МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
09 Апреля 2020 года

Великий Четверг


Лк.22, 14-22
14. И, когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним,
15. и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания,
16. ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.
17. И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою,
18. ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.
19. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.
20. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается.
21. И вот, рука предающего Меня со Мною за столом;
22. впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается.

Размышляя над описанием Тайной вечери, которое мы слышали сегодня в св.Евангелии от Луки, я подумал о том, насколько часто продолжение какого-то процесса бывает непохоже на его начало. Ну вот, например, Тезе. 10 человек уединились в глухой, никому не известной бургундской деревушке, а сегодня это известный во всём христианском мире крупнейший паломнический центр, который каждый год посещает несколько десятков тысяч человек. О событии, которое мы сегодня вспоминаем – об установлении Таинства Евхаристии – можно сказать то же самое. Сегодня это торжественное действо: священник в облачении у высокого алтаря, свечи, орган и т.п. А Тайная вечеря совершалась в простой комнате без всякого антуража. Иисус с учениками возлежал вокруг праздничного стола и не вещал, а просто говорил. Но это тот случай, когда внешнее оформление никак не влияет на суть. А какова суть? Она слишком невероятна, чтобы быть рационально сформулированной. Христос даёт нам Свои плоть и кровь, чтобы воссоединиться с нами и в этом воссоединении даровать Свою силу и крепость, столь необходимые Его верным для следования за Ним по пути праведности к вратам Царства Божия. Сие есть великий дар, данный нам для активного использования. В некоторых Церквах бытует мнение, что к Причастию надо подходить редко, потому что оно требует святости, особой подготовленности. Глубокое заблуждение, потому что никакой святости, своей собственной святости, в нас нет и не будет. Соответственно, если ориентироваться на таковую, то ты никогда не будешь готов. Иисус же ясно сказал, что нужду во враче имеют не здоровые, а больные. Т.е. Причащение есть не награда за святую жизнь, а лекарство для погибших грешников. Бог входит в нас, чтобы даровать нам частицу Своего бессмертия – и нет никакого иного средства преодолеть свою обречённость, свою погибшесть. Поэтому готов к Причащению тот, кто осознаёт себя, как погибшего грешника, искренне сожалеет о своих беззакониях, и не видит иного пути к спасению кроме Иисуса Христа. Соответственно, причащаться надо как можно чаще. Ведь, если ты не воспользовался такой возможностью, то тем самым ограбил себя, лишил себя силы Бога, остался при своей погибшести. Но вот вопрос: означает ли всё вышесказанное, что, если я буду причащаться, то, просто в силу данного действия, буду спасён? Нет.

Ещё раз вернёмся в горницу, где происходит Вечеря. Творится великое Таинство, Господь дарует ученикам Самого Себя. Но вот, звучит диссонирующая нота: «И вот, рука предающего Меня со Мною за столом». Иуда был одним из Двенадцати, присутствовал на Вечере и вкушал Таинство вместе со всеми, однако это вкушение не помешало ему сделать то, что он сделал – предать Христа. Можно сколь угодно долго обсуждать деяние Иуды и даже, как это сейчас некоторые делают, пытаться оправдать его – типа он есть не более как орудие Божественного промысла – но мнение самого Христа на этот счёт совершенно однозначно: «Сын Человеческий идёт по предназначению; но горе тому человеку, которым Он предаётся». Что из этого следует? Что нельзя быть одновременно за Христа и против Него. Предательство Иуды не было совершено под влиянием эмоционального аффекта, какой бывает, например, при убийстве из ревности; не было оно совершено и из страха смерти, способного заставить человека свершить весьма неблаговидные деяния. Это было, как говорят юристы, преступление с заранее обдуманным намерением, да ещё за наличный расчёт. Именно поэтому сказано: «Сын Человеческий идёт по предназначению; но горе тому человеку, которым Он предаётся». Что из этого следует?

Таинство всегда действует, но не всегда оно действует одинаково. Оно может способствовать как оправданию, спасению, так и осуждению. И для того, чтобы оно служило именно к оправданию, оно должно быть соединено с верой. Т.е. причащаться надо, пребывая в доверии Христу. Господь даёт нам Причащение как помощь, как средство укрепления для хождения Его путями, но надо восхотеть идти. А если приобщаться Св.Тайн так, как приобщился Иуда, т.е. пребывая в сознательном грехе без всякого признака раскаяния, то оно послужит только в осуждение.

Тайная Вечеря не закончилась 2000 лет назад – она продолжается и сегодня, ибо и сегодня мы встречаемся со Христом за Его столом в Евхаристии. Вопрос в том, как именно встречаемся? С верой, с полным упованием, с раскаянием в грехах или в упорном противостоянии Богу, без покаяния, без желания примириться с Господом? Иными словами, мы со Христом или против Христа? Господь сказал об Иуде: «Сын Человеческий идёт по предназначению; но горе тому человеку, которым Он предаётся». Да не скажет Он этого ни про кого из нас. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

18 Апреля 2019 - Великий Четверг (Пастор  Д. Лотов)
29 Марта 2018 - Страстной Четверг (Пастор  Д. Лотов)
13 Апреля 2017 - Великий Четверг (Пастор  Д. Лотов)
24 Марта 2016 - Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на Страстной (Чистый) четверг (Пастор  И. Чернышев)
02 Апреля 2015 - Страстной Четверг (Пастор  Д. Лотов)
17 Апреля 2014 - Великий Четверг (Пастор  Д. Лотов)
28 Марта 2013 - Великий Четверг (Пастор  Д. Лотов)