МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
06 Октября 2019 года

За всё Тебя, Господь, благодарю!


Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Аминь.

Дорогие Братья и Сестры.
Готовясь к сегодняшнему Богослужению и начиная, как обычно, знакомиться с предлагаемыми на этот день нынешнего Церковного года текстами из священного Писания, мне пришлось выбирать (при составлении Распорядка) какой традиции лютеранства придерживаться: финской или немецкой?

Финская церковь, к которой мы после известных вам событий примкнули. ставит во главу угла богослужения на 16 воскресенье после Троицы тему: "Иисус Христос даёт нам жизнь". А немецкая традиция делает упор на теме: "Праздник Урожая". Что же выбрать?? И тогда мне вспомнилось, что наш великий Реформатор Мартин Лютер мечтал, чтобы конец жизни застал его не где ни будь, а сажающим очередное дерево в своём саду! Сажать - чтобы, (если уже не он сам), кто то смог насладиться плодами с этого дерева. Ведь Лютер был не только монахом, не только богословом, пастором, епископом, непримиримым борцом за правильную проповедь истинного Слова Божия и преподание Святых Таинств, но, при этом, и заядлым садовником, завсегдатаем выставок семян и саженцев, другом всех придворных садовников! Он был человеком понимавшим и ценившим радости жизни! Поэтому ему был хорошо знаком и близок день, когда любой земледелец, садовод или просто человек. имеющий крошечный садик. с гордостью и и чувством удовлетворения смотрит на плоды своего труда и может делать заметки на следующий сезон. Труды позади. А теперь - праздник Урожая! Теперь можно варить пиво из свежесобранных благоухающих шишек хмеля или пробовать молодое вино из выращенного и выжатого им самим винограда или варить превосходный сидр или кальвадос из яблок, истекающих спелым соком! Но может случиться и так, что он будет смотреть с ужасом на урожай, уместившийся всего в несколько полупустых корзин и понимать, что может не пережить предстоящую зиму, а летние труды и затраты себя не окупили... Для Мартина Лютера каждое посаженное им дерево и куст были реальным следованием и исполнением завета Бога Творца, переданного Им человечеству через нашего праотца Адама: обладать и властвовать над землёй (Быт. 1,28) и возделывать её, как Эдемский сад (Быт. 2,15). Своим примером Мартин Лютер даёт указание и всем нам - лютеранским пасторам - при осуществлении нашего служения не забывать, что все мы остаёмся при этом простыми людьми Земли. Итак выбор темы и порядка Богослужения был сделан!

