МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
29 Декабря 2013 года

1 воскресенье после Рождества


Евр.13, 8-9

Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.

Приближается последний вечер уходящего года, а вместе с ним традиционное для нынешней России застолье, встречи с друзьями и благопожелания ближним, основной смысл которых – надежда на то, что новый год будет лучше старого. Что стоит за такого рода пожеланиями? Прежде всего, как говорят о компьютерных настройках, «по умолчанию», это признание того, что прошедший год был не самым лучшим. Поэтому любовь к ближним, желание видеть их жизнь более счастливой побуждает желать им, чтобы год грядущий был во всех отношениях лучше. Однако, пожелание - это только пожелание, выражение надежды, но не уверенности. Это не пророчество, не констатация того, что однозначно должно свершиться. А это значит, что уверенности в будущем нет. Причём не в каком-то отдалённом, а в самом что ни на есть близком. Подобная неуверенность вполне естественна, потому что обстоятельства бытия могут измениться совершенно непредсказуемо. В качестве примера можно вспомнить те события конца 2010 г., с которых начался путь нашей общины к самостоятельному существованию. Кто бы мог подумать, что такое может случиться? А между тем случилось. То же самое может произойти с кем угодно и когда угодно: видимая стабильность может разрушиться в один миг. Ты полагал себя ограждённым надёжными стенами, но вдруг оказывается, что вокруг тебя не стены, а бесприютная пустошь, открытая дождю и ветру. Россию не случайно называют «страной чудес». Здесь действительно может случиться всё что угодно. Именно поэтому нет уверенности в будущем. Её отсутствие порождает определённый дискомфорт. И вот, ради его преодоления, человек пытается прозреть грядущее. Но эти попытки не приносят удачи, потому что не получается различить ничего, кроме смутных контуров, разглядывание которых всегда влечёт риск принять желаемое за действительное. Вот эта смутность, отсутствие ясной перспективы и порождаемое оной чувство неуверенности мешает нормальному бытию, спокойствию, внутренней свободе. Посмотрите на людей в транспорте и на улицах – как правило, у них хмурые и озабоченные лица. Именно таких лиц не должно быть у верующих во Христа, у пребывающих в общении с Ним. Потому что у того, кто верует и пребывает в общении с Господом, оснований для неуверенности и озабоченности нет. Причина же сего прекрасно сформулирована Ап.Павлом в услышанных сегодня словах из Послания Евреям: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же».

Всё кругом нас меняется: наше бытие, наша страна, да и весь мир. Христос неизменен. Что это значит? Не только то, что Он неизменен Сам по Себе в силу Божественного совершенства. Ещё это означает, что Он неизменен по отношению к нам. И всё то, что сказано о Его воле в Св.Писании, остаётся актуальным и сегодня. Остаётся неизменной Его любовь к нам, Его воля ко спасению верных и открытая Им перспектива жизни вечной в новом творении. Именно поэтому сегодня, спустя 2000 лет после завершения земного служения Христа, мы можем безо всяких сомнений руководствоваться Писанием в процессе нашего восхождения к Богу. Именно поэтому, если мы действительно Христовы верные, то у нас не должно быть никакой неуверенности, равно как и проистекающих от таковой последствий, свойственных неверующим. Ведь у нас есть совершенно ясная перспектива нашего будущего, причём радостная и благодатная. Мы знаем, чего хочет от нас Господь; мы знаем, куда идём; мы знаем, что нужно делать для того, чтобы дойти. Чего же ещё нужно? Кто-то может возразить, что Царство Божие – это замечательно, но мы туда ещё не попали. Соответственно, ясность перспективы грядущей вечности никоим образом не проясняет неясность будущего в видимом мире. Но так ли уж нужна эта ясность? Вполне понятно, почему она нужна неверующим – ведь ничего другого у них нет. Но у нас-то есть. И в свете того, что должно быть в вечности, преходящесть не так уж и существенна. Не говорю, что вообще не важна, но не существенна, потому что мы живём не ради неё. Когда ждёшь какого-то важного события, то помыслы настолько устремлены к нему, что всё остальное становится несущественным - думаю, что каждый из здесь присутствующих испытывал такое, особенно в молодости. И если ты действительно устремлён к Богу и Его Царству, то неясность преходящести ни при каких обстоятельствах не станет поводом для утраты внутреннего мира и свободы. В качестве примера сошлюсь на тот хорал, который мы будем петь после проповеди. Он написан священномучеником Дитрихом Бонхёффером. Этот хорал удивительно светел, а между тем написан в нацистской тюрьме. Так было во все времена. Книга Деяний святых Апостолов рассказывает нам, что когда Павел и Силуан находились в тюрьме, то, хотя не имели ни малейшей уверенности в завтрашнем дне, пели хвалебные песнопения, и все узники слушали их. Истинный христианин никогда не теряет внутреннего мира и свободы, ибо знает, что при любых обстоятельствах остаётся достоянием Господа, одним из Его избранных, и, что бы ни происходило с ним в этом мире, оно преходяще, в то время как вечность неизменна, как неизменен и призвавший к ней Христос.

Наличие спокойной уверенности есть своего рода индикатор веры, который показывает, чем мы больше озабочены – вечностью или повседневностью. И если повседневностью, то это плохо. Потому что повседневность ни при каких обстоятельствах не должна стоять на первом плане. Ведь мы – христиане, а не язычники, заблудившиеся в дебрях собственного мифотворчества. Кстати, о язычниках. Можно понять, когда пребывает в язычестве человек, не знающий ничего другого. Но очень трудно понять, когда в язычестве пребывает человек, знающий об истине. А ведь именно так и происходит сегодня в России и в мире. Истина возвещена и возвещается. Тем не менее, огромное число людей пребывает в язычестве, в лжеучениях. И даже среди именующих себя христианами можно заметить нездоровый интерес к лжеучениям и практикам, не имеющим ничего общего с откровением Иисуса Христа. Поэтому и сегодня вполне актуальны слова Апостола: «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.».

Грядёт Новый год. Очень скоро мы соберёмся в кругу ближних, чтобы встретить его. И каждое такое собрание будет совершенно особенным, не похожим на другие. Но, тем не менее, в каком бы кругу мы ни оказались, не забудем о молитве. Прежде всего, поблагодарим Господа за всё благое, что получили в истекшем году, а затем попросим не житейских успехов или чего-то в этом роде, но чтобы и в новом году Он пребыл с вами. И после этого будем спокойно смотреть в будущее, потому что Христос вчера и сегодня один и тот же. И Он с нами и в каждый день и в каждый час. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

27 Декабря 2020 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
29 Декабря 2019 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
30 Декабря 2018 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
31 Декабря 2017 - Канун Нового года (Пастор  Д. Лотов)
01 Января 2017 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
27 Декабря 2015 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
28 Декабря 2014 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
30 Декабря 2012 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
01 Января 2012 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)