МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
26 Августа 2018 года

13 воскресенье после Дня Св.Троицы


Мф.5,43 – 6,4
Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Сегодня в Евангелии от Матфея мы слышали два наставления Иисуса – о любви к врагам и о милостыне. Эти наставления настолько разные, что невольно возникает вопрос: что между ними общего кроме личности изрекшего их? Почему календарь объединил их? Потому, что, несмотря на всю разность тем, они говорят об одном и том же – о сущности христианина, о его мышлении, системе ценностей и следующем из таковой образе жизни.

Трудно ли идти по христианскому пути? Иногда кажется, что проще простого. Крестился, ходишь на богослужения, молишься, причащаешься и никаких проблем – вроде бы всё в порядке. Многие именно так и полагают. Есть даже полагающие, что достаточно просто креститься и заглянуть в церковь раз или два в год. Но именно поэтому в Церкви так много формальных, ложных христиан, так много всяческого непотребства, вызывающего негодование даже у неверующих – причём как среди клира, так и среди мирян. Есть такое изречение: христианином не рождаются, а становятся. Истинно так. И вот, в этом становлении присутствие на богослужении и даже приобщение Св.Тайн есть только вспомогательные средства, которые сами по себе, без соединения с главной сущностью, так и останутся чем-то внешним, не ведущим к спасению. А что главное? Внутреннее преображение, μετανοια, изменение сущности, при котором человек сохраняет прежний вид, но его внутренняя сущность меняется столь сильно, что в реальности это уже другая личность, для которой возможно то, что ранее возможным не было. Христос даёт два очень ярких примера, из коих первый звучит так: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Ещё раз прочитаем то, с чего Он начинает: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». Такое отношение как для неверующего, так и для формально воцерковлённого вполне естественно и логично – раз враг, то надо перегрызть глотку, ибо мёртвые не кусаются и прав тот, кто ударит первый. В мире этот принцип прекрасно работает, потому что любить умеют далеко не всегда, а вот ненавидеть – это сколько угодно. Соответственно и действуют – от подбрасывания мусора под дверь вплоть до убийства. В Церкви происходит то же самое – 7 лет назад мы имели возможность убедиться в этом на личном опыте. Но истинный христианин живёт совершенно иначе: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Обычный человек на такое не способен в принципе - подобный образ действий идёт против его натуры. Способность жить так может дать только преображение сущности и мышления, постепенно совершающееся в душе силой веры, силой доверия Богу, отдачи себя Ему.

Та же самая тема, хотя может быть и не столь ярко, звучит во втором назидании: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди». Ведь это так естественно – помочь, испытывая при этом чувство глубокого внутреннего удовлетворения от собственной благости, доброты и т.д. Соответственно, не менее естественно похвалиться собственной хорошестью. И хвалятся. И ещё как хвалятся. В этой похвальбе неверующие успешно объединяются с формальными христианами, среди которых могут быть даже высшие иерархи. Т.е. помощь ближнему превращается в средство для самолюбования и саморекламы. Это предельно естественно, ибо в миру для вылезания наверх все средства хороши – даже самые бессовестные. И опять-таки, истинный христианин действует иначе, потому что имеет иную натуру, мышление, ценности. Соответственно и поступает именно так, как говорит Иисус: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне».

Приобщение к Церкви происходит по разным причинам – вплоть до веяний моды. Но только одна из них серьёзна и имеет перспективу – осознание того, что Христос есть истина, поэтому всякий иной путь – ложь, и потому дальнейшее следование им невозможно. Всё, что есть в Церкви: и таинства, и молитва, чинопоследование богослужения и даже внутреннее убранство ведут к одному - к познанию этой истины, её принятию, возрастанию в доверии Христу и к преображению, той самой замене сущности, о которой говорилось ранее. Все средства благодати в конечном счёте ведут к тому, чтобы преобразиться и уподобиться Христу, а тем самым, соответственно, уподобиться Богу, о чём Господь говорит: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». И если ты действительно принял Христа, принял Его истину, то уже не можешь остаться прежним. Верный призван смотреть на мир и на ближних глазами Бога, глазами Христа и поступать так, как поступал Он. В т.ч., например, благотворить ближним не потому, что захотелось потешить своё тщеславие, а потому, что при взгляде на их бедствия ты чувствуешь боль и не можешь жить спокойно, пока они страдают, потому что тебе не всё равно, что с ними будет. Что же касается молитвы за врагов, то ты молишься за них, потому что видишь, что в своей ненависти они не ведают что творят, как не ведали этого распинавшие Христа. Он молился за распинателей не ради того, чтобы напоследок покрасоваться, но потому что страдал от того, что эти люди собственными руками уничтожают своё будущее, свою вечность. Иногда смотришь на какого-нибудь мерзавца (благо их сейчас предостаточно развелось) и видишь, что он действует не в порыве аффекта, а с заранее и тщательно обдуманным намерением, т.е. очень хорошо знает, что делает. Но знает ли? Знает на шаг вперёд, на два, но на десять уже нет. И то, что сейчас кажется выгодой, впоследствии станет кошмаром и проклятием. Так как же не переживать за человека, который тратит силы на то, чтобы погубить самого себя? И потому за него надо молиться, чтобы Господь просветил его – пусть даже таким ударом, как Павла на дороге в Дамаск. Потому что лучше получить удар и обратиться, нежели не получить и погибнуть. Что ж, понятно. Но вот совсем интересное наставление: «благословляйте проклинающих вас». Звучит как полная нелепость, против которой восстаёт весь здравый смысл. Вопрос лишь в том, куда этот здравый смысл может привести – к ответному проклятию, к насилию, к вендетте? Если действовать в этом ключе, то уподобишься шестерне, которая сцепляется с другой и потому не может остановить своего вращения. Т.е. конфликт будет длиться и только нарастать. Благословение же подобно педали сцепления, которое разводит шестерни, не давая им соприкасаться – в этом случае вращение прекратится. Благословение способно остановить то, что ругань и проклятия только усилят. Согревающее солнце побудит человека снять плащ, в то время как сильный ветер побудит застегнуться на все пуговицы.

Господь говорит: «да будете сынами Отца вашего Небесного». Что это значит? Это значит, что человек призван приблизиться к Богу и уподобиться Ему настолько, насколько это возможно. И Христос, бывший не только Истинным Богом, но и Истинным Человеком, показывает, как это выглядит в реальности. Внешне Он был подобен человеку, но Его сущность была иной. От Его учеников требуется то же. Мир в большинстве своём идёт иными путями, но христианин следует не за большинством, а за Христом, явившим совершенный пример для подражания. Будем взирать на Господа и, с помощью средств благодати, стремиться к изменению нашей сущности, дабы стало по Его Слову: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 26.08.2018




Другие проповеди по этому же поводу:

10 Сентября 2017 - 13-е Воскресенье после Троицы (Кюстер  Е. Романенко)
21 Августа 2016 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
30 Августа 2015 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
14 Сентября 2014 - Кто мой ближний? Проповедь на 13 Воскресенье после Троицы (Пастор  Г. Азиков)
18 Сентября 2011 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
29 Августа 2010 - 13-е воскресенье после Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
17 Августа 2008 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)