Дорогая Община,
Мы с вами давно уже живём соблюдая праздники, отмечаемые в определённые дни Церковного календаря: Рождество, Пасху, Троицу, Пятидесятницу. Но есть один праздник, который занимает особое место, который не привязан к определённому воскресенью календаря. Тем не менее у него есть своё законное место, как в христианском, религиозном распорядке года, так и в привычном нам астрономическом календаре, отмечающим четыре времени года. Он носит название -"Праздник благодарения за Урожай" и отмечается в ближайшее воскресенье после "Дня святого архангела Михаила и всех ангелов", выпадающего на 29 сентября. А так случилось как раз в прошлое воскресенье. Осень... Какое же это благодатное время! Корзины плодов, ящики овощей, пышные букеты цветов - вызывают законную гордость тружеников. Позади остались тяжёлый труд, дни внезапного отчаяния от непредсказуемых капризов природы, борьба с вредителями... В поте лица человек ест хлеб свой! (Быт.Быт.3,19). И вот, наконец, наступают дни радости! Так происходило с незапамятных времен А с теологической точки зрения мы относим этот праздник к первому Артикулу нашего Символа Веры, к порядку творения, о котором мы читаем с первых строк Библии: семь дней сотворения мира (Быт.1; 2), четыре времени года и сопутствующим им сеянии и жатве (весна, осень), холоде и зное (зима - лето) (Быт.8,22). Каждые три месяца с давних времён, люди отмечают "квартальные праздники ": праздник прихода весны и праздник жатвы, дни летнего и зимнего солнцеворота. А народ Божий связывает с этими "природными" праздниками также и дни покаяния и молитвы. В эти дни, размышляя и сравнивая обетования Божии и наше сегодняшнее состояние Души и Духа мы, особенно ощущаем моменты, когда по глупости и неоправданной гордости отдалились от Небесного Отца, от выполнения Его заповедей. Поэтому, в раскаянии, так горячо просим о прощении грехов и благословении на будущее. И сегодня, в этот праздник Урожая, мы будем благодарить Бога не только за плоды полей и садов, не только за наше здоровье, наше жилище, за всё обретённое имущество, но и молиться о прощении наших грехов. Однако, Братья и Сестры, я спрашиваю вас: не забываем ли мы, за земными радостями и повседневными заботами, о не заслужено дарованных нам Духовных дарах и обещанном Царстве Небесном, Божьем?! Помним ли мы так же о других людях, которым нам надо нести Слово Божье - Евангелие - и разделять с ними все полученные свыше Дары и благословения?
И самое главное: осознаём ли, что всё вокруг нас (и в том числе мы сами) - творения Божии?
Услышим же Слово Божие из Псалма 103 (Псалом Давида о сотворении мира):
"1. Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик. Ты облечён славою и величием;
2. Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатёр;
3. устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоей колесницею, шествуешь на крыльях ветра.
5. ты поставил землю на твёрдых основах: не поколеблется она во веки и веки.
20. Ты простираешь тьму и бывает ночь.....
22. Восходит солнце.....
23. выходит человек на дело своё и на работу свою до вечера.
24. Как многочисленны дела Твои, Господи! Всё сделал Ты премудро: земля полна произведений Твоих.
27. Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в своё время.
28. Даёшь им - принимают, отверзаешь руку Твою - насыщаются благом;
29. сокроешь лицо Твоё - мятутся, отнимешь дух их - умирают и в персть свою возвращаются;
31. Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!
33. Буду петь Господу вовсю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь.
34. Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселится о Господе.
35. Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благо- слови, душа моя, Господа! Аллилуйя!
Да благословит Господь это Слово, услышанное нами. Аминь.

Дорогая Община.
Если вы прочтёте текст этого Псалма полностью, то увидите, что псалмопевец Давид опирается на первую главу Книги Бытия, которая, описывая Дни сотворения нашего мира и нас самих, удивительным образом показывает величайшую мудрость Всевышнего, проявленной Им хотя бы в последовательности дел для каждого из семи дней. Бог - сотворил гармонию! "И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма." (Быт. 1,31)! А для самого Давида этот псалом, в котором он обращается к своей душе, звучит как самоутверждение в понятии о роли, месте и связи человека с Богом!
Братья и Сестры, возможно вы видели рисунок, где на белом листе нет ничего, кроме открытых ладоней человеческих рук?! Открытая рука символизирует Божью ЛЮБОВЬ, щедро одаривающей нас Божьей милостью. Такую мысль проводил Мартин Лютер, когда оканчивал пояснение к первому Артикулу Символа веры: "За всё это я обязан благодарить и прославлять Бога, служить и повиноваться Ему". Но разве можем мы считать все эти щедрые дары Божьи нашей личной, неделимой собственностью? Конечно нет! Нас щедро (и не по нашим крошечным заслугам) одаривают и мы, в свою очередь должны так же щедро и с благодарностью Господу делиться ими с другими людьми. Но разве, когда мы видим ветки, гнущиеся под тяжестью созревших плодов, горы зёрен пшеницы, ржи, кукурузы и другие признаки богатого урожая, не возникает ли порой и в нас мысль "построить новые хранилища" для этого свалившегося на нас богатства и, пользуясь им только на свои личные нужды, беспечно пожить в "своё удовольствие", как тому безумному богачу из притчи (Лк.12,16-21)? К счастью, нам известен результат такого желания. Казалось бы, когда у нас много всего в достатке, то мы можем легче поделиться и с другими, оказать им помощь... Однако, наша жизнь показывает обратное. И пример этому те просьбы помощи детям, на которые откликаются, как правило, малоимущие люди, а не государство и не сверх богачи.... Но вот наступает неблагоприятный год, как к примеру этот..... Теперь перед нами самими стоит вопрос выживания. Казалось бы - о какой помощи другим, часто незнакомым людям, может идти речь?!? Но разве не найдётся у нас хотя бы стакан воды или душевное слово для этого жаждущего "ближнего нашего"? Разве мы не сможем выделить несколько минут из нашего личного времени, чтобы навестить больного или нашего прихожанин, которого не видим уже долгое время на служении? А ведь именно о таком выражении помощи говорит Господь Иисус (Мф.25,34-40): "то, что вы сделали одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне"! Приходится, к сожалению, констатировать: бедные люди полнее воспринимают милосердие Божие и сами готовы помогать и жертвовать, как та вдова, принесшая в дар последние две лепты, всё своё богатство (Мк.12,42). А вот богачам, озабоченным своей наживой, приходится напоминать: "безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?". Мы всегда должны быть благодарны Господу за всё, что нам дано и помнить о примере Лазаря и богача (Л.16,19-31), их жизни на земле и что случилось потом. А ведь жизнь человека, наша с вами жизнь, ограничена и не предсказуема... И "кто знает число дней своих?"! Дорогие Братья и Сестры, языческий обряд возложения даров на алтарь перешёл и в христианские Церкви. В наших Лютеранских общинах также в Праздник Урожая алтарь украшался и украшается плодами земли и садов, которые приносили с собой благодарные прихожане, чтобы возблагодарить Бога за все Его дары. Независимо - скудным или щедрым был урожай. По окончанию службы всё это распределялось между нуждающимися и неимущими. До сравнительно недавнего времени было так и в нашей Московской Общине св. Петра и Павла. К глубокому огорчению, (хотя я понимаю и учитываю сложившуюся ситуацию), с каждым годом мы всё меньше придерживаемся этой прекрасной традиции. Но разве наше нынешнее положение - это повод затянуть скорбную песню?? С помощью Господа, чудо можно совершать и малым. Вспомните: чем были насыщены 5 тысяч и 4 тысячи голодных, да так, что ещё оставались корзины с хлебом и рыбой? Вспомните рыцаря Мартина, поделившегося в зимнюю стужу с нищим половиной своего плаща! Вспомните Франциска Ассизского, делившегося с другими всем, что имел.....

