МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
15 Мая 2016 года

Торжество Сошествия Св.Духа


Деян.10, 42-48
Иисус повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определённый от Бога Судия живых и мёртвых. О Нём все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его. Когда Пётр ещё продолжал эту речь, Дух Святый сошёл на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Пётр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.

На протяжении истории мы имеем возможность видеть многочисленные примеры взаимной нетерпимости христиан различных исповеданий. Эта нетерпимость существует и сегодня, в т.ч. и в России. Я бы даже сказал – особенно в России. И выглядит это так, как будто только одна конфессия обладает всей полнотой откровения, в то время как все другие являются еретиками, проповедуют лжеучения, а потому исключены из Божественного милосердия. На заседании Конференции Европейских Церквей, на котором мне довелось присутствовать, представитель РПЦ так и сказал – неправославные спасения не наследуют. Эта позиция не нова. Когда-то абсолютно такой же нетерпимостью отличались иудеи, считавшие, что все не-иудеи не имеют никакого участия в Божественных обетованиях. Эта точка зрения настолько въелась в сознание, что даже Апостолы, несмотря на трёхлетнее общение с Господом, не смогли от неё отрешиться и полагали, что Евангелие нужно возвещать только лишь иудеям. Для того, чтобы их позиция поменялась, потребовались особые знамения. Об одном из таких знамений мы и прочитали сегодня в Книге Деяний: «Когда Пётр ещё продолжал эту речь, Дух Святый сошёл на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Пётр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?». Позицию иудеев или даже христиан из иудеев в общем-то можно понять, ибо на протяжении столетий они были единственным народом, получившим от Бога откровение, обетования и закон. Но настало время Нового Завета, построенного на совершенно иных основаниях, ибо Бог пожелал вступить в прямые отношения со всеми народами и собрать Своих верных из всех колен и языков. Сегодня мы отмечаем День Сошествия Святого Духа как на Апостолов, так и на бывших вместе с ними других учеников - день, ставший днём рождения Церкви. В чём сущность этого дня? В том, что Божье откровение не закрыто ни для кого. Непосредственно в День Сошествия Апостолы проповедали славу Божию на самых разных языках, а сегодня мы услышали, что Св.Дух снизошёл не только на Апостолов и христиан из иудеев, но и на уверовавших из язычников. Таким образом, было зримо явлено, что любой человек может стать достоянием Бога, участником Его нового избранного народа, наследником благодатных обетований, относящихся как к этой жизни, так и к вечности. Настало время милости для всех обратившихся, и во Христе нет ни эллина, ни иудея, но всё и во всём Христос. Чем это важно для нас?

Что получают уверовавшие во Христа? Они получают дар общения Св.Духа, т.е. возможность непосредственного соприкосновения с Божественной сущностью. Сие соприкосновение позволяет приблизиться к Богу настолько, насколько это возможно для живущих. И это соприкосновение совершенно свободно. Оно не втиснуто в рамки какого-либо закона или традиции. Более того: Бог изначально не ставит никаких условий для того, чтобы обрести общение Св.Духа, а вместе с ним прощение, спасение, вечность. Никаких условий кроме одного – довериться Христу, принять Его, как своего Спасителя и, назидаясь Его Словом, совершать свой жизненный путь в единстве с Ним, действуя в Его Духе, т.е. в Духе Святом. А что значит жить во Св.Духе? Это значит жить в любви (ибо Бог есть любовь) и пребывать в служении, к которому сия любовь побуждает. Именно этого хочет от нас Христос. Именно для этого нам даётся Св.Дух. Не случайно папа Иоанн-Павел II сказал: «Любовь всё мне объяснила, в любви я нашёл ответы на все вопросы». Жизнь в Духе, жизнь со Христом не втиснута и не может быть втиснута ни в какие конфессиональные традиции, потому что хвалой Богу должны стать не столько внешние формы поклонения, сколько сама жизнь верующих. А внешние формы – это не более чем внешние формы, которые, при отсутствии соответствующего состояния души становятся пустоцветом, а то и фарсом – насмешкой над Всевышним. Внешние формы могут быть самыми различными, они являются следствием исторического развития, и более чем нелепо настаивать на превосходстве одних форм над другими. Равным образом не стоит придавать излишнего значения человеческим богословским мнениям. Во-первых, этих мнений слишком много и они противоречат друг другу. А, во-вторых, борьба этих мнений в свете совершённого Христом, в свете посылаемых нам даров Св.Духа выглядит мелкой и ничтожной, никчёмной, не ведущей никуда, кроме как от заблуждения к заблуждению, к попыткам превратить Новый завет в новый Моисеев закон. Но Христос принёс миру Новый Завет именно для того, чтобы освободить верных от человеческих предписаний, дабы они жили не по предписаниям, а по духу, т.е. в Божественной свободе.

