МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
24 Мая 2015 года

День Сошествия Св.Духа


Числ.11, 11-12.14-17.24-25
И сказал Моисей Господу: для чего Ты мучишь раба Твоего? и почему я не нашёл милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка, в землю, которую Ты с клятвою обещал отцам его? Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжёл для меня; когда Ты так поступаешь со мною, то лучше умертви меня, если я нашёл милость пред очами Твоими, чтобы мне не видеть бедствия моего. И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтобы они стали там с тобою; Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил. Моисей вышел и сказал народу слова Господни, и собрал семьдесят мужей из старейшин народа и поставил их около скинии. И сошёл Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нём, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали.

Явившись Моисею в неопалимой купине, Господь призвал его на великое служение – освободить избранный народ из египетского рабства и повести его по Господней стезе, дабы сыны Израилевы воистину стали народом Господа. Совершенно очевидно, что исполнить такую задачу без постоянного общения с Богом невозможно, поэтому Господь наделил Моисея даром общения Св.Духа. Но даже наделённый этим даром человек не может решать все проблемы столь большого сообщества в одиночку. Моисей восклицает: «Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжёл для меня». Поэтому, как мы прочитали сегодня в Книге Чисел, Господь повелел Моисею поставить 70 старейшин для вспомогательного служения, «чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил». Этим людям также был дарован Св.Дух, потому что без Него, как и в случае с Моисеем, вверенное им служение было неисполнимым. Не имея общения Св.Духа, невозможно вести людей по Божией стезе. Поэтому Дух был дан, зримым свидетельством чего стала способность избранных старейшин пророчествовать. Народ Израилев о ту пору был достаточно многочисленным, он был народом избранным, но, тем не менее, дар общения Св.Духа имели только Моисей и 70 старейшин, поставленные для управления вверенными им людьми. Такое положение сохранялось и в дальнейшем. Народ Израиля был уникальным народом, потому что им управлял не человек, но Сам Господь, являвший Свою волю через наделённых даром общения Св.Духа судей и пророков. Пророческое служение сохранилось даже тогда, когда народ по своему скудоумию решил уподобиться язычникам и заменить управление Бога управлением царя. Однако, через какое-то время после возвращения из Вавилонского плена пророческое слово в Израиле умолкло на несколько столетий и даром общения Св.Духа обладали лишь немногие праведные люди, как, например, встретивший младенца Иисуса в храме старец Симеон. С приходом же в мир Нового Завета происходит нечто совершенно невероятное: дар общения Св.Духа получают все люди, составлявшие на тот момент новый избранный Богом народ, т.е. Церковь. А таковых, как мы знаем из Книги Деяний, было около 120 человек. После проповеди св.ап.Петра Церковь начинает стремительно расти, а вместе с нею столь же стремительно начинает умножаться и число обладателей великого Божьего дара, подаваемого в крещении каждому уверовавшему. Почему же новому избранному народу дано намного больше, нежели прежнему? Почему дар общения Св.Духа даётся не отдельным избранным, но всем?

Прежде всего потому, что Новый Завет возвёл людей на новую ступень отношений между Богом и Его верными, на которой, согласно Божьему промыслу, весь народ имеет возможность непосредственного общения со своим Небесным Отцом. Никакие посредники больше не требуются. Для того, чтобы воззвать к Богу и быть услышанным, не нужны ни священники, ни епископы – Господь слышит каждого из нас. Благодаря дару общения Св.Духа, направляющего верных по стезе праведности, каждый из нас может через Слово, молитву и Таинство возрастать во образ Божий, делая себя пригодным для вхождения в Небесное Царство. Далее. Бог дал Св.Духа Моисею и 70 старейшинам для того, чтобы они могли осуществлять руководство избранным народом. Дарование Св.Духа всей Церкви показывает, что вся Церковь призвана к руководству. Не отдельные служители, но каждый её член призван быть солью земли, светочем мира, живым письмом Бога. Во времена Ветхого Завета такими светочами были пророки и судьи – теперь ими должны быть все ученики Христа, посредством которых совершается благовествование. Каждый верный призван к наставничеству, к выведению пребывающих во тьме заблуждений к свету Господнего Царства, к указыванию Божьего пути, как это в своё время делали пророки. Например, если мы обратимся к Первому Посланию к Фессалоникийцам, то увидим, что после успешного благовествования св.Павла вся созданная им община стала проповедником, причём служение её было столь успешным, что апостолу Павлу уже не было необходимости снова приходить к ним. И если община в Фессалониках была столь успешной в своём служении, это означает, что столь же успешным может быть служение любой общины, в т.ч. и нашей.

