МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
06 Июня 2021 года

1 воскресенье после Дня Св.Троицы


2 Кор.8, 1-9
1 Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским,
2 ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия.
3 Ибо они доброхотны по силам и сверх сил - я свидетель:
4 они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым;
5 и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией;
6 поэтому мы просили Тита, чтобы он, как начал, так и окончил у вас и это доброе дело.
7 А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам,- так изобилуйте и сею добродетелью.
8 Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви.
9 Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.

Год Господень 1844-ый. Именно на этот год досужие толкователи пророчеств Книги Даниила назначили Второе Пришествие Спасителя. Множество людей, убеждённых в том, что дата вычислена правильно, продают имущество, дабы встретить Господа свободными от мирских пут. Кто имеет возможность, едет в Иерусалим, ибо именно там, на Святой Земле, Господь должен явиться прежде всего. Наступает назначенный срок. И что? И ничего. Ничего не происходит. Становится очевидным, что вычислители ошиблись, что дата Второго Пришествия столь же неясна, как и ранее. И вот тут начинаются большие проблемы. Ведь имущество-то продано. А как, и на что, и где жить дальше? Нечто сходное случилось в Иерусалиме. После проповеди ап.Петра там образовалась весьма значительная община. Если вы заглянете в Книгу Деяний, то увидите, что члены этой общины продавали своё имущество, отдавали деньги Апостолам, а те разделяли средства, исходя из необходимости. Почему люди поступали так? Потому что были уверены в скором Пришествии Христа. Ну, а дальше всё было плохо. Имущество продали, деньги проели, Христос не пришёл. Что в результате? Катастрофа. Именно поэтому Павел усердно занимается сбором средств для Иерусалимской общины. Обращаясь с этой нуждой к церкви в Коринфе, он рассказывает, как откликнулись на неё общины в Македонии. Они не были богатыми, скорее наоборот. Но это не помешало им стать активными жертвователями. Почему так получилось? Почему бедные люди охотно откликнулись на призыв Павла и, хотя сами пребывали в нужде, но отдали свои средства братьям в Иерусалиме? Они поступили так, потому что были истинными учениками Христа, для которых вера была не словесными заявлениями, а образом мышления и, соответственно, образом жизни. Эта ситуация побуждает нас задуматься о тех отношениях, которые должны быть в Божьем народе. Кто мы такие? – собрание индивидуумов, которые встречаются только во время мессы, а в остальное время не имеют друг к другу никакого интереса или нечто иное?

Павел называет Божьих верных братьями. В т.ч. с этого слова начинается сегодняшнее чтение из Второго послания к Коринфянам. Мы – братья и сёстры во Христе, мы дети одного Отца – Бога. Мы – Тело Христово. И если Св.Писание для нас не пустой звук, а руководство к действию, то мы не можем быть чужими друг для друга. Соответственно, нужды того или иного единоверца – достояние не только его, но и всех остальных. В этом мире есть общины, где сие именно так. Вот, например, живущие в Америке потомки меннонитов, называемые «омиши». Когда у кого-то из членов общины возникает нужда воздвигнуть дом или какое-то хозяйственное строение, приходят все мужчины и сообща строят потребное. Причём ни о каких деньгах речь не идёт, потому что всё основано на взаимном служении. Проблема одного есть проблема всей общины. Вот также было и с македонцами: будучи сами бедными, они, услышав о нуждах Иерусалимских братьев, послужили им как могли: «3 Ибо они доброхотны по силам и сверх сил - я свидетель». Почему они так поступили? Потому что переживали за нуждающихся братьев. Вот так и должно быть, если община является настоящей общиной Иисуса Христа, а не собранием случайных людей. В конкретно данном случае речь шла о денежных пожертвованиях, но ведь нужды могут быть самые разные. И нуждающимся зачастую потребны совсем не деньги, а участие, поддержка – вариантов может быть очень много. Но, каковы бы они ни были, главный принцип остаётся неизменным – нужда ближнего есть не только его нужда, но и моя тоже, поэтому решать проблему мы будем вместе.

