МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
27 Сентября 2020 года

16 воскресенье после Дня Св.Троицы


Лк.7, 11-16
11 После сего Иисус пошёл в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.
12 Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.
13 Увидев её, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.
14 И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!
15 Мёртвый, поднявшись, сел и стал го-ворить; и отдал его Иисус матери его.
16 И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.

В этой жизни каждый человек сталкивается с разнообразными препятствиями, которые так или иначе преодолевает. У кого-то получается лучше, у кого-то хуже, но более-менее справляемся. Преодолеваем уныние, болезни, неурядицы, бедность и многое другое. Всё зависит от личных качеств: есть, например, люди, которые умеют пробивать дорогу даже там, где большинство пасует. Но есть в этом мире сущность, которую никакие качества преодолеть не помогут – смерть. Перед ней бессильно всё и все. Будь ты самый богатый человек мира, будь ты великий организатор, находящий выход из казалось бы совершенно невозможных ситуаций, перед лицом смерти ты ничем не будешь отличаться от самого бедного и самого ленивого. Ну, конечно, погребение богатого человека выглядит куда пышнее, чем погребение бедняка, но вся эта пышность лично для умершего не имеет никакого значения. Смерть есть непреодолимая сила, властвующая над миром со времени грехопадения. Но непреодолимой она является только для человека, а не для Бога. Именно об этом свидетельствует чудо воскрешения, совершённое Иисусом Христом. Евангелист Лука поведал нам, как однажды, подходя к городу, Господь увидел погребальную процессию совершенно ужасного свойства: вдова хоронила единственного сына. Сжалившись над несчастной женщиной, Иисус: «…подойдя, прикоснулся к одру; несшие его остановились, и Он сказал: юноша! Тебе говорю, встань! Мёртвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его». Вот так: совершается нечто не просто невероятное, но совершенно невозможное; при этом никаких мистических ритуалов, никаких многословных заклинаний на непонятном языке. «Встань» – и всё.

Господь творил много чудес: Он исцелял, изгонял злых духов, насыщал несколькими хлебами огромные толпы, но ни в одном из этих чудес Его Божественная сила не явилась столь зримо, с такой мощью, как при воскрешении сына вдовы. Потому что только Истинный Бог, являющийся творцом и подателем жизни, может отменить смерть. И, как и в других подобных случаях, соприкосновение с силой Бога вызывает у людей страх: «И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой». Воистину так: посетил. Посетил и явил делом, что в состоянии преодо-леть то, что для нас является непреодолимым и совершить то, что для нас абсолютно невозможно. Однако возникает почти что провокационный вопрос: ну хорошо, Иисус действительно воскресил юношу. А зачем? Ведь Он не сделал его бессмертным. Ну, пожил он потом сколько-то лет, однако в конце концов всё равно умер. Так о какой же преодолённости, о какой отмене смерти можно говорить? Тем более, что христиане умирают точно также, как и язычники. С особенной силой это явилось в последние месяцы - мы имели возможность ви-деть, как коронавирус косил священников и монашествующих точно так же, как и неверующих. Так где же преодолённость? И для чего вообще было нужно это воскрешение? Есть ли в нём какой-то иной смысл помимо утешения несчастной вдовы, потерявшей вместе с сыном последнюю опору в этой жизни?

