МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
01 Января 2012 года

1 воскресенье после Рождества


Иак.4, 13-16

Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживём там один год, и будем торговать и получать прибыль», вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь наша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», вы, по своей надменности тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло. Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.

Не так уж часто случается, что 1 января приходится на воскресенье. Однако, как хорошо, когда Новый год можно начать именно Днём Господним, богослужением, приобщением св.Тайн. Как хорошо, что мы можем начать Новый год с испрашивания благословения на предстоящее нам время. Предстоящее, оно же будущее – то, которое ещё только будет и в силу этого покрыто мраком неизвестности. Однако, так ли уж покрыто? Как показывает практика, о своём будущем мы знаем довольно много. И не потому, что регулярно обращаемся к гадалкам или, что ещё гаже, к гороскопам, но потому, что составляем всевозможные планы. После того, как они составлены, будущее вовсе не выглядит неопределённым. Есть ли что-нибудь плохое в попытке как-то упорядочить своё будущее? В самой попытке нет. И если бы наши планы ограничивались только предположениями, ничего плохого в них не было бы. Плохое начинается тогда, когда посредством планирования грядущему сообщается некая непреложность совершения. Запланированное событие рассматривается, как почти состоявшееся. Оно непременно должно произойти, о чём и сказано у Иакова: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживём там один год, и будем торговать и получать прибыль». Чем же плоха такая уверенность? Тем, что она не учитывает мнения Бога.

Мир создан Богом, мир принадлежит Богу, и последнее слово в истории всегда принадлежит Богу. Мы можем планировать что угодно и как угодно, но Бог всегда может вмешаться в эти планы и либо внести в них существенные коррективы, либо вообще отменить. Именно поэтому уверенность в своих будущих деяниях является злом и тщеславием - именно такое определение даёт ап.Иаков. Верующий, т.е. доверяющий Богу и полагающийся на Него должен говорить иначе: «Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое». Когда Апостолы выбирали человека на место Иуды, но, выбрав двух наиболее подходящих кандидатов, не стали устраивать голосование, а, предварительно помолившись, кинули жребий. Точно таким же образом на Поместном соборе РПЦ 1917-го года был избран патриарх Тихон. Имена трёх кандидатов находились в ларце, из которого, после соответствующей молитвы, слепой старец, известный своим благочестием, достал одно. Как это не похоже на современную практику выборов! Но обычные выборы в наше время являются по сути глубоко безбожными. Причём от того, что этой системой пользуется и Церковь, менее безбожными они не становятся. Они безбожны, потому что в них нет места для Бога. А вот Апостолы и избиравший Тихона Поместный собор поступили совершенно правильно: последнее и решающее слово они оставили Богу, они дали Ему возможность явить Свою волю. Таков путь действительно верующего. Вот почему христианин не должен заниматься жёстким планированием или придавать своим планам абсолютность.

Верующий во Христа призван творить не свою волю, а волю Божию. Если так, то откуда может взяться уверенность в своих планах? Или ты так уверен, что твои планы совпадают с волей Творца? Ты хочешь поехать на юг, а Богу угодно послать тебя на север – как разрешить сие противоречие? Если человек действительно доверяет Богу, то, разумеется, примет Божий план. Однако, в христианстве имеет значение не только действие, но и намерение, помышление. Твой план разошёлся с планом Бога, и ты принял план Бога. Но каким образом ты его принял? Можно досадовать на нарушение своих планов и принять волю Божию со скрежетом зубовным, а можно принять её с радостью. Книга Деяний Апостолов поведала нам о том, как св. Павел хотел идти в Асию и Вифинию, но Бог не попустил ему пойти туда, ибо собирался отправить его в Македонию. Апостол принял волю Божию именно так, как её надлежало принять, ибо для него свои планы по сравнению с Божьими не имели никакого значения. В состоянии ли мы поступить так, как Павел? И вообще, строить нам планы или нет? Мы можем предполагать какие-то действия, но не придавать им большого значения. Христианин не принадлежит себе, он принадлежит Богу, поэтому значение могут иметь только Божьи планы. И мы должны быть готовы в любой момент принять эти планы к исполнению. Причём не с досадой, но с радостью – так, как принимал их св.Павел.

И ещё одна мысль. Когда человек строит свои планы, а потом стремится к их осуществлению, он забывает о текущем моменте. Таковой рассматривается просто как ступень к осуществлению желаемого. Устремлённость в будущее побуждает к пренебрежению настоящим. А когда человек пренебрегает настоящим, он становится неспособным видеть знаки, которые Господь расставляет на его пути. Неспособность же видеть знаки Господа может привести к весьма прискорбным последствиям. В жизни христианина важен каждый день, потому что в каждый день бытия мы служим Богу. Именно поэтому достаточно для каждого дня своей заботы. В каждый день бытия мы должны, не строя никаких особенных планов, делать своё дело, исполнять своё служение и быть готовыми пойти туда, куда Богу будет угодно нас послать – в том числе быть готовыми оставить этот мир и идти к Богу. Тому, кто живёт так, жить намного проще, нежели тому, живёт иначе. Ибо у того, кто полагает, что достаточно для каждого дня своей заботы, в душе намного больше мира. Большинство живёт иначе, но это не основание для нас идти его путём – путём постоянного напряжения и стрессов. Мы призваны к миру, поэтому пребудем в Господе, Который является его источником и подателем.

Утро 1 января всегда бывает очень тихим и спокойным. Быть может, это единственное утро в году, когда в нашем городе воцаряются тишина и покой, когда никто никуда не торопится. Пусть же сии покой и тишина пребудут в наших душах как во все дни предстоящего года, так и во все дни нашей жизни на этой земле. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 01.01.12




Другие проповеди по этому же поводу:

27 Декабря 2020 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
29 Декабря 2019 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
30 Декабря 2018 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
31 Декабря 2017 - Канун Нового года (Пастор  Д. Лотов)
01 Января 2017 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
27 Декабря 2015 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
28 Декабря 2014 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
29 Декабря 2013 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
30 Декабря 2012 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)