МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
05 Июня 2022 года

Торжество Сошествия Св.Духа


Ин.3, 16-21
16. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
17. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
18. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
19. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы.
20. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы;
21. а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

В Писании немало говорится о Страшном Суде, подводящем окончательный итог под историей нынешнего мира. Вполне естественно, что Церковь на протяжении всей своей истории тоже говорила о нём. Однако, в зависимости от времени, слово о Суде и звучало по-разному и по-разному воспринималось. Что это значит? Разумеется, никогда не оспаривалась ни сама сущность Суда, ни то, что таковой должен совершиться. Но вот отношение к нему со временем действительно изменялось. Во времена Апостолов его ждали с нетерпением, во времена Лютера его по-настоящему боялись, а сегодня… Сегодня он превратился в туманную абстракцию. Из Писания мы знаем, что по прошествии некоего числа лет история видимого мира подойдёт к концу, совершится Второе Пришествие, воскресение мёртвых и Суд. Всё так, но вот только никто не знает, сколько этих самых лет должно пройти. Их уже прошло больше 2000, и совершенно неизвестно, сколько пройдёт ещё. В результате Последний Суд отодвинулся в некую настолько неопределённую и плохо различимую даль, что относиться к нему стали, как к абстракции. Т.е. его никто не отрицает, но полагаю, что не сильно ошибусь, если скажу, что большинство современных христиан весьма мало помышляет о нём. То, что о нём так или иначе говорят, проповедуют или упоминают, ничего не значит. Важно то, что люди действуют без всякой оглядки на этот суд, никоим образом не учитывают его перспективу при совершении своих деяний. Отсюда всевозможные беззакония и преступления, творимые людьми. Говорю сейчас не о неверующих, которые вообще не признают Божественного авторитета, но о тех, кто именует себя учениками Христа. Из чего следует, что стоять в церкви напоказ со свечкой в руках ещё ничего не значит. Потому что это за христианство, которое не боится оскорбить Бога, не боится наплевать на жертву Христа, да ещё не боится Суда, т.е. ответственности за совершённое? Ответ: это очень сомнительное христианство, в котором скорее всего нет ничего кроме вывески. Это та самая соль, которая потеряла силу, благодаря чему становится совершенно ненужной. Соответственно, ни о каком спасении для вечной жизни тут говорить не приходится. Но вот как бы повели себя люди, своими беззакониями пятнающие статус христианина, если бы уразумели, что Суд Божий – вовсе не некая отдалённая, граничащая с абстракцией перспектива, а вполне современная реальность? Это звучит парадоксально, но, тем не менее, Суд Божий уже действительно идёт, уже совершается. Именно об этом напоминает услышанное сегодня Слово Иисуса Христа.

