредельные народы. Вполне понятно, что людям, находящимся под многолетней оккупацией, хочется независимости, но даже в этом случае нельзя подгонять Слово Божие под свои желания, потому что результат может быть весьма плачевным - может случиться то, о чём сказал Иисус: «Вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь». Мессия пришёл. Пришёл именно тот Мессия, Который был обещан Богом через пророков, но иудеев интересовали не столько обетования пророков, сколько свои желания. Поэтому в Иисуса среди иудеев уверовали немногие – основная масса отвергла и Спасителя, и возвещённое Им Евангелие. Последствия сего оказались для них скверными: Бог создал новый избранный народ и вверил ему служение спасения, в то время как иудеи остались на обочине священной истории. Примечательно, что упёртость иудеев оказалась настолько сильной, что и сегодня, спустя 2000 лет после евангельских событий, они предпочитают упорствовать в своих заблуждениях и ждут того, кто уже давным-давно пришёл. Кого же они ждут? Владимир Соловьев в своей «Легенде об Антихристе» написал, как иудеи приняли антихриста за истинного Мессию и осознали свою ошибку лишь в результате случайности. Поистине, можно только удивляться, что сегодня некоторые лидеры христианства рассуждают о духовном единстве с иудеями, да ещё устраивают с ними совместные молебствия. Можно молиться за иудеев, чтобы они открылись Св.Духу и уверовали в до сих пор отвергаемого ими Иисуса, но не представляю, о чём можно молиться с ними.

Писание даёт нам примеры как положительные, так и отрицательные. Иудеи являются очень плохим примером для подражания. Говорю о сём открыто, потому что это очевидно. Однако, смотря на их ошибки, не стоит гордиться и высоко задирать нос, потому что зачастую мы – христиане – ведём себя ничем не лучше их. Ведь и у нас многие люди, считающие себя правоверными христианами, строят свою духовную жизнь не на основании Слова Божия, а на основании собственных домыслов. Эти домыслы порождают всевозможные обычаи, не имеющие ничего общего с Господним Откровением. Я уже не говорю о том, что среди нынешних христиан существует огромное число чисто языческих традиций, вообще несовместимых с Евангелием. Достаточно вспомнить прыжки через огонь в канун Иванова дня или обычай занавешивать все зеркала в доме, где находится умерший. Традиции такого рода не имеют никакого отношения ни ко Христу, ни к Апостолам, но, тем не менее, тщательно соблюдаются, хотя не только не ведут к спасению, но даже отдаляют от него. Более того. Люди искренне полагают, что через соблюдение таких обычаев приближаются к Богу. И если спросить у них, почему они поступают так, то основание будет точно такое же, какое было у иудеев – авторитет отцов, авторитет предков. Если они так поступали, то и мы должны делать то же самое. Именно поэтому в спорах с Иисусом иудеи постоянно ссылались на раввинские традиции. Но Иисус указывает им иной источник: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют обо Мне». Если ты действительно хочешь быть с Богом, то нужно опираться на Его Слово, а не на человеческие мнения. Именно это открыла нам Реформация, которая в эпоху вопиющих человеческих заблуждений и извращений напомнила, что единственным источником Божественного откровения, с которым верующий должен сверять всю свою жизнь, может быть только Слово живого Бога. Именно поэтому христианин не должен придавать значения не заповеданным Богом традициям и обычаям, сколь бы древними они ни были. Тем более невозможно канонизировать их, возводить в статус догмы. Мы повинуемся только Слову Божию. То, что не соответствует ему, должно быть устранено. Обычаи, не заповеданные им, но при этом не противоречащие ему могут соблюдаться, но обязательными они не являются. Ибо спасение, обретение жизни вечной зависит вовсе не от них.

Однако, следует помнить также о следующем: спасение и жизнь нам даёт не Писание, а Христос. Именно поэтому Он говорит иудеям: «Вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь». Писание говорит нам о Христе, оно показывает нам путь ко Христу, но спасение даёт Сам Христос. Поэтому обращение к Писанию не может совершаться без обращения ко Христу, без молитвы, без обращения к Св.Духу, благодаря Которому человек становится в состоянии постигнуть истину.

Иисус сказал иудеям: «Вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь». Это значит только одно: вне Христа жизни нет. Следовательно, тот, кто пытается искать истину и жизнь вне Христа, помимо Христа, может идти только к смерти. Соответственно, бессмысленны все разговоры об истине, содержащейся в иных религиях. Современное иудейство, ислам и прочие вероучения могут содержать некую человеческую мудрость, но они не ведут ни к спасению, ни к жизни. И можно лишь удивляться тому, что люди фанатично поддерживают их, тем самым лишая себя вечности. Поистине, нет ничего более страшного, чем человеческая упёртость. Мы можем видеть её в сегодняшней повседневности, мы можем видеть её в Св.Писании, в т.ч. в разговоре Иисуса с иудеями. Во Христе пришло обещанное спасение; в Нём и с Ним приблизилось Царство Божие - приблизилось настолько, насколько это возможно для видимого мира. Для того, чтобы обрести это Царство, обрести спасение и жизнь, требовалось только одно – поверить в Иисуса. Тем более, что именно на Него указывали пророческие обетования. Но именно этого не сделали иудеи. Спасение находилось в буквальном смысле на расстоянии вытянутой руки, но они отвергли его, потому что собственные мнения значили для них больше очевидности.

Разговор, о котором мы прочитали сегодня в Евангелии от Иоанна, продолжается. Ибо и сегодня в мире полно духовных наследников отвергших Христа иудеев. И точно так же, как и тогда, Христос стоит перед людьми, предлагая участие в Царстве Божием, в новом творении. Хотим ли обрести участие в обетованиях Господа? Если да, тогда будем искать жизнь будущего века именно у Христа, а не в человеческих традициях и мнениях. Будем искать славы Божией и молиться о том, чтобы Св.Дух в каждый день бытия вёл нас вослед за Христом дорогой спасения и жизни к вратам вечности. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

03 Июня 2018 - 1 вс после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Июня 2017 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
29 Мая 2016 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
07 Июня 2015 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Июня 2014 - Вера, действующая любовью Бога. 1-е воскресенье после Троицы (Пастор  Г. Азиков)
26 Июня 2011 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
06 Июня 2010 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Мая 2008 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)