Рассказывая учениками притчу о талантах, Господь показал, что каждому человеку в большей или меньшей степени даны от Бога какие-то дары, которые человек использует или не использует, обретая соответствующее воздаяние в виде Господней милости или гнева. К великому сожалению, в ходе исторического развития Церкви понятие о Божьих дарах оказалось сильно искажённым: под ними стали полагать некие сверхъестественные возможности: например, способность к целительству и иному чудотворству. Соответственно, подавляющее большинство верных полагает, что не обладает никакими дарами. Глубочайшее заблуждение – хотя бы потому, что призвание, способность к любой профессии есть Божий дар. Знаю общину, в которой люди употребляют на пользу всего прихода дары, которыми наделены: юрист, врач и т.д. служат своими дарами всей общине, что, надо сказать, чрезвычайно способствует её сплочению и, представьте, умножению. Но все эти дары при всей своей полезности второстепенны по сравнению с главным даром, имеющимся у каждого крещёного христианина – даром общения Св.Духа, который следует не утаивать, но использовать по прямому назначению, памятуя о том, что на пренебрегающих дарами Бога приходит Его гнев.

Посмотрите вокруг и вы увидите, как живут люди, либо не имеющие Св.Духа, либо пренебрегающие Им. Разницы между теми и другими нет никакой. И те и другие поклоняются идолам и направляют свою энергию на достижение целей, не выходящих за рамки физиологии. Можно спросить: а как же деятели культуры, скажем, советской эпохи, которые не веровали, но, тем не менее, создавали большие ценности? Безусловно, создавали. Однако вопрос лишь в том, к чему они призывали, к чему вели. К миражу некоего светлого будущего, следование к которому почему-то привело к тому упадку и вырождению, которое мы видим сегодня. Любое занятие и его результаты обретают истинную ценность лишь тогда, когда они ведут к высшему благу, а, в соответствии со Словом Господа, высшим благом является приближение человека к Богу. Именно поэтому так важно свидетельство словом и делом не только имеющих дар общения Св.Духа, но и пользующихся им, потому что как отдельный человек, так и весь мир в целом может быть спасён только Св.Духом. Именно Он, побуждая людей жить ценностями Божьего царства и устремляться к высшим целям, делает их людьми в полном смысле этого слова, т.е. венцом творения, подобием Бога, а не одной из разновидностей приматов. Именно Св.Дух пробуждает в нас мысли и чувствования, ведущие к воссоединению с Богом – сначала в этом мире, а потом и в Его Царстве. Ведение людей к этому воссоединению и есть задача Церкви, т.е. задача каждого из нас. Именно ради её исполнения и дан нам дар общения Св.Духа, уподобляющий нас ветхозаветным пророкам. В своё время Моисей сказал: «О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!». В День Сошествия Св.Духа это желание исполнилось. Поэтому возрадуемся милости Бога, возрадуемся Его доверию и сделаем всё, чтобы оправдать сие доверие и как можно лучше исполнить то, что Он поручил нам исполнять. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

09 Июня 2019 - Пятидесятница (Кюстер  Е. Романенко)
20 Мая 2018 - Сошествие Св.Духа (Пастор  Д. Лотов)
04 Июня 2017 - Торжество Сошествия Св.Духа (Пастор  Д. Лотов)
15 Мая 2016 - Торжество Сошествия Св.Духа (Пастор  Д. Лотов)
08 Июня 2014 - ПРИДИ К НАМ, ДУХ ЖИЗНИ! Проповедь на День Пятидесятницы (Пастор  Г. Азиков)
19 Мая 2013 - Проповедь на День Пятидесятницы (Пастор  Г. Азиков)
27 Мая 2012 - Проповедь на день Пятидесятницы (Пастор  Г. Азиков)
12 Июня 2011 - На день ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ (Пастор  Г. Азиков)
27 Мая 2010 - Проповедь в четверг после Пятидесятницы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)