Проблема, увы, в том, что люди не смогли вместить этой свободы, потому что состояние свободы слишком непривычно. Ощущать себя рабом или господином намного привычнее и проще. Поэтому всё время делались и делаются попытки вернуться в состояние духовного рабства - втиснуть Божественную свободу в рамки человеческих правил и сделать таковые обязательными для всех, изничтожив всех инакомыслящих. Но это полное противоречие смыслу и духу Пятидесятницы, могущему быть выраженному словами «pluribus in unum, т.е. многообразие в единстве». Причём единство заключается отнюдь не в конфессиональных традициях, а в личности Иисуса Христа, в доверии Ему, и в жизни как служении Ему. А многообразие является в различных формах этого служения.

Самая большая ошибка, которую может сделать христианин – это уподобиться иудеям и попытаться превратить Новый Завет в новый закон, в свод правил, когда буква довлеет над всем ходом жизни. Потому что Новый Завет – это не буква. Это прежде всего Святой Дух, это обретение Святого Духа, это возможность жить, будучи направляемыми Им. Вот в чём нам и должно стоять. В античные времена были случаи, когда по тем или иным причинам люди сами себя продавали в рабство. Как уже было сказано, то же самое порою проделывают современные христиане. Но это предельно глупо, потому что Господь даровал нам свободу. Большевики поносили тиранию самодержавия и обещали избавление от таковой. Но, низвергши самодержавие, они учинили такую тиранию, какая самодержавию и в дурном сне не могла привидеться. Да не будет так с нами. Если уж по милости Божией мы обрели свободу, то не будем стремиться к возвращению в рабское состояние. Нам должно стоять в обретённой свободе и активно пользоваться ею, славя Бога за явленную Им милость: за открывшуюся возможности спасения через Христа; за приобщение к обетованию воскресения и жизни вечной и в особенности за дар общения Святого Духа, Который укрепляет нас в вере, Который наставляет нас на всякую истину и помогает совершать служение Господу. Вера и служение – это главное – всё остальное, в том числе и внешние формы, второстепенно. Поэтому пребудем во Святом Духе, чтобы вся наша жизнь стала служением и прославлением Истинного Триединого Бога, Которому честь и слава и поклонение во веки веков! Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

09 Июня 2019 - Пятидесятница (Диакон  Е.Романенко)
20 Мая 2018 - Сошествие Св.Духа (Пастор  Д. Лотов)
04 Июня 2017 - Торжество Сошествия Св.Духа (Пастор  Д. Лотов)
24 Мая 2015 - День Сошествия Св.Духа (Пастор  Д. Лотов)
08 Июня 2014 - ПРИДИ К НАМ, ДУХ ЖИЗНИ! Проповедь на День Пятидесятницы (Пастор  Г. Азиков)
19 Мая 2013 - Проповедь на День Пятидесятницы (Пастор  Г. Азиков)
27 Мая 2012 - Проповедь на день Пятидесятницы (Пастор  Г. Азиков)
12 Июня 2011 - На день ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ (Пастор  Г. Азиков)
27 Мая 2010 - Проповедь в четверг после Пятидесятницы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)