МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
30 Декабря 2012 года

1 воскресенье после Рождества


Мф.2, 13-23

Когда же они (волхвы) отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Мать Его ночью, и пошёл в Египет, и был там до смерти Ирода, да сбудется речённое Господом через пророка, который говорит: «из Египта воззвал Я Сына Моего». Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось речённое через пророка Иеремию, который говорит: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет». По смерти же Ирода, - се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришёл в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошёл в пределы Галилейские и пришед поселился в городе, называемом Назарет.

Во время Рождественской вечерни мы говорили о Святой ночи, как о моменте, когда явным образом соприкоснулись видимое и невидимое, преходящее и вечное. Но давайте ненадолго отвлечёмся от Рождества, как от мистического события и подумаем о нём, как об источнике той чисто человеческой радости, которая царила в семье Иосифа и Марии. Ведь для нормальных родителей рождение ребёнка – это всегда радость. Особенно когда роды прошли благополучно, несмотря на весьма неподходящие условия и отсутствие всякой врачебной помощи. Не сомневаюсь, что те удивительные вещи, которые говорили о новорожденном вначале пастухи, а затем волхвы, увеличивали радость родителей, ибо всегда радостно, когда твой ребёнок необычен и его ожидает великое будущее, предречённое дарами волхвов – символами власти священника, пророка и царя. Как приятно, читая Евангелие, вместе с Иосифом и Марией порадоваться о младенце Иисусе. И как горько сознавать, что эта радость была недолгой. Как мы услышали сегодня в Евангелии от Матфея, Святое Семейство было вынуждено бежать в Египет, а в оставленном ими Вифлееме совершилось ужасное преступление – массовое убийство детей. В этом преступлении уже тогда, почти сразу после рождения Спасителя, был явлен прообраз того, что ждёт тех, кто так или иначе связан с Ним. Даже если эта связь опосредована. Претерпевание насилия - такова участь близких ко Христу Господа в этом мире. Зачем Ироду потребовалось совершать столь великое злодейство?

Он боялся соперника. Он боялся соперника с самого начала – с того момента, когда стал царём. Именно поэтому на протяжении всего времени своего правления он последовательно расправлялся с родственниками и приближёнными. Последним в ряду убитых стал один из его сыновей Антипатр, которого Ирод распорядился прикончить, уже находясь на смертном одре. Неудивительно, что император Август как-то сказал, что у Ирода безопасней быть свиньёй, чем сыном. Вполне очевидно, что расспросы волхвов, пытавшихся вызнать, где находится родившийся Царь Иудейский, не могли вызвать у Ирода никаких положительных эмоций. Как сказано в Евангелии, он встревожился. Ну, а невозвращение волхвов, которые, поклонившись Иисусу, отошли в свою страну другим путём, несомненно было воспринято им, как сговор между ними и сторонниками будущего царя или, вернее сказать, претендента. Соответственно, Ирод начинает действовать по обычному сценарию, называемому «уничтожение потенциального соперника». Неважно, что при этом пострадают невинные. Главное, что конкурент будет уничтожен. Так действовал Ирод. Его преступление нельзя оправдать, но мотивы вполне понятны. Но вот вопрос: что заставляло духовных преемников Ирода – от римских императоров до советских лидеров – следовать примеру своего предшественника и заниматься уничтожением людей, так или иначе связанных со Христом? Причём отнюдь не только священников, но и людей самых простых занятий, а то и просто глубоких пенсионеров? Та же самая причина – боязнь соперничества. Соперничества, конкуренции? Но если Христос был назван волхвами царём, то никто из обычных Христовых верных не претендовал на верховную власть в государстве. О каком же соперничестве может идти речь?

