МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
09 Октября 2011 года

16 воскресенье после Дня Св.Троицы


Ин.11, 1-3.17-27.38-45

Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра её. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отёрла ноги Его волосами своими. Сёстры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, придя, нашёл, что он уже четыре дня в гробе. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати; и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. Марфа, услышав, что идёт Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир. Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвёл очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идёт. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него.

Пасхальное богослужение начинается с провозглашения, содержащего в себе суть нашей веры – «Христос воскрес»! Христианство – это прежде всего вера в то, что Христос не остался во гробе. Апостол же Павел говорит: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша». Христос воскрес, явив нам прообраз нашего воскресения. Он дал нам многочисленные обетования о жизни вечной, наследниками которой являются все уверовавшие во имя Его. Тем не менее, несмотря на всё это, известие о кончине ближнего является для современного христианина оглушающим ударом, отключающим все мысли и чувства. Остаётся только звенящая пустота, в которой нет ни вопросов, ни ответов. Когда же этот ступор проходит, его сменяет горе. И если действие смерти таково сегодня, то каким было оно в I столетии, когда воскресение Христово ещё не совершилось? Благодаря возвещённому Господом через пророков, понятие о воскресении мёртвых уже существовало, но не отличалось отчётливостью, т.к. не получило завершающего откровения. Поэтому можно представить себе, в каких чувствах находились Марфа и Мария, утратившие родного брата. И вот, в этой атмосфере горя и отчаяния появляется Иисус. Появляется для того, чтобы совершить величайшее из чудес. К тому времени Он уже совершил немало поражающих воображение деяний, но, по сравнению с воскрешением Лазаря, все эти чудеса выглядят почти что естественными событиями. Исцеления совершаются не только чудесным, но и естественным образом. Умножение хлебов хотя и невероятно, но всё же оперирует с привычными, видимыми сущностями. Но в воскрешении Лазаря происходит преодоление непреодолимого. «Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи, уже смердит, ибо четыре дня, как он во гробе». Это однозначное свидетельство о том, что Лазарь пребывал не в коме и не в летаргическом сне. Он действительно умер, и процесс разложения, усиленный жарким климатом Палестины, шёл полным ходом. Что можно здесь изменить? На протяжении тысячелетий ответ был очевиден – ничего. Но для Бога нет ничего невозможного, и немыслимое совершается.

Моя бабушка была очевидицей поразительного случая. Девушка, жившая в том же доме, впала в летаргический сон и была сочтена умершей. Она очнулась в церкви во время похоронной службы. Когда она зашевелилась в гробу и села, присутствовавших охватил такой ужас, что все разбежались кто куда. Думаю, что свидетели воскрешения Лазаря пребывали в не меньшем ужасе, ибо увидели то, что не могло произойти, потому что не могло произойти никогда. Одно дело слышать пророчества о воскресении мёртвых в абстрактно-отдалённые времена, а другое дело самому увидеть, как это происходит. «Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон. И вышел умерший…». Я думаю, нам тоже станет не по себе, если мы попытаемся представить, как это происходило: фигуру Иисуса перед пещерой, властный голос, повелевающий Лазарю выйти, и повинующийся ему разлагающийся труп, возвращающийся к жизни. Причём это возвращение не превращает его в зомби, в жуткое подобие человека, не имеющее с человеком ничего общего. Лазарь - истинный человек, ставший полноценно живым. Не случайно впоследствии это чудо стало одной из причин триумфа Христа при Его входе в Иерусалим. И столь же не случайно Иоанн так подробно описывает это чудо. Он был при его совершении, Он был потрясён совершившимся, и он хочет, чтобы и мы увидели, как всё происходило. Он хочет и нас сделать свидетелями совершённого Христом; дабы мы уверовали в силу Спасителя, в истинность Его мессианства. Уверовали и обрели радостную уверенность в своём будущем. Почему радостную? Потому что, как уже было сказано в начале, смерть ужасает нас и сегодня. Но теперь мы знаем, что её власть не является непреодолимой. Бог произносит одно слово, и умерший становится живым. Христос воскрешает, Христос воскресает, Христос даёт обетование о воскресении. И посредством всего этого Он примиряет нас с неизбежностью кончины, избавляет от страха перед ней. Чего человек боится больше всего? Неизвестности. Самая скверная, но определившаяся ситуация переживается легче, чем ожидание в неизвестности. В смерти этой неизвестности больше нет. Современные люди усиленно бьются над решением вопроса, что происходит с человеком непосредственно после кончины. О жгучем интересе к проблеме свидетельствует колоссальный объём спекуляций на эту тему – том числе и в церковной среде. О чём это свидетельствует? О слабости веры. Для действительно верующего человека всё это не имеет никакого значения, потому что важно не промежуточное состояние, но конечный результат, а он как раз известен. А если известен конечный результат, то какая разница, каким именно путём мы к нему придём?

Смерть ближнего продолжает оставаться для нас источником тяжких переживаний, но они отличаются от переживаний неверующего, для которого смерть означает полный конец, полное и окончательное прекращение всяческого бытия. Для верующего смерть означает лишь расставание. Разумеется, расставание с близкими всегда печально. Я помню своего сокурсника по семинарии, который в первый вечер пребывания в ней рыдал взахлёб, потому что ранее никогда не расставался с домашними надолго. Что же тогда говорить о расставании на неопределённо долгий срок, да ещё без возможности общения? Это действительно очень тяжело, но для верующего не является непереносимым, потому что он знает о грядущей встрече. Знает и терпеливо ожидает дня, в который она совершится.

Смерть есть, но в то же время её нет, потому что Иисус преодолел её и обладает властью низвергнуть её. Поэтому вечность не за смертью, а за жизнью. Мир пытается убедить нас в обратном. Большевики не случайно с таким усердием истребляли всё, так или иначе связанное с верой. Причём самое страшное не то, что они истребляли видимую Церковь. Намного страшнее то, что они стремились уничтожить христианскую надежду, навязывая нам воинствующий материализм. То же самое происходит сегодня в Европе, где всеми правдами и неправдами стремятся дискредитировать христианство, разложить его изнутри, загнать в гетто. Для чего это делается? Для того, чтобы как можно прочнее привязать людей к видимой реальности, превратить их в рабов этой реальности, заставить безоговорочно подчиняться её законам или, точнее говоря, законам, установленным правящей на данной момент кликой в интересах той или иной социальной группы. Но мы отвергаем сие. Мы отвергаем абсолютность земной власти, мы отвергаем абсолютность установленных ею правил, ибо мы не принадлежим ей - мы принадлежим Христу. Мы принадлежим Христу, Который победил смерть, Который является её господином, и Который не оставит нас во гробе, но в день оный воскресит нас к новому бытию, к вечности, к Царству Божию! «Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 09.10.11




Другие проповеди по этому же поводу:

24 Сентября 2023 - 16 воскресенье после Торжества Пресв.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
02 Октября 2022 - 16 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
19 Сентября 2021 - 16 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
27 Сентября 2020 - 16 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
06 Октября 2019 - За всё Тебя, Господь, благодарю! (Пастор  Г. Азиков)
16 Сентября 2018 - 16 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
11 Сентября 2016 - 16 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
20 Сентября 2015 - Великое утешение. Проповедь на 16 воскресенье после Троицы (Пастор  Г. Азиков)
15 Сентября 2013 - Проповедь на 16 воскресенье после Троицы - Великое утешение (Пастор  Г. Азиков)
27 Сентября 2009 - 16 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
07 Сентября 2008 - 16 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)