МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
29 Декабря 2019 года

1 воскресенье после Рождества


Лк.2, 25-40
25 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нём.
26 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.
27 И пришёл он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,
28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:
29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
30 ибо видели очи мои спасение Твоё,
31 которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
32 свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
33 Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нём.
34 И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий,-
35 и Тебе Самой оружие пройдёт душу,- да откроются помышления многих сердец.
36 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,
37 вдова лет восьмидесяти четырёх, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.
38 И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.
39 И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.
40 Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нём.

Мы уже не один раз говорили о сути мессианских ожиданий еврейского народа и о той надежде, которая одушевляла народ ко времени Пришествия Иисуса Христа. Именно она звучит в вопросе, заданному апостолами Господу перед Его Вознесением: «Не в сие ли время, Господи, восставляешь царство Израилю?». Не подлежит сомнению, что если бы Мессия явился именно таким, каким его ожидали, т.е. в виде облечённого Божественной мощью победоносного вождя, то все израильтяне поднялись бы как один человек, дабы последовать за ним на священную войну. Но в том-то и дело, что Мессия пришёл в совершенно ином качестве, для достижения совершенно других целей. И вот, получается, что люди, уверовавшие в Иисуса, как в Мессию, ожидали от Него совершенно определённых деяний, но ожидаемого не видели и потому, начиная с какого-то момента начали чувствовать себя обманутыми. Не случайно даже Иоанн Креститель, когда ему рассказали о деяниях Христа, послал учеников задать Ему совершенно прямой вопрос: «Ты ли тот, кто должен придти или ждать нам другого?». Даже Иоанн… Что же тогда говорить об обычных людях?... Именно поэтому старец Симеон, о котором мы читали сегодня в Святом Евангелии, увидев Иисуса, с одной стороны однозначно говорит о Нём, как о Мессии, а с другой предсказывает: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий». Что означают пререкания, когда они начинаются? Когда нет единства мнений. То, что мы познаём из евангелий, показывает, что единства не было даже во время земного служения Христа – не случайно часть учеников просто покинула Его, а Иуда решился на предательство.

Теперь поразмыслим вот о чём. В эти дни бṓльшая часть Христианского мира празднует Рождество, причём дух этого празднования примерно один и тот же, вне зависимости от того, Кафедральный это собор или вот такой скромный зал, как у нас. Во всех приходах ощущается нечто благостное, исполненное радости, т.е. этакое приятное единодушие. Но вот вопрос: каковы причины сего единодушия? Чему мы радуемся? – тому, что Спаситель пришёл в мир. Причём это радость не о некоем историческом событии, отделённом от нас двумя тысячелетиями, а о том, что продолжается и сегодня, потому что Господь и сегодня пребывает среди Своего народа, а мы по мере своих слабых сил и с Его помощью следуем за Ним. Но почему следуем?