Любой правитель требует подчинения. Любой правитель хочет быть распорядителем жизни своих подданных. Любой правитель хочет, чтобы подданные воспринимали его всерьёз, в т.ч. ликовали от поощрений и боялись наказаний. Одним словом, любой правитель хочет, чтобы подданные находились в зависимости от него. Но именно эта зависимость отсутствует у учеников Христа. У подлинных учеников Христа. Прежде всего потому, что никакой земной правитель не является нашим господином. У нас только один Господь - Иисус. Соответственно, мы принимаем волю земных властителей лишь постольку, поскольку она не противоречит воле Господа. Ученики Спасителя не придают большого значения земным отличиям, ибо собирают сокровища на небесах. Ученики Спасителя не придают большого значения земным наказаниям, т.к. уверены в вечности и потому не боятся даже смерти. Ученики Спасителя исполняют свой долг перед Ним вне зависимости от того, нравится это земным властителям или нет. Отсюда соответствующая реакция правителей. В качестве примера можно вспомнить взаимоотношения Церкви и государства в нацистской Германии. Гитлер ненавидел католиков намного сильнее, чем лютеран. Почему? Потому что католики были намного более независимыми и говорили не то, что хотел слышать режим, а то, что считали нужным сказать как служители Христа.

Во взаимоотношениях с Божьим народом государство не всегда прибегало к уничтожению, как это делали Гитлер и Сталин. Делались и попытки «приручить» Церковь. В том числе в Российской империи существовала заимствованная из Византии «симфония» между Церковью и государством, которую пытаются возродить и в нынешней России. Попытки приручения Церкви имели место и в Европе, причём удачнее всего это получилось с германским лютеранством, слияние которого с государством оказалось столь сильным, что нацистский режим нашёл среди лютеран максимум поддержки при минимуме сопротивления. Но если Церковь воистину Церковь, т.е. соль земли и светоч мира, то она не приручаема, и никакой симфонии между нею и государством нет и не может быть. Не может в силу того, что Церковь и государство решают разные задачи и ориентируются на разные ценности. Соответственно, принятие Церковью любой формы симфонии есть отступничество от верности Христу. Но зачем отступать? Господь пришёл для того, чтобы сделать нас свободными. Зачем же отказываться от этой свободы и добровольно продавать себя в рабство? Зачем подчинять себя миру? А если ты хочешь подчинить себя миру, то зачем тогда было пытаться следовать за Христом? Это надлежит понимать и быть готовыми к насилию со стороны мирских властей. Одного из греческих тиранов, правившего весьма долгое время, спросили, каким образом ему удаётся удерживать власть так долго. Тиран повёл вопрошавшего в поле и показал ему, что некоторые колоски поднимаются над общим уровнем. А затем он извлёк меч, и срезал те колоски, которые поднимались выше. Христовы верные всегда будут такими колосками, потому что они призваны быть солью земли и светочами миру. Управлять стадом намного проще, чем мыслящими личностями, поэтому истинный христианин всегда будет тем самым выступающим колоском, который надо непременно срезать. Но этого не следует бояться, потому что, если мы останемся верными Христу, Он пребудет с нами как в этом мире, так и в вечности.

Однажды ко мне пришёл человек, очень переживавший за участь Вифлеемских младенцев. Ещё он страшно негодовал на Бога за то, что Тот такое попустил. Он наговорил мне массу гадостей, но всё это показало лишь, что он не размышлял о случившемся в Вифлееме с христианской точки зрения, а действовал под влиянием чисто человеческих эмоций. Прежде всего, Бог попустил человеку жить по своему усмотрению и не принуждает его к выбору в ту или другую сторону. Таким образом, каждый живущий имеет возможность как пребывать в любви, так и творить злодеяния. Другое дело, что за всё совершённое здесь, ему придётся нести ответственность. И, что ещё более важно, жизнь со смертью не прекращается. Поэтому не столь уж важно, насколько длинной или короткой она была в пределах этого мира. Ведь самая длинная жизнь на земле есть ничто в сравнении с вечностью. Соответственно, нет никаких оснований переживать из-за младенцев в Вифлееме, потому что их жизнь отнюдь не завершилась. А кроме того, тот, кто страдает за Христа, никогда не будет оставлен Им. Ни в этом мире, ни в вечности. И никакой земной властитель не в состоянии лишить пребывших верными участия в новом творении, в Царстве нашего Бога и Отца, Которому всякая слава и честь и поклонение всегда и вовеки! Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 30.12.12




Другие проповеди по этому же поводу:

27 Декабря 2020 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
29 Декабря 2019 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
30 Декабря 2018 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
31 Декабря 2017 - Канун Нового года (Пастор  Д. Лотов)
01 Января 2017 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
27 Декабря 2015 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
28 Декабря 2014 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
29 Декабря 2013 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
01 Января 2012 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)