Да, смысл есть. Иисус показывает, что для Него нет ничего невозможно-го. Он показывает, что в состоянии отменить смерть, т.е. жизнь находится в Его руках. Но почему же тогда Он сделал это только для сына вдовы, для дочери начальника синагоги потом ещё для Лазаря, т.е. всего для троих? Взял бы и от-менил смерть для всех. Причём не на какое-то время, а насовсем. Но зачем её отменять, если учесть, что этот мир не приспособлен для вечной жизни? У Свифта в «Путешествиях Гулливера» есть описание страны, где среди населения время от времени рождались бессмертные. Так вот, мало-помалу по мере старения они превращались в нечто весьма малопривлекательное. Т.е. бессмертие должно подразумевать сохранение здоровья и сил. Ну, а если такое вдруг бы случилось, то, при сохранении рождаемости, нам довольно быстро стало бы негде жить, потому что территория, которой располагает человечество, не так уж и велика. Видимый мир не приспособлен для вечной жизни, но для неё приспособлено совершенно иное место – Царство Божие, где смерть действительно отменена полностью и окончательно, потому что жизнь переходит в совершенно иное качество. Спасение для вечной жизни в Царстве Божием есть одна из существеннейших составляющих Благой Вести и Нового Завета. Поэтому зачем воскресение и бессмертие здесь? Оно состоится в другой реальности, причём куда более лучшей и совершенной, нежели нынешняя. И прообраз того, что должно произойти, явлен нам в Преображении и в воскресении Самого Иисуса. Но зачем тогда нужно было воскрешать сына вдовы? Ведь он и без того должен был воскреснуть в Последний День. На это можно ответить так. Во-первых, как уже было сказано, для утешения или, правильнее сказать, спасения его матери, а во-вторых для того, чтобы люди не сомневались в силе Господа, Который может отменить даже смерть. Не сомневались, веровали и обретали участие в благах Его Царства.

Что из всего этого следует? Что жизнь в этом мире не стоит того, чтобы уж очень сильно за неё цепляться. Собственно говоря, верующие и не цепляются. Это свойство людей, лишённых упования на Христа. Они стремятся любым способом закрепиться именно здесь, в видимом мире. Вспомните выражение, в сравнительно недавнем прошлом звучавшее весьма периодически: увековечи-вание памяти. Скончается какой-нибудь член Политбюро, так сразу начинается увековечивание, причём смотря по рангу: чьим-то именем назовут улицу, чьим-то проспект, а чьим-то и целый город. Помнится, когда в 1982 г. скончался Брежнев, началась какая-то вакханалия переименований с целью увековечива-ния. Или вот сходите на Новодевичье кладбище, полюбуйтесь на парад массивных каменных монументов. Какова их цель? Та же самая – во что бы то ни стало сохранить память о том или ином деятеле и тем самым как бы удержать его здесь. А в результате получается удручающее зрелище: тонны камня и полная безнадёжность, ибо среди всех выбитых на этих камнях слов и эпитафий нет ни слова о воскресении. Никакой перспективы, никакого будущего. Конец всего. Верующему же не нужны ни монументы, ни вообще вся эта недолговечная па-мять здесь. Зачем она, если Господь предлагает реальную полноценную жизнь в Своём Царстве? Зачем нужны каменные джунгли монументов, если в Царстве Божием нам уже не нужно будет никого помнить? - ведь там все верующие узрят друг друга лицом к лицу.

Иисус Христос не только наш Господь, но и Спаситель. На Голгофе Он принёс жертву за наши грехи, открыв нам путь в вечность. Сойдя в царство смерти, Он открыл людям путь к вратам Царства Бога. В этом источник великой надежды и утешения для Божьих верных, ибо мы знаем, что не оставлены Господом ни в жизни, ни в смерти. Он с нами, Он утешает и ободряет нас, Он являет Свою силу и творит великие чудеса. Когда же настанет время, Он совершит самое великое чудо – воскресит нас так же, как воскресил сына вдовы, но не для продолжения бытия в этом падшем мире, а для бытия в реальности Небесного Царства, которое, в отличие от нынешней реальности, свободно от зла и греха, которое не имеет границ. «И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой». Воистину так. Бог действительно посетил Свой народ. Но это не некое разовое действие, ибо Он и доныне пребывает среди Своих верных, призывая нас к свету Своего Царства, к свету новых небес и новой земли, которым не будет конца! Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

06 Октября 2019 - За всё Тебя, Господь, благодарю! (Пастор  Г. Азиков)
16 Сентября 2018 - 16 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
11 Сентября 2016 - 16 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
20 Сентября 2015 - Великое утешение. Проповедь на 16 воскресенье после Троицы (Пастор  Г. Азиков)
15 Сентября 2013 - Проповедь на 16 воскресенье после Троицы - Великое утешение (Пастор  Г. Азиков)
09 Октября 2011 - 16 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
27 Сентября 2009 - 16 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
07 Сентября 2008 - 16 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)