МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
27 Декабря 2015 года

1 воскресенье после Рождества


Откр.12, 1-6
И явилось на небе великое знамение: жена, облечённая в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десять рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлёк с неба третью часть звёзд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать её младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя её к Богу и престолу Его. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для неё место от Бога, чтобы питали её там тысячу двести шестьдесят дней.

Сегодня в чтении из Книги Откровения мы слышали об одном из видений св.Иоанна - видении в высшей степени загадочном и непонятном, равно как и многие другие. В сией загадочности и непонятности нет ничего удивительного. Ведь Иоанн видел завершение истории этого мира. Его видения относятся к будущим временам и лишь тогда, когда увиденное им начнёт сбываться, лишь тогда их смысл станет ясным вполне. Но некоторые детали видения, о котором мы прочитали сегодня, побуждают нас вспомнить о Рождестве Христовом, которое мы только что отпраздновали. Этот праздник окружён пышной гирляндой умилительных картинок со звездой, волхвами, пастухами и т.п. К ним настолько привыкли, что самый праздник считают умилительным. Не далее, как позавчера после мессы моё семейство мне дружно сказало: мы ожидали чего-то истинно-рождественского, а ты нас проблемами загрузил. Но подлинно ли Рождество так умилительно, как это привыкли считать? Не стоит забывать, что Рождение Спасителя произошло в загоне для скота, где пахло отнюдь не розами. Стерильной чистоты в этом загоне точно не было, да и кормушка для скотины была использована в качестве колыбели отнюдь не от хорошей жизни. Скажем так: Иосиф и Мария оказались в очень неблагоприятной ситуации. Причём неприятности, пережитые ими из-за отсутствия места в гостинице, были далеко не самыми большими. Вы помните, что расспросы волхвов о новом родившемся царе иудейском до чрезвычайности напугали Ирода. Сей монарх столь маниакально боялся покушений на свою власть, что с завидным постоянством казнил и устранял людей, казавшихся ему опасными, возможными соперниками – в том числе и ближайших родственников. Одного из своих сыновей он велел казнить, уже пребывая на смертном одре. Поэтому нет ничего удивительного в том, что прямым следствием интереса волхвов к родившемуся новому царю стало избиение младенцев в Вифлееме и бегство Св.Семейства в Египет, где ему пришлось скрываться вплоть до самой смерти Ирода.

Итак, Рождение Иисуса произошло в обстановке, далёкой от всякой идилличности. Какими бы красивыми ни были рождественские картинки, посещение пастухов и поклонение волхвов было лишь кратким моментом, а всё последующее было идиллично ещё менее, чем грязный хлев в качестве места для родов и кормушка для скота в качестве колыбели. Спаситель пришёл в мир, но чем мир встретил Его? «Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать её младенца». Видение Иоанна говорит о будущем, но разве не случилось сего при Рождестве Христовом? Разве не был готов мир уничтожить Господа? Поистине, это парадокс. К людям приходит тот, кто хочет и может открыть им совершенно невероятные перспективы, дать познание истины, открыть путь к Богу, к вечности. А мир встречает Его насилием и убийством – причём как встретил, так и проводил. Впрочем, так ли уж это парадоксально, как может показаться на первый взгляд? Для того, чтобы сие уразуметь, зададимся вопросом – а нуждается ли мир в Спасителе? Очевидно, что для осознания нужды в Спасителе, нужно для начала ощутить потребность в спасении, т.е. осознать себя погибающим, ибо спасение предполагает не мелкие неприятности, а именно гибель. Но вот именно этого и нет. Мир вполне доволен собой и отнюдь не чувствует себя погибающим. Посмотрите на довольные сытые лица чиновников всех рангов, и это станет очевидным. Единственными всерьёз ждавшими Спасителя-Мессию были иудеи, да и то при ближайшем рассмотрении оказывается, что им нужен был не реальный Мессия, а исполнитель их собственных желаний, удовлетворитель их политических амбиций, их желания подмять под себя весь остальной мир. Реальный же Мессия был им не нужен абсолютно, поэтому они отвергли Его, распяли и не уверовали, вплоть до сегодняшнего дня оставшись при своих прежних воззрениях и ожиданиях.