В некоторых исповеданиях о Боге рассуждают так, как будто Он - директор театра марионеток. Как дёрнет человека за ниточку, так человек и сделает. Заблуждение. Бог создал человека свободным, ибо Ему не нужны марионетки, не нужно рабское подчинение. Именно поэтому каждый человек имеет свободу выбора. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Всякий, верующий в Него… В одном из своих Посланий Ап.Павел написал, что рассудил быть не знающим ничего, кроме Христа и притом распятого. Что это значит? Вот Голгофа, вот крест Господень, на котором принесена жертва за твои преступления. Принимаешь ты эту жертву или отвергаешь? И тем решением, которое ты принимаешь, ты совершаешь над собою суд: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия». Не надо ждать отдалённых будущих времён. Суд совершается уже сейчас. Но тогда надо спросить дальше: а кто такой верующий? Просто признающий бытие Божие? – нет. Объявляющий себя христианином? – нет. Посещающий богослужения? – тоже нет. Так кто? Верующий есть тот, кто поверил Христу, всем сердцем принял Его жертву и, соответственно, живёт так, чтобы сия жертва не была напрасной, чтобы она не была профанирована. Именно поэтому верующий творит волю Христа, волю Божию, т.е. идёт путём Христа, путём любви и служения. В этом хождении или наоборот, в НЕхождении, опять-таки свершается суд: «Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы». Жизнь явилась миру во Христе, ибо Бог есть источник и податель жизни. Она явилась также в крестной жертве и в ниспослании Святого Духа, давшего возможность прямого общения с Господом. Для чего всё это было совершено? Что Бог хочет от нас? Он хочет, чтобы мы были Его детьми, чтобы несли миру Его свет и любовь, преображали мир в Его духе. Около одного из подъездов дома, находящегося рядом с моим, кто-то из жильцов создал очень красивый цветник. Когда идёшь мимо, то созерцание сего радует глаз и согревает душу. Особенно на фоне достаточно унылой картины вокруг. Так вот, Бог хочет, чтобы Его верные преображали мир, делая его лучше во всех отношениях. На этом пути много задач и огромное количество возможностей для их решения ко всеобщему благу. Мы не можем создать Царства Божия на земле, но преобразить к лучшему самих себя и мир, в котором обитаем, преобразить его в духе Божием можем безусловно. А что творится вместо этого? Разворовывают, разрушают, уродуют, истребляют, насильничают и убивают. Ради чего? Ради целей, которые в долгосрочной перспективе вообще никчёмные, а то и бредовые. Какой грядущий суд нужен человеку, который уже сейчас отказался от Бога, творя то, что абсолютно противоречит Его воле? Суд над таковым творится здесь и сейчас. Вернее сказать, человек творит его сам над собой. «Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы…».

Сегодня мы празднуем День Сошествия Св.Духа, Который и по сей день пребывает в Божьем народе. Для чего совершилось Его Сошествие, для чего дар общения Св.Духа подаётся нам в Святом Крещении? Всё сие было соделано для того, чтобы человек мог общаться с Богом напрямую, без каких-либо посредников, мог проникаться Его сущностью, воспринимать Его волю и действовать соответственно, т.е., как уже было сказано, в духе любви и служения. Пример такой жизни явил нам Христос, идущий впереди нас. И у нас есть все возможности для того, чтобы взирать на Него и следовать за Ним. А если не следовать, то зачем находиться в Церкви? Но вот что существенно. Следовать за Христом надо не из страха перед Божьим Судом и не ради того, чтобы заработать спасение, ибо сие невозможно. Верный следует за Христом потому что, доверяя Богу, не сомневается, что путь, предначертанный Им, не только правилен, но и хорош. Путь, предложенный Богом – это жизнь, исполненная внутреннего и внешнего мира, направленная на благо ближних и всей земли. Что может быть лучше? Неужели личное своекорыстие привлекательнее? Для кого-то безусловно да – главное, чтобы мне было хорошо, а остальные пусть разбираются, как хотят. Что ж, каждый человек имеет возможность выбора, который совершается не где-то, а здесь и сейчас, и этим выбором каждый совершает суд над собой. Как написано: «Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы; а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 05.06.2022




Другие проповеди по этому же поводу:

23 Мая 2021 - День Сошествия Святого Духа (Пастор  Д. Лотов)
31 Мая 2020 - Сошествие Святого Духа (Пастор  Д. Лотов)
09 Июня 2019 - Пятидесятница (Диакон  Е.Романенко)
20 Мая 2018 - Сошествие Св.Духа (Пастор  Д. Лотов)
04 Июня 2017 - Торжество Сошествия Св.Духа (Пастор  Д. Лотов)
15 Мая 2016 - Торжество Сошествия Св.Духа (Пастор  Д. Лотов)
24 Мая 2015 - День Сошествия Св.Духа (Пастор  Д. Лотов)
08 Июня 2014 - ПРИДИ К НАМ, ДУХ ЖИЗНИ! Проповедь на День Пятидесятницы (Пастор  Г. Азиков)
19 Мая 2013 - Проповедь на День Пятидесятницы (Пастор  Г. Азиков)
27 Мая 2012 - Проповедь на день Пятидесятницы (Пастор  Г. Азиков)
12 Июня 2011 - На день ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ (Пастор  Г. Азиков)
27 Мая 2010 - Проповедь в четверг после Пятидесятницы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)