МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
29 Марта 2018 года

Страстной Четверг


Ин. 13:1-15
Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришёл час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец всё отдал в руки Его, и что Он от Бога исшёл и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Пётр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Пётр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.

Сегодня, в Четверг Страстной недели, мы вспоминаем Тайную Вечерю, во время которой было установлено Таинство Пресвятой Евхаристии. Но установление Таинства произошло в конце Вечери, а перед её началом совершилось омовение ног ученикам, о котором мы прочитали в Евангелии Иоанна. Причём Иисус, завершая таковое, сказал: «если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам». И вот вопрос: должны ли мы понимать эти слова совершенно буквально? Должны ли мы омывать ноги ближним дома или во время богослужения? Ведь некоторые так и делают – например, омовение ног является составной частью некоторых богослужений Адвентистов Седьмого Дня. Да и в Католической Церкви такой обычай существует в папской литургии Страстного Четверга. Однако, в Писании не сказано, что апостолы совершали сие, да и в их посланиях мы не находим на сей счёт никаких указаний. Так для чего Спаситель омыл ноги ученикам и как в связи с этим нам должно поступать? В прежние времена дороги не были покрыты асфальтом, а люди не носили ботинок, так что ноги, конечно, сильно грязнились. Но это ещё полбеды. По земле ходили не только правоверные иудеи, но и всевозможные грешники и, что ещё хуже, язычники. Поэтому пыль дорог не только загрязняла ноги, но и оскверняла верующего. А в осквернённом состоянии нельзя было приступать к Пасхальной трапезе, которая была не столько трапезой, сколько важнейшим ритуалом. Поэтому ноги должны были быть омыты, ритуально очищены. Сие омовение совершали либо слуги, либо рабы. Вот почему Пётр, донельзя удивившись намерению Иисуса, говорит: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?». А затем ещё более решительно: «не умоешь ног моих вовек». Ведь Иисус снял с Себя верхнюю одежду, т.е. подошёл к Петру именно в облике раба. Далее Пётр предложил Ему омыть руки и голову, т.е. чтобы Иисус действовал как раввин, ибо раввины совершали ритуальные омовения учеников. Но Господь омывает ноги, т.е. действует именно как слуга и раб, а не как раввин или господин. Так что же Он хочет сказать? Какой смысл вкладывает в Свои действия?

Совершаемое Иисусом омовение ног глубоко символично. Раввины часто совершали символические действия для того, чтобы смысл их учения был лучше усвоен учениками. Господь действует в этой же традиции и показывает делом, что Его ученики, кем бы они ни были в земной жизни, должны, отринувши всякую гордыню, надменность и спесь, смиренно служить ближним, быть слугами ближних – причём даже в том случае, если исполняемое служение не привлекательно, не выгодно, не прибыльно и совершается незаметно для окружающих. Такой образ мысли и действий сильнейшим образом противоречит обычному человеческому поведению, потому что хочется-то совсем другого. Хочется денег и комфорта, цветов и оваций. Хочется не служения ближним, а превознесения над ними. И многие христиане, увы, идёт именно этим путём. Но таковой, при всей своей привлекательности и массовости, не ведёт к спасению, потому что не является путём Христа, сказавшего совершенно ясно: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам».

Некоторые вещи делать непросто. Даже очень непросто. Но Господь знает, что сами по себе мы немощны. Поэтому Он даровал нам Таинство Пресвятой Евхаристии. Сие Таинство воссоединякет нас с Господом, как ничто другое в этом мире. Для чего же нужна нам Евхаристия, для чего нужно воссоединение с Господом? Для того, чтобы быть со Христом, смотреть на мир и людей Его глазами и поступать так, как поступал Он, т.е. быть не господами, а слугами и служить ближним в нелицемерной любви. Даже в тех случаях, когда это служение, подобно омовению ног, непочётно, невыгодно, незаметно и не принесёт ни славы, ни выгоды – ничего из того, чем любят похваляться и к чему стремятся люди мира сего. Ибо так говорит Господь: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам». Аминь


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 29.03.2018




Другие проповеди по этому же поводу:

13 Апреля 2017 - Великий Четверг (Пастор  Д. Лотов)
24 Марта 2016 - Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на Страстной (Чистый) четверг (Пастор  И. Чернышев)
02 Апреля 2015 - Страстной Четверг (Пастор  Д. Лотов)
17 Апреля 2014 - Великий Четверг (Пастор  Д. Лотов)
28 Марта 2013 - Великий Четверг (Пастор  Д. Лотов)