Этот принцип отношений сегодняшняя, с позволения сказать, мораль, не признаёт. Мир, т.е. сообщество вне Христа, стремится утвердить совершенно иной принцип: «каждый за себя». Мир стремится загнать нас по индивидуальным норам. Когда большевизм встал на путь войны с Божьим народом, то одним из уголовно наказуемых деяний стало оказание Церковью помощи нуждающимся членам общин. Сейчас идёт более тонкая игра – воспитать в людях крайний индвидуализм, при котором что-то делать для ближнего можно, но не хочется, потому что он попросту безразличен. И вообще, зачем мне вникать в чьи-то проблемы, если своих хватает? Когда Павел был арестован и препровождался в Рим, один македонянин захотел сопутствовать ему. Но это было возможно сделать только одним образом и, чтобы быть с апостолом, сей достойный муж записал себя, как его раба. В современной системе мышления такое невозможно. Арестовали? Препровождают в Рим? Ну и пусть себе. Мне-то что до этого? Вот так и живём. Именно поэтому возможно то, что сейчас происходит в нашей державе – неугодных можно топтать как угодно, потому что все остальные будут молчать. А с чего им открывать рот? – ведь не их же топчут. Правда, результаты сего могут быть очень плохие. Наш единоверец, пастор Мартин Нимёллер, прошедший через ужас концлагеря, сказал: «Когда нацисты хватали коммунистов, я молчал: я не был коммунистом. Когда они сажали социал-демократов, я молчал: я не был социал-демократом. Когда они хватали членов профсоюза, я молчал: я не был членом профсоюза. Когда они пришли за мной — заступиться за меня было уже некому». Обмирщение проникает и в Церковь, в результате чего прихожане превращаются в захожан. Зашли, побыли и ушли. Общение с ближними вне сферы интересов, а их нужды тем более. Месса закончилась, можно шмыгнуть в свою нору и чувствовать себя замечательно. И всё хорошо. За одним исключением. Если ты не вникаешь в проблемы ближнего, то и в твои тоже вникать никто не будет. Между тем, если сегодня у тебя всё хорошо, то нет никакой гарантии в том, что завтра всё будет столь же замечательно. Каким же образом нам действовать?

Христианин называется христианином именно потому, что взирает на Иисуса Христа и следует за Ним. Павел пишет: «вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою». Господь пришёл к нам не для господства, а для служения, причём служил не только словом, но и делом. Чем были сотворённые Им чудеса? В первую очередь актами сострадания и помощи. Он сочувствовал людям в их нуждах и бедствиях и потому помогал тем, кто просил Его об этом. Т.е. служил им, хотя никакой выгоды от этого не получал. А Его главное служение закончилось Голгофой. Но, как сказано в Евангелии, Иисус «возлюбив Своих сущих в мире, явил делом, что до конца возлюбил их». Если таков путь Христа, то таким же должен быть и путь Его верных. Мы призваны не закрываться от ближних и их нужд, но знать их, сопереживать в них и делать то, что можем сделать. Как поступили верные македонских общин, о которых Павел написал для назидания коринфянам: «4 они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым; 5 и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 06.06.2021




Другие проповеди по этому же поводу:

02 Июня 2024 - 1 Воскресенье после дня св.Троицы (Пастор  Е. Романенко)
11 Июня 2023 - 1-е воскресенье после Троицы (Пастор  Е. Романенко)
19 Июня 2022 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
14 Июня 2020 - 1 воскресенье после дня Cв.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
23 Июня 2019 - Преходящие и вечные ценности (Пастор  Г. Азиков)
03 Июня 2018 - 1 вс после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Июня 2017 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
29 Мая 2016 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
07 Июня 2015 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Июня 2014 - Вера, действующая любовью Бога. 1-е воскресенье после Троицы (Пастор  Г. Азиков)
02 Июня 2013 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Июня 2011 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
06 Июня 2010 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Мая 2008 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)