МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
29 Августа 2021 года

13 воскресенье после Дня Св.Троицы


1 Ин.4, 7-10
7 Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога.
8 Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.
9 Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.
10 В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.

За время служения мне не раз доводилось слышать попытки сравнения лютеранства с другими христианскими исповеданиями. Порою весьма занятные. Вот, например, сравнивают нас с православными и говорят что-то типа: ой, как у вас тут всё просто и демократично. Насчёт демократичности не знаю, не уверен, да и само слово в данном случае малоподходящее. А вот говорить о нашей простоте может только человек, вообще ничего не понимающий в христианстве. Как ни парадоксально это звучит, чем больший процент в повседневности духовного бытия принадлежит обрядам, тем проще в таком исповедании находиться. Как такое возможно? Очень просто. Предписанные обряды можно совершать чисто автоматически, совершенно не вникая в их суть. И потом пребывать в полном спокойствии, потому как с Богом разобрались, в списке дел на неделю «оптичили» очередной пункт и можно двигаться дальше. Но в лютеранском исповедании обрядам не придаётся особого значения. Центральный тезис Реформации - спасение через веру. А вера есть состояние души, питаемое личными отношениями с Богом. Личные же отношения невозможно выстроить на формальных действиях. Сам Иисус неоднократно говорил о том, что Его ученики – это не те, кто говорит Ему «Господи, Господи», а те, кто исполняет волю Небесного Отца. Но для того, чтобы исполнить волю Божию, нужно знать её. А чтобы знать её, нужно вникать в Божье Слово. И вникать в него с доверием к Богу. Так в чём же простота? Во внешних действиях? Но жизнь христианина определяется не внешними действиями, а состоянием души, её доверием Богу, каковое побуждает познавать Его волю и таковую исполнять.

Именно о состоянии души и говорят нам услышанные сегодня слова Первого Послания св.Иоанна: «7 Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога. 8 Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». О чём тут говорится? О том, что есть Божественная сущность, и человек может говорить о себе, как о принадлежащем Богу только в том случае, если пребывает в этой сущности, пребывает в соответствии с нею. А если не пребывает? Если не пребывает, то, увы, не познал Бога. Но если ты не познал Бога, то какой ты христианин? Внешних христиан, христиан по названию, полагающих, что принадлежность Богу исчерпывается соблюдением некоего набора внешних действий обрядового свойства, много. Очень много. Возможно, даже большинство. Особенно сейчас, когда всё больше извращений объявляется нормой. Но ориентированность на внешнее - это как раз то самое, на чём погорели иудеи, ненавидевшие Христа именно за Его пренебережение теми самыми внешними, придуманными людьми условностями. Вот уж где ритуал был на первом месте! И то, что этот ритуал ничего не определяет, сыны Израилевы так и не смогли вместить. Именно поэтому соответствующие поучения Господа вызывали злобу и ненависть. Таковые свойственны людям, когда происходит покушение на устои, почитаемые ими священными, несмотря на их чисто человеческое происхождение. Увы, христиане пошли по тому же самому пути. Вспомним старообрядческий раскол. Изменили распорядок богослужения. Катастрофа, антихрист среди нас! И сколько страданий, мучений и крови было из-за этого! Причём с обеих сторон. Одни яростно сопротивлялись нововведениям вплоть до самосожжения; другие вводили новый распорядок самыми репрессивными методами. А что божественного было как в старом, так и в новом варианте? Ничего. Вообще ничего. Люди чувствовали себя борцами за веру. Но при чём тут вера? Вообще не при чём. Так где же тогда Божественный путь, где истинное христианство? Об этом мы слышали сегодня у Апостола Иоанна: «7 Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога. 8 Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь».

Ну ладно, будем любить. Только как? Лобызаться с каждым встречным, выражая эмоции в пылких объятиях? Бред. Для того, чтобы понять, каков правильный путь, нужно не гадать, а смотреть на Бога, открывшегося нам во ипостаси Иисуса Христа. Апостол говорит: «9Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него». Итак, любовь Божия выразилась не в объятиях и не в лобызаниях, а в служении Христа. В служении, совершавшемся, невзирая на неприятие и отторжение, на непонимание даже со стороны учеников. Христос терпеливо указывал на путь спасения и являл Божественную любовь как словом, так и делом. Чем Его за это вознаградили? Крестом, страданием и смертью. Но в том-то и суть, что истинная любовь не зависит от воздаяния и действует не из расчёта на воздаяние! Она просто действует, потому что не может иначе. Христос сошёл в этот мир и служил людям не из-за их достоинств, а вопреки их несовершенству, неблагодарности, скотству. Как сказано в Импропериях Страстной Пятницы, «Я накормил тебя манною и напоил водою из камня в пустыне, а ты дал Мне пить уксуса, смешанного с желчью». Вот что такое истинная любовь. Каким же образом нам любить своих ближних, чтобы воистину быть рождёнными от Бога? Точно также. Служить им словом и особенно делом, являя благость Божию и указывая путь к спасению и жизни. Мы приходим на мессу, которую называем также богослужением, т.е. служением Богу, но было бы весьма ошибочно полагать, что служение Богу совершается только во время мессы, а во всё остальное время происходит нечто иное. Вся жизнь христианина должна быть служением Богу, потому что в каждый день мы соприкасаемся с ближними, и только от нас зависит, кем мы будем для них – служителями Господа или собутыльниками дьявола. Мы собираемся на мессу, дабы в своём доверии Богу через Слово обрести разумение Его воли и через Святое Таинство обрести силу, потребную для служения. А дальше нужно служить, используя то, что обрели здесь. Никто не говорит, что это легко. Человек – существо неблагодарное и, если ты служишь, надеясь на взаимность, то напрасно. Скорее всего, таковой не будет. Или будет, но намного меньше, чем хотелось бы. Между тем, Апостол говорит нам совершенно ясно: «10 В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши». Бог пришёл к людям и служил им, несмотря на то, чем они Ему ответили. Точно также и мы призваны идти к ближним и служить им, не ожидая ни принятия, ни понимания, ни взаимности. Однако вопрос: если это так, то зачем служить? Зачем жить, получая по большей части огорчения, если есть возможность получать удовольствия? Для обретения ответа нужно опять-таки воззреть на Христа. Господь такого вопроса не задавал – Он делал то, ради чего пришёл в мир. Соответственно, и нам его задавать не стоит. Мы –ученики Христа, и наша награда на небесах. Потому последуем путём нашего Учителя, вооружившись словами св.ап.Павла: «Для всех я был всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

06 Сентября 2020 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
15 Сентября 2019 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Августа 2018 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
10 Сентября 2017 - 13-е Воскресенье после Троицы (Диакон  Е.Романенко)
21 Августа 2016 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
30 Августа 2015 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
14 Сентября 2014 - Кто мой ближний? Проповедь на 13 Воскресенье после Троицы (Пастор  Г. Азиков)
18 Сентября 2011 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
29 Августа 2010 - 13-е воскресенье после Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
17 Августа 2008 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)