Братья и Сестры.
Поблагодарим Господа, что Он хранит нашу Общин и в этом году Он пополнил её новыми участниками. Мы так же благодарим Его, что он дал нам счастье прожить какое-то время рядом с нашими братьями, которых Он призвал к Себе в этом году. Мы Благодарим Бога, что имеем возможность собираться, проводить богослужения на своём родном языке, сохраняя верность нашему Лютеранскому Вероисповеданию!

Мы - Лютеране! И поэтому меня охватило чувство гордости, когда я "набрёл" в Интернете на стихи неизвестного автора:
"Я устремляюсь в Лютеранство,
где Бах звучит через века,
ведь там - души моей богатство!
И добегу, наверняка....
Я устремляюсь в Лютеранство,
где только верою одной,
через Священное Писание,
спасусь мятежную душой.
Я устремляюсь в Лютеранство,
где встречу Братьев и Сестёр,
где "Аллилуйя - Богу слава!"
поёт воскресный чудный хор.
Я устремляюсь в Лютеранство,
где немец, русский и прибалт
у Алтаря перед Причастием,
за руки взявшись, вкруг стоят.
Я устремляюсь в Лютеранство,
где шпиль Собора в небесах!
Я устремляюсь в Лютеранство,
где Лютер с Библией в руках!

Господи! Прости наши грехи и помилуй нас, грешных! Прими благодарность наших сердец, укрепи Веру нашу, благослови нас и позволь следовать и дальше за Тобою!

С праздником, Братья и Сестры! С Праздником лютеране всех Церквей!
Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

16 Сентября 2018 - 16 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
11 Сентября 2016 - 16 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
20 Сентября 2015 - Великое утешение. Проповедь на 16 воскресенье после Троицы (Пастор  Г. Азиков)
15 Сентября 2013 - Проповедь на 16 воскресенье после Троицы - Великое утешение (Пастор  Г. Азиков)
09 Октября 2011 - 16 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
27 Сентября 2009 - 16 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
07 Сентября 2008 - 16 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)