Если помните, в первое воскресенье Адвента мы говорили о том, что люди, устроившие Иисусу триумфальную встречу во время Его Входа в Иерусалим, следовали за Ним и радовались Ему по совершенно разным причинам. В значительной степени мы очень похожи на этих людей, потому что зачастую следуем за Господом также по причине ожидания от Него совершенно не того, что Он принёс нам. Т.е. ожидания не столько духовных, сколько каких-то мирских благ. Не обязательно в виде каких-то предметов, но ситуаций. Чтобы не впадать в это заблуждение, нужно помнить, что вхождение в Божий народ открывает доступ не к мирским благам, а к Богу и к вечности, к Святому Духу и Его дарам, Его действию, преображающему душу. Иисус пришёл ради того, чтобы примирить людей с Богом, ради того, чтобы посредством внутреннего преображения они стали пригодными для Царствия Божия – именно ради этого, а не для чего-то другого. И вот тут, как справедливо сказал старец Симеон, тут обретается источник пререканий, противоречий. Вот например: мы уже 8 лет обретаемся в съёмных залах. Сам этот факт является источником пререканий – мы блюдём верность Господу, а Он нам никак постоянного помещения не даст. Есть люди, которые именно по этой причине отпали. А между тем Слово и Таинство что здесь, что в супер-историческом здании, одни и те же. И действие Господней благодати что здесь, что там, совершенно одинаковое. Но вместо благодарности за то, что Он даёт нам, недовольство. Но это так, частный случай. Главное, что Иисус как был предметом пререканий, так и остался. А почему? Потому что люди, не вполне понимающие сущности служения Христа, смысла Его Пришествия, пытаются подменить истину своими представлениями о таковой. В результате не происходит ничего хорошего. Начинаются те самые пререкания, о которых говорил ещё Симеон. Результат таковых очень хорошо выражен аллегорической картиной «Христос смотрит на людей, убитых во имя Его». И нельзя сказать, что к настоящему времени что-то сильно изменилось. На кострах вроде бы никого не сжигают, но кто знает, что было бы при наличии дозволенной свободы действий. Помнится однажды, ещё на Старосадском, пришёл человек из телефонной компании – нужно было подписать какой-то договор с администрацией. Когда выяснилось, что нужно войти в собор, он прямо-таки весь затрясся и сказал, что он, как православный, туда войти не может. И представьте, так и не вошёл. Звучит как анекдот, но на самом деле это трагедия, потому что за всеми пререканиями, войной человеческих мнений и интерпретаций упускается возможность для постижения истины, теряется то главное, ради чего пришёл Иисус. Так что же делать?

Т.к. благодаря Св.Писанию мы знаем, ради чего пришёл Господь, ради чего Он создал Свой новый избранный народ, то нужно сосредоточиться именно на этом, т.е. на основополагающих духовных сущностях – примирение с Богом через покаяние и прощение грехов; даруемое Им во Христе и через Христа оправдание, спасение; возможность пребывания в единстве с Богом. Я – грешник, непригодный для вечности, для участия в Царстве; Иисус даёт мне возможность измениться – для этого нужно действие Св.Духа, для действия Св.Духа нужно довериться Богу и сосредоточиться на духовном росте. Вот это главное. Все традиции, обычаи и обряды имеют к этим главным сущностям лишь опосредованное отношение; они глубоко вторичны, поэтому не стоят того, чтобы на них сосредотачиваться. У нас так, у других иначе – вхождение в Царство Божие от этого не зависит. Что же до материальных благ, то таковые к наследованию Царства Божия вообще не имеют никакого отношения, поэтому не стоит их и искать. Равным образом не нужно рассматривать веру, как некие «скрепы», выражение национальной идентичности или тем паче культурной традиции – в Царстве Божием всё сие опять-таки не имеет никакого значения. Примирение с Богом, единство с Богом – вот на чём нужно сосредотачиваться в первую очередь. И если эта тема главная, то и относиться к ней надо соответственно, а не решать вопросы духовные исключительно в свободное от работы время. А то получается, что если свободного времени мало, то отношения с Богом сходят на нет. Разумеется, это не значит, что нужно запираться от всего и от всех и не видеть ничего кроме Писания. Бог поместил нас в прекрасный мир и глупо от него закрываться. Но в то же время нельзя попускать, чтобы главное было вытеснено второстепенным. Что же до материальных благ, то помните, что Бог даёт своим верным то, что им реально нужно, но без излишеств – как раз для того, чтобы не отвлекать внимание от главных сущностей. За это мы должны быть благодарными Ему, не впадать в пререкания, смотреть не столько под ноги, сколько в небеса и во все дни жизни памятовать слова Господа: ищите прежде Царства Божия и правды Его, а остальное приложится вам. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 29.12.2019




Другие проповеди по этому же поводу:

30 Декабря 2018 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
31 Декабря 2017 - Канун Нового года (Пастор  Д. Лотов)
01 Января 2017 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
27 Декабря 2015 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
28 Декабря 2014 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
29 Декабря 2013 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
30 Декабря 2012 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
01 Января 2012 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)