МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
30 Августа 2015 года

13 воскресенье после Дня Св.Троицы


Мф.6, 1-4
Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Что такое милостыня? То же самое, что и благотворительность; то же самое, что и помощь нуждающемуся, т.е. дело весьма достойное. Теперь представьте, что есть некий нуждающийся, который получил милостыню, благодаря которой его жизнь улучшилась. Спрашивается: есть ли какая-то разница в том, от кого и как он получит даяние, и ради чего, с какой целью оно будет дано? Для самого нуждающегося разницы действительно нет никакой. А вот для дающего она есть. Предположим, что дача милостыни, воспомоществование будет неким публичным актом, благодаря которому дающий прославится. И что с того? Если человек получил реальную помощь, то почему бы давшему эту помощь не получить некую толику почёта со стороны общества? Мир так и полагает, поэтому благотворительные акции широко рекламируются. Такая-то звезда пожертвовала в такой-то фонд столько-то – все умиляются, всем хорошо: фонд получает возможность для более широких действий, звезда получает некий бонус к своему имиджу, народ получает повод для восхищения и пример для подражания. Но если всё хорошо, то почему же Иисус говорит нечто совершенно иное: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного»? Причин этому несколько.

Начнём с того, кому даётся милостыня. Профессиональные нищие, которых мы можем в изобилии видеть на улицах нашего города, люди достаточно бесстыдные, выставляющие своё убожество на всеобщее обозрение. Впрочем, стоит заметить, что чаще всего это убожество мнимое. Когда в конце 80-х годов я работал в Консерватории, то видел, как в консерваторскую столовую приходил нищий – не ради того, чтобы поесть, а для обмена мелочи на банкноты. Я получал 90 руб в месяц. Этот человек каждый второй или третий день менял порядка 30 рублей. Спрашивается, кто из нас двоих был более неимущим? В отличие от профессиональных нищих, нормальный человек, обладающий чувством собственного достоинства, никогда не кричит о своих проблемах и даже особенно ничего ни у кого и не просит, потому что ему претит выставление на всеобщее обозрение своей бедности, несчастья и т.д. Костюм может быть старым, но он будет вычищен и отглажен. Обстановка в комнате может быть более чем скромной, но всё будет вылизано до блеска. Примеры того, насколько люди, оказавшиеся в затруднительных обстоятельствах, берегут своё достоинство, можно в изобилии найти на страницах мемуарной литературы. Публичная благотворительность при всех своих плюсах имеет большой минус: она обнаруживает тщательно скрываемое, поэтому особой радости благотворимому не доставляет. Если, конечно, таковой обладает чувством собственного достоинства. Когда же таковое утрачено, то приходит безразличие. Достоинство многих людей в нашей стране оказалось утраченным – вспомните пакеты с гуманитаркой, которые раздавались в 90-е. Люди были готовы записаться в какую угодно организацию, лишь бы их получить. В некоторых общинах такие «гуманитарные прихожане» стали настоящей проблемой, потому что Слово Божие их не интересовало, но на собраниях общины они высказывались весьма громко.

Теперь рассмотрим другую сторону, т.е. дающего. Мы знаем, что человека спасает вера, которая является первичной по отношению к делам, т.е. дела человека определяются его верой. Именно поэтому Господа интересует не даяние как таковое, а его причины. Его интересует не просто сам факт милостыни, но причина, побудившая меня дать таковую. О первом варианте причины мы говорили вначале: я даю милостыню, чтобы создать себе имидж, т.е. я использую бедственное положение ближнего как средство для своего карьерного роста. Соответственно, творя милостыню, я ожидаю воздаяния сторицей от тех, кто оценит соделанное мною надлежащим образом. Что же касается ближнего как такового, то он мне совершенно безразличен – он просто орудие, посредством которого я могу подняться выше. Второй вариант: я помогаю ближнему, потому что меня глубоко волнует его нужда. Я хочу послужить ему, поэтому не ожидаю никакого воздаяния, не думаю о себе и, помогая, не афиширую содеянное, не привлекаю внимание ни к себе, ни к тому, кому помогаю. Вот это и есть то самое, о чём говорит Иисус: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне». Этот вариант угоден Богу, потому что побудительной силой в данном случае является любовь. Когда же человек действует, движимый любовью, он действует в Духе Божием. А именно такого действия – действия во Св.Духе - и хочет от нас Господь.

В городах с многоконфессиональным населением нищих можно увидеть у дверей католических и православных церквей. Но у лютеранских церквей вы их не увидите, потому что в нашем исповедании разделяли попрошаек, которых не жаловали, и людей, действительно оказавшихся в трудных обстоятельствах. В т.ч. в городах, принявших Реформацию, установился такой порядок: если в городе появлялся нищий, городской совет должен был предложить ему работу. Если же этот человек не хотел работать, то должен был покинуть город. Помощь ближнему должна быть реальной, действенной и вести ко благу. Подающий гроши профессиональным нищим, пасущимся у церковных дверей, только поощряет порок, да и для самого дающего никакой пользы в таком деянии нет, потому что ни о какой любви в данном случае речь не идёт. Ведь я не стремлюсь вникнуть в проблемы этого человека, оказать ему реальную помощь. Он мне в общем-то глубоко безразличен, поэтому в данном случае милостыня превращается в акт фарисейского законничества, когда важна не суть, но внешняя форма. И поистине, только совершенно извращённое сознание способно возвести такое деяние в ранг добродетели.

Господь ждёт от нас не формальных, а истинных дел. Для того, чтобы совершить таковые, нужно, доверяя Господу, держать глаза и сердца открытыми. И тогда Господь покажет тех, кто действительно нуждается в помощи. Но для того, чтобы помогать им именно так, как хочет Господь, мы должны видеть в этих нуждающихся лик Иисуса. Служа ближним, мы служим Самому Господу, Который сказал: что сделали одному из малых сих, то сделали Мне. Поэтому-то правая рука и не должна знать то, что делает левая. Господь знает. А если Он знает, то всё в порядке, потому что мы служим ближним не ради одобрения от людей, а во имя Иисуса, и сегодня говорящего Своим ученикам: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

03 Сентября 2023 - 13-е воскресенье после Троицы (Пастор  Е. Романенко)
29 Августа 2021 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
06 Сентября 2020 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
15 Сентября 2019 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Августа 2018 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
10 Сентября 2017 - 13-е Воскресенье после Троицы (Пастор  Е. Романенко)
21 Августа 2016 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
14 Сентября 2014 - Кто мой ближний? Проповедь на 13 Воскресенье после Троицы (Пастор  Г. Азиков)
18 Сентября 2011 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
29 Августа 2010 - 13-е воскресенье после Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
17 Августа 2008 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)