МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
20 Мая 2018 года

Сошествие Св.Духа


Ин. 12:44-50
Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. И видящий Меня видит Пославшего Меня. Я свет пришёл в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришёл не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец.

Сегодня мы отмечаем Торжество Сошествия Св.Духа на Апостолов – день, ставший днём рождения Церкви; день, в который апостол Пётр впервые проповедовал людям Христа воскресшего и тем самым положил начало первой христианской общине. Чудо Сошествия Св.Духа проявилось зримым образом: во-первых, апостолы - люди по большей части простые и некнижные - обрели способность весьма красноречиво и убедительно проповедовать Христа-Спасителя, а во-вторых, они смогли делать сие на языках, которых ранее не знали. Таким образом, исполнилось обетование Христа, сказавшего, что Св.Дух наставит учеников на всякую истину.

С тех пор прошло много лет, но дар общения Св.Духа и сегодня пребывает в Божьем народе. Что даёт нам Его присутствие? Прежде всего, оно делает верных способными понимать и принимать ту сущность, которую выражают услышанные сегодня слова Христа: «верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. И видящий Меня видит Пославшего Меня». Но что такого загадочного в этих словах? Почему для их вмещения нужен Св.Дух? Потому что здесь идёт речь о сущностях, непостижимых для рационального сознания; здесь заключена одна из тех тайн, которые могут быть познаны и приняты не через разум, но только лишь через веру. Впрочем, многое из сказанного Христом может быть принято только лишь через веру. В том числе и то, что мы услышали сегодня в Евангелии от Иоанна: «И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришёл не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить».

Попробуйте рациональным путём доказать, что Иисус Христос есть Бог Истинный, что Его Слово есть Истина в конечной инстанции, и что именно это Слово будет тем мерилом, которое определит, что наследует человек – спасение или проклятие. Попробуйте всё это доказать и увидите, что ничего не получится. Хорошо подкованный собеседник на каждое ваше утверждение сможет найти аргумент, ставящий ваши слова под сомнение. Собственно говоря, именно поэтому в сегодняшнем мире столько безбожников – ведь нынешние люди, совершившие такой технический прорыв, какой мы можем наблюдать, как никогда уверовали в себя, в возможности своего разума и в свои силы. А там, где надеются на себя, там нет места для Бога – Он попросту не нужен. Это прекрасно понимали лидеры Советского государства, неустанно подчёркивавшие народные достижения, и не случайно Хрущёв клялся, что в самом недалёком будущем покажет по телевидению «последнего попа». Однако, этого не случилось. Более того. Невзирая не только на технический прогресс, но и на гонения, Церковь существует и по сей день. Почему же в то время, как одни люди отказались от веры, другие не сделали этого? Потому что, благодаря общению Св.Духа, они знали, что всё, заключённое в имени Христовом – правда. Это знание нерационально, оно приходит помимо разума, но оно сильнее, чем все рациональные доводы. Когда к тебе посредством Святого Духа прикасается Христос, доводы рассудка теряют всякую силу. Писание говорит, что Бог любит нас, что Он хочет, чтобы уже на этой земле люди жили в системе ценностей Божьего Царства и что образ мышления и жизни, предлагаемый Иисусом, во всех отношениях правильнее и лучше, чем то, что исповедует мир, потому что предлагаемое Иисусом открывает дорогу к бессмертию, к Царству Бога, которое в свой час придёт в силе и славе, став единственной реальностью. Но мало ли что написано в Библии. В конце концов, священных книг в этом мире немало, и каждая предлагает нечто своё. Многие так и рассуждают. Почему же мы принимаем сказанное в Писании, как непреложную истину? Именно потому, что, как уже было сказано, нас коснулся Святой Дух. В этом соприкосновении на мгновение приоткрылась Божественная полнота: неизъяснимое величие Бога, а вместе с тем Его милосердность и любовь. Верующий не всегда может обосновать свои убеждения, потому что обретает их не через разум, но, тем не менее, твёрдо знает, что пребывает в истине. Однако, если всё это действительно так, то почему в самой Церкви так много людей, ничем не отличающихся от людей мира? – людей, которые с великим усердием радеют не о служении, а о своей выгоде, о своей карьере?

Дело в том, что Св.Дух не кричит. Как сказано ещё в Ветхом Завете, Бог является верным не в громе и буре, но в дуновении тихого ветра. И для того, чтобы услышать Его голос, надо не просто произносить много слов на богослужении, но размышлять над ними и претворять их в жизнь. А для того, чтобы такое претворение стало возможным, нужно просить Св.Духа о разъяснении и водительстве. Чем внимательнее будешь вслушиваться, тем лучше будешь слышать и тем проще будет идти по пути Господа. Многие христиане к сожалению забывают, что надо не только рассуждать об этом пути, но и идти по нему. Рассуждения, не подкреплённые делом – не более, чем не приносящий никакого плода пустоцвет. Господь указывает, что и как делать – дальнейшее зависит от человека. Разумеется, следует иметь в виду, что водительство Св.Духа вовсе не означает, что с мирской точки зрения у тебя будет всё хорошо, потому что пути Бога и мира различны. Но верные ищут единства не с миром, а с Богом и главный критерий для нас не «хорошо» или «плохо», а «правильно» или «неправильно».

Господь сказал ученикам: «Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. И видящий Меня видит Пославшего Меня». Св.Дух укрепляет нас в вере и помогает осознать, что Иисус – не пророк и не учитель мудрости, каковых на протяжении истории было немало. Он есть Христос, Единосущный Сын Божий. Пророков и учителей много, Иисус единственен. Его Слово есть абсолютная истина, и нет под небесами другого имени, которым мы могли бы спастись! Именно об этом возвестили апостолы после того, как Св.Дух дал им разумение и способность проповедовать. Таким образом, без действия Св.Духа, мы не можем ни веровать, ни тем паче исполнять своё предназначение, т.е. быть свидетелями и посланниками Иисуса. Апостолы сами по себе не могли ничего – вдохновляемые Св.Духом, они смогли изменить мир. Точно также и мы – сами по себе слабые, с помощью св.Духа мы можем обрести силу, позволяющую совершить многое. В т.ч. с помощью Св.Духа мы сможем доверять Иисусу и возвещать Иисуса, дабы менялось наше собственное бытие и люди, пребывающие в общении с нами, обращались к Господу и становились наследниками той великой благодати Небесного Отца, о Которой сказал Иисус: «И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 20.05.2018




Другие проповеди по этому же поводу:

04 Июня 2017 - Торжество Сошествия Св.Духа (Пастор  Д. Лотов)
15 Мая 2016 - Торжество Сошествия Св.Духа (Пастор  Д. Лотов)
24 Мая 2015 - День Сошествия Св.Духа (Пастор  Д. Лотов)
08 Июня 2014 - ПРИДИ К НАМ, ДУХ ЖИЗНИ! Проповедь на День Пятидесятницы (Пастор  Г. Азиков)
19 Мая 2013 - Проповедь на День Пятидесятницы (Пастор  Г. Азиков)
27 Мая 2012 - Проповедь на день Пятидесятницы (Пастор  Г. Азиков)
12 Июня 2011 - На день ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ (Пастор  Г. Азиков)
27 Мая 2010 - Проповедь в четверг после Пятидесятницы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)