МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
29 Августа 2010 года

13-е воскресенье после Троицы


1. Ин.4,7-12:

Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.

Братья и сестры!

Во всей литературе есть только две темы – любовь и смерть. 16 раз встречается слово «любить» и однокоренные слова в нашем кратком отрывке из послания. Мы все тоскуем по тому, чтобы нас любили. И догадываемся: наша жизнь лишь тогда может считаться исполненной смысла, если любить удается нам самим.

Любовь жизненно важна для человека. Это демонстрирует эксперимент, который, якобы, провели при императоре Фридрихе II. Ему хотелось выяснить, какой язык является пра-языком всего человечества. Он приказал, чтобы семерых новорожденных вскармливались не их матери, а кормилицы. При этом им было совершенно запрещено разговаривать с младенцами или каким-либо образом показывать им человеческое расположение. Результат эксперимента был крайне неожиданный. Все младенцы умерли в течение 3 месяцев, хотя не испытывали никакого недостатка ни в чем, кроме любви. Без любви нет жизни. Дети, испытавшие недостаток любви, часто имеют поведенческие проблемы. Люди, чья тоска по любви так и осталась неудовлетворенной, часто бывают язвительными и жесткими. Если любовь рушится, рушится весь наш внутренний мир. А Иоанн говорит нам: Мы любимы! Он называет нас «возлюбленными». Еще прежде того, как мы могли бы полюбить Бога, Бог даровал нам Свою любовь. Видимой она стала в первую очередь во Иисусе Христе. В Нем Бог стал ради нас человеком – из любви. Во Иисусе Бог даровал нам Самого Себя. Из любви к нам Иисус отдал жизнь свою за нас. Этим Он подарил нам жизнь – полноценную, исполненную мира – здесь и сейчас и вечную – после земной кончины. Вот так любовь и жизнь – две главные темы – встречаются у Иоанна. Чтение Библии – интересное дело! В качестве любимых Богом людей, нам теперь надлежит стать еще и любящими. Любить Бога и при этом не любить ближнего – в соответствии с Иоанном это быть просто не может. Для Иоанна любовь является признаком принадлежности к христианству. Что христиане должны любить – об этом знают даже те, кто о христианстве больше не знают ничего. И по праву истинность нашей веры определяется присутствием в нашей жизни, в наших церквах любви. Если мы правильно отвечаем на любовь Божию, то любовь наша самоотверженна, бескорыстна и не претендует на взаимность. Св. Франциску приписывают следующую молитву: Господи, научи меня стремиться не к тому, чтобы любили меня, но чтобы я любил».

Что могло бы нас подвигнуть на такую самоотверженную любовь, дорогие братья и сестры? Как у Лютера, так и в русском переводе Библии читаем «если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга». Но что имеется в виду под этим «должны»? Может, это предостерегающий воздетый к небу указательный палец? Или призыв к добру, который в конце концов обращен в пустоту? Или Иоанн имеет в виду некое моральное обязательство? Налагает ли на нас любовь Божия обязательство любить? Однако, я не думаю, что такое «обязательство» является истинной мотивацией к любви для Иоанна. Бог настолько щедро одарил нас любовью, что мы не обеднеем, если поделимся этим даром с другими. Нас мотивирует к любви щедрость Божия.

Иоанн пишет, что любовь от Бога. Всякий любящий знает Бога. Любящий рожден от Бога. Да с любовью дело обстоит так же, как с младенцем. Новорожденный не может сотворить себя сам. Он обязан своим появлением на свет двоим людям, и – в идеальном случае – любви между ними. Так же и любовь наша зарождается от любви Божией к нам. Она, так сказать, дитя любви Божией. На того, кто действительно понял, что любим Богом, изливается целый поток любви Божией. Любовь Божия начинает побуждать этого человека любить других. Вы любимы! Для Иоанна это обетование стоит в самом начале. Это обетование предшествует всем призывам к любви. Мы делаем большую ошибку, когда призываем людей любить друг друга, не говоря им при этом, что они тоже любимы.

Дорогие братья и сестры! Божия любовь является источником всей любви вообще. Перед нашим собором есть так называемая «детская клумба», на которой представлено солнце с расходящимися от него лучами. Лучи сходятся к центру – к солнцу. И чем ближе к солнцу, тем ближе они друг ко другу. Давайте же будем искать любви Божией, чтобы стать ближе друг другу. Аминь


Другие проповеди по этому же поводу:

10 Сентября 2017 - 13-е Воскресенье после Троицы (Кюстер  Е. Романенко)
21 Августа 2016 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
30 Августа 2015 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
14 Сентября 2014 - Кто мой ближний? Проповедь на 13 Воскресенье после Троицы (Пастор  Г. Азиков)
18 Сентября 2011 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
17 Августа 2008 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)