Как уже было сказано, для того, чтобы возжелать Спасителя, нужно желать быть спасённым. Для того, чтобы желать быть спасённым, нужно ощутить себя погибающим, гибнущим, находящимся в критической ситуации. Но проблема именно в том, что люди в большинстве своём отнюдь не считают себя гибнущими. Они считают, что у них всё в порядке. Для них актуально лишь то, что есть здесь и сейчас. О будущем они не помышляют, Суд Последнего Дня для них ничего не значит и то, что Господь называет грехом, преступлением, мерзостью, для них в порядке вещей. Непосредственно сейчас, непосредственно в наши дни, мы имеем возможность видеть, как даже то, что ранее считалось грехом, не только активно, но и агрессивно возводится в ранг добродетели, нормы бытия. Что ж, идти путём порока всегда было проще, потому что в этом случае не надо сдерживаться. В этом схожи все времена и не стоит думать, что раньше было как-то иначе. Но когда пребывающем в пороке говорят о том, что они пребывают именно в пороке, а отнюдь не в добродетели, они озлобляются. Никто не вызывает столько ненависти, сколько свидетель истины, разрушающий ложные, но зато комфортные воззрения. Именно поэтому и убили Иисуса. Причём не просто убили, а пошли на лжесвидетельство, на нарушение всех процессуальным норм, на прямой шантаж прокуратора – всё что угодно, лишь бы избавиться от Христа. И, как поступили с Ним, так поступали и с теми служителями, которые были верны не человеческим басням, а Божьему Слову. Достаточно вспомнить священномученика нового времени – нашего единоверца пастора Бонхёффера, приказ об уничтожении которого был отдан Гитлером лично. Для Иосифа и Марии, для ангелов, для пастухов и волхвов рождение Иисуса было радостным событием, но для Ирода нет. Так продолжается вплоть до нынешнего дня, ибо и сегодня в этом мире предостаточно иродов, готовых пойти на что угодно, лишь бы уничтожить обличающую их истину.

Быть иродами проще, но мы не на стороне Ирода. Мы радуемся Рождеству вместе с Марией и Иосифом, вместе с пастухами и волхвами. Мы радуемся Христу, открывшему нам истину: истину о мире, о человеке, о человеке и мире, о человеке и Боге. Мы радуемся Божественной истине и пытаемся приобщить к ней ближних, что вполне естественно, потому что когда ты видишь гибнущего, то попытка спасти его будет вполне естественным побуждением. Хотя конечно сам гибнущий совершенно необязательно будет считать себя таковым, подобно тому, как человек считает себя совершенно здоровым, но врач видит у него симптомы опасной, могущей убить болезни. Проблема лишь в том, что если сам человек не поймёт, что болен, он никогда не будет лечиться. Мы тоже видим, мы тоже пытаемся спасти, ради чего и говорим, пытаемся объяснить, пытаемся хоть что-то сделать. Но часто ли нас хотят слышать? Однако это не повод для того, чтобы умолкать. Мир может думать, что ему не нужен Спаситель, но это заблуждение. Нужен и ещё как! Мы собрались здесь именно потому, что понимаем, насколько велика сия нужда. Мы преисполняемся радостью Рождества, но очень важно не преисполняться сией радостью в узком замкнутом кругу единомышленников. Такое желание очень естественно, потому что чего ради пытаться делиться своей радостью с людьми, которые абсолютно ничего не понимают? Зачем портить себе радость их непониманием? Но Рождественская радость дана не для того, чтобы мы замыкались на себя – в этом случае мы уподобимся иудеям, оказавшимся неспособными исполнить задачу, возложенную на них Господом. Радость о Господе дана нам для того, чтобы мы несли её вовне, чтобы как можно большее число людей осознало истину и возрадовалось о пришедшем к нам Спасителе, открывшим врата вечности всем, уверовавшим во имя Его! Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 27.12.2015




Другие проповеди по этому же поводу:

27 Декабря 2020 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
29 Декабря 2019 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
30 Декабря 2018 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
31 Декабря 2017 - Канун Нового года (Пастор  Д. Лотов)
01 Января 2017 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
28 Декабря 2014 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
29 Декабря 2013 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
30 Декабря 2012 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
01 Января 2012 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)