МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
04 Июня 2017 года

Торжество Сошествия Св.Духа


Деян.2, 1-11
1. При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8. Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10. Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11. критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

Сегодня мы празднуем Торжество Сошествия Св.Духа на апостолов – мы празднуем день, в который была произнесена первая христианская проповедь и образовалась первая община верных – день, ставший началом Церкви в её нынешнем понимании. Однако, перед тем, как обратиться к чуду Сошествия, вернёмся немного назад – к тому дню, в который земное служение Спасителя окончательно завершилось – ко Дню Вознесения. Перед самым расставанием с учениками Господь даёт им обетование о скором сошествии Св.Духа. Правда, ученики понимают эти слова по-своему и спрашивают Иисуса: не означает ли сказанное Им скорейшего восстановления Израильской государственности? Т.е., несмотря на все наставления Господа о страдающем Мессии, несмотря на Голгофу, несмотря на Воскресение, несмотря на всё сказанное о Царстве Божием (в т.ч. и в течение 40 дней между Пасхой и Вознесением), мысли учеников двигаются по наезженной колее. Для них Мессия, паче уж Он воскрес, продолжает оставаться победоносным политическим лидером. И это после непрерывного общения с означенным Мессией на протяжении трёх лет! Спрашивается: что, имея такие мысли, они могли проповедовать? Каким образом исполнили бы своё предназначение – возвещение Евангелия? Говорили бы, что Израиль превыше всего и пора начинать войну с Римом? Совершенно очевидно, что после Вознесения ученики, несмотря на три года, проведенные вместе с Иисусом, были абсолютно неспособны к исполнению возложенной на них задачи, т.е. к благовествованию. Поэтому было нужно нечто, способное коренным образом изменить их мышление. Именно поэтому совершается Сошествие Св.Духа. Сами по себе ученики не могут измениться, поэтому Бог меняет их, чтобы они могли исполнить то, для чего Он их призвал. И вот, невозможное становится возможным. Сразу же после совершения чуда сошествия Пётр произносит проповедь, в которой говорится о Христе, но нет ни единого слова ни о восстановлении государственности Израиля, ни о его грядущем политическом господстве. Книга Деяний доносит до нас проповеди Петра и Павла, назидание Филиппа, решения апостольского собора. И что же? – в них нет никакой политики, никакого израильского верховенства, зато есть Христос, Евангелие, вера, спасение. Благодаря Сошествию Св.Духа ученики вышли на правильный путь. Вот почему этот день так важен для нас, вот почему День Сошествия занимает в церковном календаре особое место среди великих праздников наряду с Рождеством и Воскресением Христовым. Христос не только сошёл в этот мир, не только дал великое знамение Своей Божественности и истинности Своего Слова – посредством Св.Духа Он продолжает пребывать в Своей Церкви, которая без этого присутствия не может идти правильным путём, т.е. не может быть Церковью.

Если мы посмотрим на историю духовных исканий человечества во всём её многообразии, то увидим, что сам по себе человек не в состоянии ни достичь Бога, ни понять Его. Сие возможно только в случае Откровения с Его стороны. Но мало получить Откровение – его ещё нужно вместить. Например, Иисус Христос Сам по Себе был Откровением, но, несмотря на всё явленное Им, Его отвергли и убили. Сегодня Откровение Божие продолжает являться через Его Слово, т.е. Св.Писание, каковое в настоящий момент общедоступно – тем не менее огромное число людей его не принимает. И не только снаружи Церкви, что ещё можно понять, но и внутри таковой. Бог говорит одно, а люди учат иному. В том числе и у нас. В Писании ясно сказано, что вера без дел мертва, что Царствие Божие восхищается прилагающим для этого усилия; что спасается не только слушающий Слово, но и исполняющий его – а у нас то и дело проповедуют чисто умозрительную веру, не идущую дальше словесных заверений и говорят, что так как человек для своего спасения не может сделать решитель-но ничего, то можно спокойно сидеть и ни о чём не беспокоиться. Откуда сие? От попыток рассуждать о Божественном без Бога, от опоры не на Бога, а на свой ум и на земную логику. Вроде как Цвингли во время Марбургских диспутаций доказывал Лютеру, что Бог не может одновременно находиться на небесах и в дарах Евхаристии. Но если ты будешь опираться на свой ум, то что ты будешь проповедовать? Уподобишься апостолам перед Возне-сением – Иисус им про Царство Божие, а они Ему про возрождение Израильской государственности. Можно ещё раз вспомнить апостолов: когда они приняли решение о доизбрании человека на место Иуды, то они опять-таки обошлись без Бога – это было их собственное решение. И они избрали Матфия, хотя на место двенадцатого должен был стать Павел. Но Бог обошёлся без человеческих решений, призвав на служение того, кого посчитал нужным. И вот разница: про Матфия мы не знаем ничего, кроме имени, в то время как Павел стал величайшим благовестником.

Взгляд на Земную Церковь порой способен вызвать страх – уж слишком сильно она порою напоминает политическую партию, профсоюз, торговый дом или что-то ещё, но не собрание верных, не народ Божий. Я разумею сейчас даже не клир, а обычных прихожан. Они порою удивительно схожи с любой мирской организацией, потому что живут по нормам мира, принимают решения, исходя из мирских обычаев и мирской же практики. Но не может быть так! Чтобы Церковь была Церковью, её члены должны жить с опорой не на мирские установления, а на Св.Духа. Они должны быть открытыми для этого Духа, они должны искать общения с Ним, чтобы, подобно ученикам, получать от Бога силу, необходимую для исполнения своего предназначения. Без Св.Духа мы будем вместо Царства Божия искать что-то другое - например, «Великую Россию». Вполне может быть даже, что таковая будет найдена, но вот только будет ли она великой? Ведь без укоренённости в Боге, без пребывания в Его воле, никакое истинное величие невозможно. В бряцании оружием может быть сила, но величия нет. Величие есть там, где в человеке сияет свет Бога, где человек исполнен Св.Духа и, исполняя своё предназначение на этой земле, творит волю Божию. Именно поэтому велики Апостолы. У них не было ни миллионных состояний, ни важных правительственных постов – у них не было вообще ничего из того, что мир считает значимым. Но в них пребывал Св.Дух и они творили волю Господа.

От апостолов и до сегодняшнего дня дар общения Св.Духа, т.е. возможность пребывания в прямом общении с Богом, передаётся верным в святом Таинстве Крещения. Но мало иметь этот дар, его нужно реализовывать, чтобы он не лежал, как невостребованный вклад, но чтобы общение с Богом через Св.Духа было неотъемлемой составляющей нашей повседневности, и чтобы мы уподобились апостолам, о которых сказано: «Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

09 Июня 2019 - Пятидесятница (Диакон  Е.Романенко)
20 Мая 2018 - Сошествие Св.Духа (Пастор  Д. Лотов)
15 Мая 2016 - Торжество Сошествия Св.Духа (Пастор  Д. Лотов)
24 Мая 2015 - День Сошествия Св.Духа (Пастор  Д. Лотов)
08 Июня 2014 - ПРИДИ К НАМ, ДУХ ЖИЗНИ! Проповедь на День Пятидесятницы (Пастор  Г. Азиков)
19 Мая 2013 - Проповедь на День Пятидесятницы (Пастор  Г. Азиков)
27 Мая 2012 - Проповедь на день Пятидесятницы (Пастор  Г. Азиков)
12 Июня 2011 - На день ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ (Пастор  Г. Азиков)
27 Мая 2010 - Проповедь в четверг после Пятидесятницы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)