МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
19 Сентября 2021 года

16 воскресенье после Дня Св.Троицы


2 Кор.4, 6-14
6 Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.
8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся;
9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.
10 Всегда носим в теле мёртвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.
11 Ибо мы живые непрестанно предаёмся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей,
12 так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.
13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим,
14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.

Жизнь христиан апостольского времени никак нельзя назвать лёгкой. С ними происходило именно то самое, о чём сказал Апостол Павел в услышанных сегодня словах из Второго Послания к Коринфянам. Они были притесняемы, гонимы, низлагаемы, пребывали в отчаянных обстоятельствах. Причём во времена Павла ситуация была ещё даже не самой плохой – в последующие годы всё стало намного хуже. Впрочем, принимая во внимание отношение к самому Христу, ничего удивительного тут нет. Тем более, что Господь ясно сказал: если гонят Меня, то будут гнать и вас. Удивительно другое: наши предшественники не стремились избежать выпадавших на их долю тягот. Они не прятались, не скрывали своей веры, они продолжали активно благовествовать. Даже более того. Они не пытались избегнуть смерти, хотя бы даже такая возможность была. Вот, например, св.Поликарп, епископ Смирнский. Его предупредили о готовящемся аресте и предоставили возможность бежать. Св.Поликрап не воспользовался предупреждением, был арестован и через какое-то время казнён, хотя мог остаться живым и на свободе. Не надо думать, что он был исключением. В те времена церковных зданий не было, общины собирались то в частных домах, то в катакомбах, то на кладбищах. Так что немного конспирации – и всё было бы нормально. Но именно конспирации и не было. Люди не только не скрываются, но ещё то и дело ведут себя так, как будто напрашиваются на неприятности. А теперь самое интересное: Павел пишет о бедствиях, поражающих учеников, но в то же время он говорит о том, что эти бедствия как будто не оказывают на верующих никакого действия. «8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; 9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем». В сегодняшней Белоруссии очень много людей, желающих сокрушения воцарившейся в стране кровавой диктатуры, но они не выходят на открытые акции протеста. Почему? Потому что боятся. И удивляться этому не приходится. Избиения, массовые аресты, репрессии, при которых не знаешь, будешь ты завтра на свободе или в тюрьме, способны напугать кого угодно. Но почему тогда не боялись христиане? Что давало им силу, превышающую силу страха? Что давало им силы не бояться смерти? И не только тогда, но и в наши дни. Не далее, как в 1996 г. оказавшийся в чеченском плену солдат Евгений Родионов отказался снять крест и перейти в ислам, после чего был обезглавлен. А ему было всего лишь 19 лет… Что дало ему силы сделать столь страшный выбор? Ответ находим в словах св.Павла: «я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим, 14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами».

Представьте себе ситуацию: в течение многих лет человек живёт в бедности и вдруг приходит верное известие о том, что должен получить сумму, достаточную для того, чтобы его проблемы кончились. Так вот, даже в том случае, если какое-то время до получения означенной суммы ему придётся жить в прежней бедности, он уже не будет жить так, как раньше. Не будет, потому что его взгляд на мир изменится. Всё, видимое сегодня, он будет видеть с позиций завтрашнего дня, с позиций грядущего достатка. Он будет воспринимать настоящее через будущее. Нечто в этом роде происходит с христианами, поверившими Богу, который во ипостаси Иисуса Христа открыл перед ними не просто вечность, но вечность блаженную. А если смерти нет, если впереди ждёт свет Божьего Царства, то какое, в сущности, значение имеет настоящее? Обрушившиеся на Божий народ гонения и репрессии были безусловным злом, но ведь они были не навсегда. А на смену им шло нечто совершенно иное. Вот почему Апостол написал: «8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; 9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем». Свет грядущего Царства, его предвкушение даёт верующим для сопротивления неблагоприятным обстоятельствам, для непрогибания перед ними. Примеров тому в истории Церкви во все времена было и есть предостаточно. Ни один человек, ни одна партия не могут дать такой перспективы. Даже не потому, что их деятельность, мягко говоря, сомнительна. Есть и вполне честные люди, искренне желающие общественного блага и пытающиеся что-то сделать на этом поприще. Но они не в состоянии выполнить щедро раздаваемые обещания, ибо вследствие своей греховности человек портит самые благие начинания, так что в конце концов таковые превращаются в издевательство. В отличие от людей, Бог в состоянии исполнить то, что обещает. Даже если эти обещания представляются совершенно невероятными. И исполнит непременно, если Его верные останутся верными. Проблема однако в том, что сохранить верность совсем не так просто, как кажется - дьявол и мир прилагают немало сил для того, чтобы отвратить Господних учеников от своего Учителя. Ради чего? Ради того, чтобы подчинить себе. Ради этого нас стремятся убедить в несостоятельности, а то и ложности Господних обетований. Дьявол и мир хотят ввергнуть нас в пучину страха; они хотят, чтобы мы, не видя никаких перспектив, стали бояться внешних обстоятельств, сидели тихо и во всём повиновались так называемым «сильным мира сего». В этих обстоятельствах задача Божьих верных, в том числе и всех нас – не дать врагам добиться такого результата. А для этого мы должны постоянно укрепляться в доверии Богу. Каким образом? Через чтение Писания, посредством которого Бог говорит с нами; через молитву, посредством которой говорим с Богом; через участие в мессе, собрании верных, которому даны особые благословения; и, наконец, в Св.Причащении, в котором воссоединяемся со Христом. Нам следует всячески укреплять общение с Богом, связь с Ним, потому что своими силами нам не выстоять никогда. Но сила Бога в нас может совершить то, на что мы сами никогда не будем способны. Свет Царства, свет будущего реально изменяет открывшегося его действию, действию Святого Духа. Поэтому будем изо всех сил держаться за Бога, за крест Христа, потому что в них залог нашего будущего, источник нашей уверенности в грядущем, озаряющим и изменяющим настоящее.

«8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; 9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем». Так жили наши братья апостольского времени, так жил сам Апостол Павел, так жили истинные христиане во все времена, так нужно жить и сегодня, потому что обетования Бога непреложны. Свет вечности, открытой нам Христом, по-прежнему сияет впереди, и мы идём к нему сквозь все испытания и искушения, дабы обрести окончательное участие в обещанном Господом, о чём напоминает нам Апостол Павел:«Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 19.09.2021




Другие проповеди по этому же поводу:

27 Сентября 2020 - 16 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
06 Октября 2019 - За всё Тебя, Господь, благодарю! (Пастор  Г. Азиков)
16 Сентября 2018 - 16 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
11 Сентября 2016 - 16 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
20 Сентября 2015 - Великое утешение. Проповедь на 16 воскресенье после Троицы (Пастор  Г. Азиков)
15 Сентября 2013 - Проповедь на 16 воскресенье после Троицы - Великое утешение (Пастор  Г. Азиков)
09 Октября 2011 - 16 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
27 Сентября 2009 - 16 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
07 Сентября 2008 - 16 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)