МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
03 Июня 2018 года

1 вс после Дня Св.Троицы


Лк.12, 13-21
13. Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.
14. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?
15. При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.
16. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
17. и он рассуждал сам с собою: «что мне делать? некуда мне собрать плодов моих».
18. И сказал: «вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое,
19. и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись».
20. Но Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»
21. Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Советский период российской истории длился 70 лет. Довольно большой срок, в течение которого, с точки зрения научного и технического прогресса, было сделано немало полезного. Однако, технический прогресс, увы, не сопровождался моральным. Советской власти не удалось сделать самого главного - воспитать свободного человека. Да она была и не в состоянии этого сделать, потому что Россия как была монархией, так ей по сути и осталась. Соответственно, сохранилось разделение на господ и рабов или, точнее, на господ и холопов. Единственно только, что в результате революции место уничтоженной родовой аристократии заняли новые господа из тех же холопов. Соответственно, рабская, холопская психология осталась в полной силе. Именно она привела к тому, что когда существовавший строй рухнул, изо всех щелей полезли холопы, мечтавшие любой ценой прорваться из грязи да в князи. Внутренне свободный человек не будет заниматься воровством. Только рабы и холопы были в состоянии устроить ту вакханалию грабежа, которую мы имели возможность наблю-дать в эпоху Ельцина и которая в значительной мере продолжается и сегодня. Воровать и хапать где возможно и как возможно. И вот, в стране, в которой не то что богатых, но даже и особо состоятельных-то не было, вдруг появились не только миллионеры, но даже миллиардеры, за которыми тянутся другие, не столь изворотливые и проворные, но всё равно хватающие каждый в меру своих способностей. Суть даже не в количестве награбленного, а в принципе – набрать столько, чтобы вослед за персонажем услышанной сегодня притчи, можно было сказать: «…душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Хотя у меня есть сильные сомнения, что эти люди вообще способны покоиться, т.е. остановиться. Посмотрите на тех же миллиардеров - потребности человека, в сущности, не столь уж велики, так что нахапанных ими средств не проесть не только им, но даже их потомкам на несколько поколений, но нет, не останавливаются. Между тем Господь предупреждает: «Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от его имения». Истинно так. Снискавший широкую известность Березовский умер при весьма тёмных обстоятельствах, Ходорковский угодил за решётку – так что миллионы не страхуют от проблем. В Новосаратовке, где находится семинария ЭЛКРАС, в те годы, когда я там учился, стояло множество домов, которые скорее хоте-лось назвать «палатами», причём в разной степени недостроенности. Причём было видно, что строительство остановилось неожиданно. Они так и стояли, постепенно зарастая и разрушаясь. Вот уж поистине: «Безумный, в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?…». Всё может быть отнято неожиданно – и достояние и даже жизнь, так что, полагая, что имеешь всё, ты вдруг можешь остаться ни с чем и не при чём. Именно об этом напоминает услышанная сегодня притча Спасителя. А в ещё большей мере она напоминает о том, что стремление к накоплению материальных благ не имеет ничего общего с путём, по которому должны следовать Его ученики.

Господь сошёл в этот мир в т.ч. и для того, чтобы сделать Своих верных свободными – свободными от власти идолов мира сего, которым поклоняются неверующие и верующие формально. Поэтому человек, реально следующий путём Христа, свободен в том числе от преклонения перед земными сокровищами и от жажды к их собиранию. Он устремлён к иному: к служению Христу, к пребыванию в единстве со Христом. А при жизни со Христом и во Христе земные сокровища не нужны, потому что никак не помогут в обретении вечности. Соответственно, христианин стремится не к обогащению, а к исполнению своего предназначения. Господь даёт каждому какие-то дары, и эти дары надлежит использовать для служения на том месте, на которое Господу угодно тебя поставить. Как учил Мартин Лютер, любое честное призвание может и должно рассматриваться, как служение Богу и исполняться соответственно, т.е. наилучшим образом, с самоотдачей. Но позвольте? Если употреблять все силы на служение, не заботясь о материальных сущностях, то на что жить? Вот тут самое интерес-ное: тот, кто действительно доверяется Богу и служит в полную силу, получит то, в чём реально нуждается. Миллионов не будет, потому что на самом деле они не потребны, но по-настоящему потребное будет всегда. Соответственно, имея необходимое, человек может сосредоточиться на том, что по-настоящему важно, т.е. на собирании сокровищ нетленных, которые не будут разрушены смертью, но сохранят ценность и в вечности.

Однако, есть проблема. Ты хочешь жить, ориентируясь на нетленное и вечное, но кругом видишь нечто обратное, причём именно сие обратное пре-подносится, как то, что должно быть, как пример для подражания. Богатство, пусть даже наворованное, в почёте. Кем считают не добившихся житейского успеха? Лузерами, неудачниками. И относятся соответственно. А выносить такое отношение тяжко, неприятно. Возникает сильнейшее искушение принять мирские правила игры и пуститься в погоню за земной удачей. И вот тут очень важное значение приобретает услышанная сегодня причта, в особенности звучащее в ней предостережение: «Безумный, в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?…». Время проходит быстро. Любой день, любой час может стать последним, и, когда он настанет, вдруг окажется, что время безвозвратно упущено, растрачено на вторичное, а на главное его уже не осталось. И уже ничего не сделаешь, уже поздно. Поздно готовиться к экзамену, когда экзамен уже начался. Кто же в этом случае окажется лузером и неудачником? Ты. Потому что, сколько бы добра ты ни нажил на этой земле, тебе будет не с чем предстать перед Господом. Как уже было сказано, земное достояние не спасает ни от чего: ни от преследований, ни от тюрьмы, ни от болезней, ни тем более от смерти. Мне довелось однажды совершать погребение весьма состоятельного газпромовца – когда у него возникли проблемы со здо-ровьем, он уехал лечиться в Германию – там и умер. Все его деньги оказались неспособными его спасти. А роскошные памятники, которые сегодня столь популярны в определённых слоях, на самом деле никому не нужны – в первую очередь тем, кто под ними лежит. Их вполне можно рассматривать, как памятники духовному банкротству, о чём написано: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».

Внемлем голосу нашего вечного Пастыря, голосу Христа и откроем себя для Святого Духа, дабы стать действиельно свободными. В т.ч. свободными от власти тленных сокровищ, свободными от побуждающего стремиться к ним рабского духа, ибо так говорит Господь: «Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от его имения». Внемлем - и будем собирать сокровища нетленные, из коих первейшее – Христос в нас. Будем стремиться прежде всего к тому, чтобы быть со Христом, будем искать прежде всего Царства Божия и правды Господней. А то, что нужно для удовлетворения телесных потребностей, приложится. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

18 Июня 2017 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
29 Мая 2016 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
07 Июня 2015 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Июня 2014 - Вера, действующая любовью Бога. 1-е воскресенье после Троицы (Пастор  Г. Азиков)
02 Июня 2013 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Июня 2011 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
06 Июня 2010 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Мая 2008 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)